МИРНЫЙ ПЛАН ПО-КИЕВСКИ
ОСКОЛКИ ОТ УКРАИНСКОГО ПЕРЕМИРИЯ СЫПАЛИСЬ ВО ВСЕ СТОРОНЫ
Десять дней так называемого перемирия на юго-востоке Украины подошли к концу. «Режим прекращения огня, объявленный президентом 20 июня и продленный до 22:00 30 июня, считается таким, действие которого завершилось», — сообщила 1 июля пресс-служба президента Украины. Вот только интересно, а можно ли назвать то, что происходило эти десять дней на востоке страны, перемирием? Насколько кардинально изменилась ситуация после него? И на что можно рассчитывать или же чего опасаться в ближайшем будущем?
Мирные обстрелы и мирные вооруженные столкновения
Итак, 20 июня. Петр Порошенко представил мирный план по урегулированию ситуации на Донбассе и заявил о прекращении огня до 27 июня. Руководитель группы информирования АТО Владислав Селезнев сообщает «Интерфакс-Украине», что в 22:00 украинские военнослужащие прекратили огонь в связи с соответствующим приказом Верховного главнокомандующего Вооруженных сил Украины. Но в то же время ночью вспыхивают бои на КПП «Изварино», граничащем с российским Донецком, и КПП «Должанский», граничащем с Новошахтинском. Столкновения не ограничиваются только украинской территорией — задевают российскую. «Как можно соотнести это с объявленным сегодня властями Киева прекращением боевых действий?» — спрашивают в министерстве. Оказывается, легко. Пресс-служба Госпогранслужбы Украины отчитывается, что виновниками столкновения являются боевики, которые подъехали на автомобилях и открыли огонь по составу пограничного наряда. Генеральная прокуратура Украины даже открывает уголовное производство по факту террористического акта в пограничном пункте пропуска «Изварино» в Луганской области. Как видим, ответственность за содеянное достаточно ловко перекладывается на террористов-сепаратистов и полностью оправдывает украинских силовиков.
21 июня продолжаются минометные обстрелы Семеновки и Черевковки. По окраине Славянска нанесен артиллерийский удар. Продолжается обстрел поселка Ямполь Краснолиманского района. Боевые столкновения происходят в районе поселка Меловое. 22 июня из минометов обстреливается село Ананьевка в Свердловском районе. Недалеко от погранперехода «Краснопартизанск» — тоже обстрел. К вечеру 23 июня — обстрел Приволья и шахты «Привольнянская». Повреждена подстанция, несколько человек заблокированы в шахте. 24 июня ведутся бои в пригороде Донецка. Продолжаются обстрелы Славянска, Краматорска, Счастья и других городов. 25 июня — артобстрел Антрацита, в результате чего погиб десятимесячный ребенок. Стрельба рядом с пограничным пунктом пропуска «Мариновка». 26 июня — обстрел окраин Краматорска и возобновление обстрела Славянска. Ожесточенная стрельба в Донецке. 27 июня президент Петр Порошенко продлевает режим неприменения силы до 22:00 понедельника, 30 июня. Однако 28 июня вопреки распоряжению Порошенко на территориях, граничащих с Российской Федерацией, по-прежнему ведется стрельба. Как рассказал руководитель пресс-службы Пограничного управления ФСБ по РО Василий Малаев, три снаряда украинских военных попали на территорию Ростовской области. Один серьезно повредил здание на МАПП «Гуково», два других попали в населенные пункты Шахта № 24 и хутор Васецкий.
Продление перемирия совершенно не касается Краматорска — 29 июня город подвергается обстрелу из минометов и гаубиц, в районе аэродрома идет бой. В этот же день в Славянске — артобстрел. Мишенью становится рынок, переполненный мирными жителями. Уцелевшие говорят: «По асфальту текут буквально реки крови, даже не лужи». Также в Славянске обстреливается Александро-Невский кафедральный собор. 30 июня — артобстрел поселка Металлист близ Луганска. В самом Луганске в Каменобродском районе снарядами разрушены несколько жилых домов. Идут интенсивные бои в районе Красного Лимана. А к вечеру глава Украины сообщает, что перемирие и переговоры не дали результата, потому власти Украины для наведения порядка на востоке введут военное положение в Донецкой и Луганской областях и начнут активные боевые действия. Вопрос: а что же было все эти десять дней?
Украинские СМИ: ничего не вижу, ничего не слышу, знаю только то, что хочу
А все эти десять дней, по мнению украинских СМИ, террористам-ополченцам была дана возможность сложить оружие, но они не соизволили подчиниться. Если посмотреть пресс-конференцию Валерия Болотова от 20 июня, то видно, что он в явном недоумении: как Петр Порошенко намеревается воплощать этот мирный план в жизнь, особенно с учетом того, что отступаться от своего выбора Луганская Народная Республика не намерена. Однако это украинские СМИ игнорируют и приписывают Болотову смелое заявление. «Складывать оружие здесь никто не намерен до полного вывода войск или полного уничтожения личного состава украинских наемников», — цитирует Радио «Свобода» слова Болотова, называя его лидером незаконной группировки.
