На Украину едете?
Перрон Главного автовокзала Ростова с начала военного конфликта в Донецкой и Луганской областях поменялся мало. Автобусы в украинские города по-прежнему набирают пассажиров, и, кажется, даже куда-то едут.
— Скажите, а на Одессу есть что-нибудь? — подхожу я к справочной.
— Завтра, — отвечает женщина. — В 14:00 уходит автобус Ростов — Кишинев. Через Одессу.
— А сколько стоит билет?
— 1650 рублей.
Цена, конечно, небольшая. Вот только пустят ли меня, если я действительно решу отправиться в Одессу-маму? Ведь там, вроде бы, уже все мирно...
Автобус на вокзале уже стоит, но водителя в нем нет. Вглядываюсь в окно.
— Простите, а водитель на месте? — обращается сзади мужчина.
— Сам ищу... А вам зачем? — интересуюсь я.
— Да коньяк хотел спросить. Я всегда у ребят на шлагбауме брал, а сегодня у сына день рождения — и ни у кого нет. Вон, из Махачкалы стоит автобус — нету. Думал, может хоть у молдаван...
Удивленный таким странным способом приобретения алкоголя (ведь если обращаются, значит, бизнес давно налажен), все же нахожу водителя.
— Здравствуйте… Мне с ребенком в Одессу ехать. Переживаю, не опасно ли на дороге?
— Все нормально, все работает, — отвечает смуглый водитель. — А тебе сколько лет? Какой паспорт? Жена есть?
— 21, русский. Нет, жена не со мной.
— Если без жены — не пустят, — говорит молдаванин. — Семьи еще пропускают, а одного с ребенком — нет...
— Э-э-эх! — раздосадовано отвечаю я. — Ну, что-нибудь придумаю…
— Да нечего думать! Нет жены — не пустят!
— А что бывает с теми, кого высаживают на границе?
— Домой отправляют. С границы на встречных автобусах.
Кишиневский автобус едет через пост «Весело-Вознесенка» по пути в Мариуполь. Там стоят украинские пограничники. На постах с ополченцами, как в Новошахтинске, порядки совсем другие — там пропускают, даже особо не заглядывая в документы. Беженцы этим активно пользуются, а вот насколько через такие посты налажено двустороннее сообщение, непонятно. Например, автобусы на Свердловск и Красный Луч Луганской области, что обычно ездили со Старого автовокзала, сейчас отменены. Хотя путь лежит именно через Новошахтинск и проезду, вроде бы, ничего не мешает.
«Езжайте, мы вас не держим»
Железнодорожное сообщение с Украиной работает, как и прежде. Прямо при мне на экране показывают время прибытия поезда, следующего рейсом Харьков — Баку. Снова иду в справочную, но там посылают к дежурной по вокзалу.
— Скажите, как туда пускают? — обращаюсь к женщине в окне с ярко накрашенными губами.
— Вы меня спрашиваете?! Я работаю на Главном вокзале, не на границе, не на таможне. Я, как и вы, смотрю телевизор. Что там? Да война там!
— Но мне нужно ехать с ребенком, хотел узнать, — затягиваю старую легенду я.
— Езжайте, мы вас не держим.
На окне между тем висит предупреждение, что въезд в Украину может быть ограничен. Советуют читать сайт украинской погранслужбы. Там, в принципе, подтверждается все, что мне говорили раньше. Пропуск мужчин от 16 до 60 лет, например, «будет осуществляться по решению начальника регионального управления (пограничного отряда) после проведения контроля, лишь в экстренных случаях, при наличии: документов, подтверждающих родственные связи, смерть или тяжелую болезнь близких родственников, заверенных оригиналов приглашений юридических и физических лиц или на основании информирований, направленных администрацией Госпогранслужбы.
Без подтверждающих документов въезд будет разрешен только гражданам РФ, которые следуют семьями с детьми».
Таксисты работают по стыковке
Аэропорт Донецка среди ростовчан долгое время считался очень удобными воротами в Европу. Цены на билеты оттуда просто смешные: до Милана, Мюнхена и других городов украинскими авиалиниями можно добраться за 3000 рублей! Что там сейчас, после того как за аэропорт был настоящий бой между ополченцами и нацгвардией?
Узнать это нам помогла служба Azov Taxi. У них по этому маршруту давно налаженное сообщение: есть и что-то вроде маршруток за 200 гривен с человека, есть и классическое такси за 1000. Удобно — забирают в Ростове, а высаживают прямо в аэропорту. Едут, кстати, через «официальные» посты — с пограничниками.
— Скажите, вы возите из Ростова в Донецкий аэропорт? — спрашиваю я, набрав украинский номер из интернета. — И как проезжаете? В Европу надо, а я призывного возраста…
— Нормально проезжаем, — отвечает девушка, будто не понимая, что меня так беспокоит. — Если у вас все в порядке с документами, ничего запрещенного не везете, украинцы пропускают. Инцидентов никаких не было.
— То есть если у меня есть виза и билеты в Европу, меня пустят, даже если я молодой?
— Да!
Но это украинцы, им границу пересекать намного легче. А что с ростовскими таксистами? Хотя бы с теми, что стоят на вокзале?
— До границы — 3000, до Мариуполя — 5000, — объявляет цену парень с табличкой на автовокзале. — Платишь всю сумму мне, переходишь границу пешком, там тебя встречает мой напарник и везет куда надо. Ему платить не надо, с ним я расплачиваюсь.
— 3000 до границы, — вторит ему коллега с железнодорожного вокзала. — А дальше тебе лучше самому там кого-нибудь поймать. Есть у меня номер одного паренька, но так он мне цену назначит, а если сам — поторговаться можно. Вдруг более дешевый вариант найдешь?
— А пускают молодых?
— Возил я недавно парня лет 25 с матерью. А через четыре дня забирал. Но они на похороны ездили, с документом. А тебя просто так вряд ли пустят...
Украинская граница, несмотря на все заверения киевских властей, остается местом непредсказуемым. Причем бдительность эта по факту оказывается калиткой в поле: например, многие журналисты, которым страну формально запретили посещать на 5 лет, продолжают работать в зоне конфликта, въехав через захваченные блокпосты. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что точно так же поступают и все остальные, кому очень нужно. А вот законно на Украину — да, не попасть. Если у вас там никто не умер, не дай Бог…
Источник: МК на Дону