Реорганизация или уничтожение?
Выпускники уникального учебного заведения бьют тревогу
Выпускники уникального учебного заведения бьют тревогу
В позапрошлом номере «МК на Дону» публиковал письмо обеспокоенных родителей учеников Прогимназии № 15, которой грозит объединение с более крупным учебным заведением, или, вернее сказать, полное поглощение. Как показывает практика, ситуация не нова. Под горячую руку ростовских чиновников, бросившихся исполнять указ об укрупнении учебных заведений, попал, например, знаменитый «Источник», а от Юридического лицея осталась только вывеска: педсостав, основа особой образовательной системы лицея, был быстро сменен. Сегодня за право сохранить себя и свою уникальность помимо Прогимназии № 15 борется Лицей юных исследователей.
Без пяти минут губернаторский
Лицей юных исследователей 22 года назад создавался как учебное заведение с гуманитарным уклоном для одаренных детей. В «нулевые», когда в угоду западной традиции образования гуманитарные науки стали отходить на второй план, статус «лицей» был изменен на «гимназию», хотя серьезных изменений в образовательном процессе и качестве обучения не было. Отличительной особенностью «лицея-гимназии» оставались авторские программы по основным дисциплинам, а также исследовательская деятельность старшеклассников. В России подобные заведения, где учащиеся в обязательном порядке занимаются исследовательской деятельностью, сейчас есть только в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ростовские лицеисты 10-х и 11-х классов ежегодно участвуют в сессиях Донской академии наук и традиционно берут по нескольку призовых мест в каждой гуманитарной дисциплине. После этого их исследовательские работы успешно конкурируют на студенческих конференциях, куда победителей ДАНЮИ приглашают в обязательном порядке. Кроме того, гимназия выполняет уникальную связующую функцию между школой и вузом. Построение программы и просто учебного дня напоминает университетское, что помогает выпускникам быстро освоиться в студенческой жизни.
В свое время лицей быстро адаптировался и к введению ЕГЭ. Каждый год его выпускники демонстрируют практически 100-процентное поступление в вузы. Более того, в 2013 году от 10% до 18,5% учеников написали ЕГЭ по русскому, английскому языкам, истории, обществознанию и литературе на 90—100 баллов. По гуманитарным предметам выпускники ГЮИ показывают результаты не только выше средних по области, но и лучше, чем по стране. 45% выпускников, окончивших вуз, поступили в аспирантуру. Среди выпускников 35% кандидатов и 6 докторов наук. Семеро из преподавателей Гимназии юного исследователя (ГЮИ) — его выпускники.
Как рассказала «МК на Дону» замдиректора ГЮИ по научно-исследовательской работе Елена Михайловна Прищепа, в недалеком прошлом лицей едва не получил статус губернаторского. Это обсуждалось, когда еще Игорь Гуськов занимал пост министра образования Ростовской области. Руководство было готово предоставить свою концепцию и начать прием учащихся 8-х и 9-х классов, но процесс был остановлен из-за необходимости иметь интернат для приезжих.
— Мы совсем недавно без замечаний прошли аттестацию, у нас вся документация в полном порядке, — заявляет замдиректора по УВД Ирина Георгиевна Шумарина. — И наша лицензия действительна до 2025 года.
Скрестить ужа и ежа
Вопрос о реорганизации лицея встал около четырех лет назад. В России было введено подушевое финансирование бюджетных учебных заведений. Школам, гимназиям, лицеям стали выделять средства в зависимости от количества учеников. Поэтому небольшие учебные заведения, в которых количество сотрудников лишь немногим уступает школам с более чем тысячей учеников, стало невыгодно содержать. Тогда началась программа укрупнения по принципу присоединения маленьких к более крупным, как в случае с уже описанной прогимназией.
ГЮИ, заведение для старшеклассников, по такой же системе хотят объединить с общеобразовательной школой № 39, где имеет место явный недобор в 10-й класс. Действительно, лучшим выходом сочли просто добавить в школу, откуда бегут девятиклассники, лучших учеников других школ, целенаправленно готовящихся к поступлению в лучшие университеты! До этого предлагались и другие варианты, но сами же чиновники через время «отметали» их из-за недостаточно хороших условий, например, спортзала или столовой. Основным критерием также было расположение: ГЮИ находится в центре, в Доме детского творчества. Но, к сожалению, направленность учебных заведений не учитывалась вовсе.
— Мы, конечно, не можем говорить о руководстве этой школы: мы пока его плохо знаем. Но известно, что новая директриса ранее около года проработала в вечерней школе, то есть опыта работы с творческими детьми и исследовательской работы в старших классах у нее нет. Более того, должность замдиректора по научно-исследовательской работе там просто не предусмотрена, — говорит Наталья Ивановна Вурста, преподаватель истории и обществознания, проработавшая в лицее с самого его основания.
Лицею не гарантируют сохранения ни статуса, ни педсостава, который слаженно работает уже столько лет, не говоря о руководящих должностях. Ведь именно к этим преподавателям, третья часть которых по совместительству работает в ЮФУ, поступают старшеклассники. Но и директор, и завуч, и учителя по большинству дисциплин в 39-й школе уже есть, а речь идет о полном объединении, а не параллельной работе в одном здании. И именно в этом лицей видит опасность поглощения. По закону в течение года он должен будет передать школе свои программы, многие из которых являются авторскими, но работать по ним будут (или не будут) уже другие люди.
Словом, уникальный для юга России лицей, созданный в духе гуманитарной традиции, которой на протяжении многовековой истории гордилась Россия, может быть просто растворен в общеобразовательный школе, каких в городе уже несколько сотен.
«Лицею нужна помощь»
Одними из первых с желанием помочь сохранить свой лицей откликнулись его выпускники. За несколько дней петицию, составленную ими, лично подписали около сотни человек. Еще больше, около полутысячи, сделали это через интернет. «Подобное решение (о реорганизации), на наш взгляд, грозит исчезновением уникального учебного заведения — нашей гимназии. В общеобразовательной школе невостребованной окажется уникальная сложившаяся система углубленной гуманитарной подготовки… За 22 года в гимназии сложился уникальный педагогический коллектив, его разрушение приведет к потере особой атмосферы и исчезновению особого образовательного пространства этого учебного заведения, которое так ценят выпускники и нынешние учащиеся», — говорится в тексте петиции, адресованной мэру Ростова Михаилу Чернышеву. Аналогичные запросы направляются в Минобразования, также выпускники писали о своей проблеме на прямую линию президенту Владимиру Путину.
«Я хочу, что бы люди получали достойное образование! Если люди сами просят за свое учебное заведение, то его не имеет права закрывать даже государство!» — так прокомментировал свою подпись под петицией один из выпускников, Максим Павлов.
«Прекрасное учебное заведение, обучение в котором считаю переломным моментом в своей жизни. Несмотря на скудность финансовых возможностей, отсутствие должной финансовой поддержки от нашего государства, субъекта федерации и города, гимназия проводит колоссальную работу в качестве института социализации своих студентов», — ответил Мартин Веприков.
Среди требований выпускников, уже называющих себя Общественным движением в защиту Лицея, - при перемещении учебного заведения в другое здание обязательно сохранить его педагогический состав во главе с руководством, а также оставить неизменными название и статус. Кроме того, у лицея обязательно должна сохраниться концепция программы образования, включая авторские разработки. Выпускники продолжают сбор подписей и заявляют о готовности стучаться во все двери и принимать любые законные меры, чтобы сохранить лицей для будущих поколений и собственных детей.