Намерение Порошенко, декларируемое как мирное урегулирование конфликта, кажется вполне разумным. И в первые дни перемирия к нему относятся с должным вниманием. В частности, президент России Владимир Путин «призывает конфликтующие стороны прекратить любые боевые действия и сесть за стол переговоров». Но в то же время Путин считает, что предложенный Порошенко план «без практических действий, направленных на начало переговорного процесса, не будет жизнеспособным и реалистичным». «Объявленный мирный план Порошенко не должен носить характер ультиматума ополченцам», — высказывает свое мнение Владимир Путин.
Боевые действия не прекращаются. И инициаторами боев украинские СМИ представляют исключительно ополченцев-»террористов». Невзирая на «подлость и непослушание» последних, Порошенко уверенно соглашается на переговоры. 23 июня в Донецке проходят переговоры, посвященные вопросам урегулирования ситуации на востоке Новороссии. Киевские власти по поручению Петра Порошенко представляет Леонид Кучма. В переговорах принимают участие представители ЕС, Киева, России и Новороссии: посол России на Украине Михаил Зурабов, два представителя ОБСЕ, глава общественной организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук, премьер-министр Донецкой Народной Республики Александр Бородай и лидер движения «Юго-Восток» Олег Царев. Однако не все разделяют эйфорию СМИ от начавшихся мирных переговоров. Александр Казаков, политолог, эксперт в области проблем юго-востока бывшей Украины, так комментирует ситуацию для читателей «Русской весны»: «Я понимаю, что всем хочется прекратить кровопролитие, но давайте называть вещи своими именами! В Донецке прошли не переговоры, а консультации между противоборствующими сторонами при участии посредников. Это — принципиальная разница. В конце концов, ДНР и ЛНР даже не предъявили свои позиции, что является необходимым условием начала переговоров. О чем договорились стороны? О временном (!) прекращении огня до утра 27 июня. Точнее, одна сторона — ДНР и ЛНР — взяла на себя это обязательство в ответ на прекращение огня со стороны Киева. И до тех пор, пока стороны не предъявят друг другу консолидированные позиции, которые можно обсуждать, это будут только консультации, а никакие не мирные переговоры. До них еще дожить надо! Мирные переговоры могут начаться (а могут и не начаться) в результате консультаций. И хочу специально подчеркнуть — это принципиально важно, так как Киев как раз и постарается преподнести встречу в Донецке как начало мирного процесса. Но это не так! И не надо подыгрывать Порошенко & Co».
С большей смелостью описывает на страницах издания OpEdNews происходящее на Донбассе американский журналист Джордж Элайсон. Он уверен, что миллионам жителей региона в ближайшее время грозит этническая чистка. А затем, расправившись с неугодными, ультранационалисты нападут на Россию. Элайсон называет мирный план Порошенко «ультиматумом Новороссии с требованием сложить оружие» и уверен, что план и не собирались воплощать в жизнь. Во-первых, Киев ни разу не шел на диалог с Донецкой или Луганской Народными Республиками. Временами затишья он обычно пользовался для передислокации солдат и оборудования, чему свидетельство — бои в Славянске и Краматорске.
Собственно, едва услышав о перемирии Порошенко, Игорь Стрелков правильно понял происходящее и точно предвидел развитие событий. В интервью 18 июня он так и сказал, что «украинские войска огромными колоннами тянутся от Бердянска к Мариуполю, от Мариуполя на север с целью выйти на исходные позиции для наступления вдоль границы для отсечения Луганской и Донецкой области от естественных каналов помощи продовольствием, горючим». Стрелков уже тогда назвал перемирие всего лишь уловкой киевских властей ради передислокации собственных войск. «Украинская сторона, сосредоточив силы, нанесет новые артиллерийские авиационные удары и перейдет в наступление вдоль границы в обоих направлениях — и с севера, и с юга», — сказал он.
Собственно, так и произошло.
Перемирие не цель, а всего лишь маневр
Уже с первого июля украинские силовики переходят к активному наступлению. В сводке событий Игорь Стрелков пишет: «Николаевка окружена. Связи с гарнизоном нет. Продолжаются непрерывные обстрелы Семеновки, Николаевки, ТЭЦ. Количество расходуемых снарядов таково, что в Чечне такого не видал. Ночью Славянск был неоднократно обстрелян гаубицами. Население охватила паника. Все проклинают Киев, Порошенко и… Россию, которая дала надежду и бросила на произвол карателей.
Если Россия не вступит в дело в самое ближайшее время, Новороссия погибнет в самом скором времени. Славянск погибнет намного раньше, чем все остальные».
