Наталья Заболотная: «Физическая подготовка нынешней молодежи оставляет желать лучшего»

24/07/2014 - 10:51

Олимпийская призерка по тяжелой атлетике не питает особых надежд в отношении будущего своего вида спорта
Наталья Заболотная, серебряная призерка Олимпийских игр в Лондоне по тяжелой атлетике, уроженка города Сальска Ростовской области, сейчас живет и тренируется в Москве. Своим «серебром» она гордится по праву, но ее вид спорта не из тех, который можно оставить в любой момент. Даже восстановление после присущих ему травм и болезней требует тренировок.
Наталья попала в основной состав олимпийской сборной в последний момент: она числилась запасной, но незадолго до соревнований ее коллега по сборной получила тяжелую травму. Совершенно не ожидая возможности выступить на Олимпиаде, Наталья продолжала интенсивно готовиться. В результате выступление получилось более чем удачным. Заболотная была в шаге от золотой медали: ее сопернице из Казахстана, в итоге ставшей чемпионкой, было достаточно взять в рывке тот же вес, что взяла россиянка, так как она имела меньший собственный вес. После награждения Заболотная сказала, что считает свою серебряную медаль «на вес золота».
— Ваш тренер (Чиж Иван Иванович. — Ред.) сказал, что вы сейчас в Москве. Вы там теперь постоянно находитесь или это рабочая поездка?
— Да, я тут тренируюсь. Практически постоянно.
— В родном Сальске как часто бываете?
— Редко. Может, раз в два месяца.
— Когда мы спрашивали других олимпийцев в рамках нашей серии публикаций, они говорили, что олимпийская медаль — это что-то вроде итога карьеры для спортсмена. Вы же продолжаете тренировки. Какой теперь у вас стимул, к чему стремитесь?
— Сейчас у меня идет упор на восстановление после всего. Уже много лет занимаюсь, и болячки, естественно, дают о себе знать. В соревнованиях последнее время не принимаю участия, но готовлюсь.
— Естественно, до следующей Олимпиады еще много времени. Но, оценивая свои силы, можете ли сказать, примете ли вы в ней участие?
— Пока не могу этого сказать. Естественно, это есть в планах, и мы это обсуждаем с тренером, но еще видно будет. Это достаточно долгий период времени.
— А как в тяжелой атлетике происходит отбор на Олимпиаду?
— Вообще, обычно перед Олимпиадой проходит чемпионат мира, который является «отборочным» чемпионатом. То есть если Олимпиада была в 2012 году, чемпионат мира — в 2011-м. После него еще возможно выступить на чемпионатах России и Европы, которые проходят в апреле и в мае. Там тоже, теоретически, можно получить путевку. Но обычно кто на «мире» выступил хорошо, тот уже целенаправленно готовится к Олимпиаде, чтобы не терять времени.
— Вы сами в 2012 году незадолго до Олимпиады узнали, что именно вы едете. Как это случилось?
— Да. Мне не удалось попасть на чемпионат мира из-за травмы перед самыми соревнованиями. Потом проходил чемпионат России, на котором, так получилось, мне досталось второе место, хотя, в принципе, форма была отличная. Судьба, видимо, так распорядилась. По глупости, думаю: технические ошибки не позволили занять первое место. Это, естественно, привело к тому, что я автоматически попала только в запасные, а не в основную сборную. Даже мой тренер говорил: все, хватит тренироваться, поехали домой. Уже не было вариантов попасть. Очень редко такое бывает, что спортсмен попадает в сборную прямо перед соревнованиями. Такого практически не случается. Обычно кто уже отобран, тот и едет. Неважно, покалеченный ли он, убитый или еще что-то. Надо очень сильно покалечиться, чтобы не попасть. Но мы все обговорили, и моим решением было все-таки остаться и дальше тренироваться, несмотря на то что сам тренер поехал домой. И видимо, все это было не зря. Буквально на последних тренировках спортсменка достаточно сильно порвала спину и не поехала.
— Собираясь на Олимпиаду в последний момент, ожидали ли, что заработаете серебряную медаль и что будете всего в шаге от «золота»?
— Не то чтобы ожидала. Просто у меня всегда была надежда, а может, даже какое-то предчувствие того, что я все-таки поеду, и это заставляло меня тренироваться дальше. Поэтому до последнего у меня в достаточно сильной форме проходили тренировки. Все, на что сил хватало, делала.
— После Олимпиады вы говорили о том, что ваша серебряная медаль — на вес золота…
— Да, и это в первую очередь из-за того, что она далась очень тяжело. И даже не сами соревнования тяжело дались, а, в принципе, поездка. Попадание туда мне было нужно, как воздух. И считаю, что выступление было отличное. Очень редко бывает, когда на Олимпиаде работают на шесть подходов. Это достаточно серьезные соревнования, и у меня результат один из лучших, близкий к своим же мировым. Но, опять же, были и нервы, это все сказывается.
— Вас, наверное, часто спрашивают, как вы сами пришли в этот спорт?
— На самом деле меня мама привела. Ее друг был директором спортивной школы и отвечал именно за тяжелую атлетику. У меня и до этого была активная жизнь: и волейбол, и карате, и еще много чего. Все, что было в Сальске, я перепробовала. Предложили попробовать тяжелую атлетику. 14 января меня познакомили с тренером, 15-го у меня уже была первая тренировка.
— На учебу времени, наверное, не хватало?
— Это точно. Когда начались соревнования, было совсем не до нее.
— А сейчас как оцениваете ситуацию с легкой атлетикой в стране? Понимаю, вы еще не знаете, поедете ли на следующую Олимпиаду, но как считаете, стоит ли с уверенностью ждать от сборной медалей?
— От России точно стоит! Уверена, наши спортсмены вернутся с медалями.
— А о новом поколении что думаете?
— Насчет нового поколения сомневаюсь. За выступлением молодежи, конечно, следят, и пока очень сильных атлеток среди молодых не заметно.
— Есть предположения, с чем это связано?
— Нет одаренных детей. Каждый ведь сам должен понимать, что ему лучше всего удается, и идти в этом направлении. Родители должны это видеть у детей. Сейчас подготовка у детей очень страдает, и особенно «физика» оставляет желать лучшего.
— Вам самой тренерской работой еще не приходилось заниматься?
— Пока нет. Подумываю со временем начать заниматься консультациями, но четких планов на этот счет еще нет.
— Многие родители опасаются отдавать девочек в тяжелую атлетику, так как считают, что этот спорт может навредить здоровью, в том числе женскому. Вы можете развеять такие страхи?
— Этого в двух словах не расскажешь, это темя для целой беседы. Я могу привести массу примеров того, как женщины сидят в офисах и имеют и грыжи, и женские болезни. Я знаю, что болезни на самом деле возникают не из-за чего-то вовне, а прежде всего из головы. У меня у самой есть какие-то болячки, но я понимаю, что это не из-за того, что я занимаюсь таким спортом. Что-то не так сделала, где-то поленилась.
— Неужели спортсмены вашего уровня могут лениться?
— Еще как. Вроде занимаешься серьезными вещами, а в мелочах лишний раз даешь себе расслабиться.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