5 июля Стрелкову удалось прорвать кольцо, в которое украинская армия взяла Славянск, и отступить по направлению к Краматорску. Игорь Друзь, советник министра обороны ДНР по вопросам информации и политики, так объяснил действия ополченцев: «Дальнейшая оборона силами малочисленных ополченцев против регулярной армии, без надежды помощи со стороны России, означала бы напрасную гибель практически единственных боеспособных, обстрелянных частей Народного ополчения Донбасса. А также и полную гибель города с его мирными жителями». По его оценке, в целом операция Стрелкова блестяще удалась. «Несмотря на неизбежные в таких ситуациях накладки, ему удалось успешно вывести почти весь личный состав, более 90%. И практически все оружие. Этим сильно укрепляется оборона Донецка, что теперь важнее всего…
…Извините, что мы не умерли под Славянском. У нас есть все шансы погибнуть под Донецком, если Россия нам не поможет», — такой репликой завершается послание Игоря Друзя, опубликованное Юрием Крупновым на его странице http://krupnov.livejournal.com/657632.html.
А вот мнение человека, подписавшегося как капитан Владимир Орлов, опубликованное anna-news.info: «С точки зрения тактики, стратегии и военного искусства сражение за Славянск было проиграно. Да, это так!!! И оставлять там на заклание гарнизон, только ради того, чтобы диванные патриоты могли бить себя пяткой в грудь, вопя о мифическом Сталинграде, было, по меньшей мере, глупо и неверно. Отход славянского гарнизона через Краматорск в Донецк позволил Стрелкову не только вывести боеспособные части на новые, ранее подготовленные рубежи обороны, но и существенным образом измотать противника…»
Комментируя заявление Стрелкова и последовавшие за ним события, российский писатель Захар Прилепин написал: «Россию, похоже, ждет война. Но помимо войны — еще и революция». Эти его слова приводит ИАЦ «Кассад». Он обвиняет в малодушии российское правительство, элиту, в интересах которой Россия побоялась оказать военную помощь юго-востоку.
Журналист Сергей Доренко высказал схожую позицию: «Изнеженная столица хочет в отпуск в Италию. Ради юго-востока Украины москвичи не хотят одеваться в гимнастерки». По его мнению, российское правительство никогда не строило серьезных планов относительно Донбасса, Путина интересовал только Крым.
К слову, именно Крым многие политологи считают следующей целью, за которую возьмется украинская армия. «Вдохновленные Донбассом, они вскоре могут ломануться на Крым, и вот тут уж руководителям государства РФ будет никак не отвертеться от войны. Воевать рано или поздно все равно придется. Раздружиться с ЕС и США лет так на пятьдесят все равно придется. Так лучше воевать сегодня, немедленно, не откладывая. И вернуть двуполярный мир. Холодная война всех держала в форме, никто не зарывался, все друг друга боялись», — пишет Эдуард Лимонов в «Фейсбуке».
«Сдача Новороссии ничего уже не изменит. Экономические санкции США и ЕС все равно последуют: ведь они никогда не признают присоединение Крыма и будут наказывать Москву за «аннексию» полуострова. Донбасс сдали? А теперь — Крым отдайте. Образ великой державы лопнул, аки мыльный пузырь: всем теперь видно, что РФ — не СССР, а всего лишь сырьевая страна, по уши зависимая и от технологий, и от финансов Запада», — считает Максим Калашников.
Он также уверен, что «восстание в Донбассе может перерасти в российское восстание». «Кремль потерял контроль над процессом и породил фигуру национального лидера — Стрелкова. Квачкова и Рохлина в одном лице. Дав задний ход в Новороссии, ВВП сам нанес себе чудовищной силы удар», — поясняет Калашников на страницах «ЖЖ». По его мнению, сценарий революции будет таков: «Он (Кремль. — прим. Ред.) боится того, что армия Стрелкова, героически обороняя Донбасс уже в безнадежной ситуации, затем отойдет, сметая пограничные заслоны, на юг РФ. Там на сторону Стрелка перейдут и местные казаки, и тысячи русских националистов, и все недовольные властью. Против армии юга не пойдут регулярные части: они могут примкнуть к нему. Ну, а потом эта армия двинется на Москву: наводить порядок и сводить счеты с предателями».
Тем временем украинские СМИ празднуют победу. На канале «Интер» дают сюжет о том, что террористы бегут, едва успевая прихватить все, что могут. Репортер Ирина Баглай рассказывает, что террористы в панике: «Украинские силовики взяли в так называемый котел Славянск, и в городе ходят слухи, что боевики настолько разбалансированы, что готовы убить своего главаря Игоря Гиркина, более известного как Стрелков. И, как сообщают источники, главарь террористов очень, мягко говоря, обеспокоен тем, что может получить пулю в затылок от своих же».
Ситуация в Новороссии накаляется. Территории, где велись боевые действия и обстрелы, стремительно расширяются. Там, где еще недавно было тихо и спокойно, уже слышны взрывы. Киевские власти уверенно продолжают антитеррористическую операцию. И нигде в украинских СМИ не звучит ответ на вопрос, почему, прежде чем начать эту операцию, не эвакуировали мирных жителей. Впрочем, ответ очевиден — население Донбасса нынешнему Киеву совершенно не нужно. Цель — глобальная зачистка от всего и ото всех, а не только от мифических террористов.