Как мотивировать ребенка учиться?
В современной жизни с появлением интернета, компьютерных игр и других увлекательных развлечений интерес к учебе у детей снижается. Многие из них не хотят хороших оценок или учиться вовсе. В обучении начинают проявляться рыночные отношения: «А что мне за это будет?», «Мне это не пригодится», «Давай меняться: ты мне дашь списать, а я тебе диск подарю».
Однако большинство родителей переживают за оценки и успеваемость своих детей, стремятся повысить интерес к обучению в школе. Но всегда ли правильными методами?
Мы расскажем, как мотивировать ребенка к учебе.
В первую очередь стоит прививать своему ребенку познавательный интерес. Показывайте ему, что процесс обучения может быть интересным и увлекательным. Решайте логические задачи, тренируйте мышление, играйте в развивающие игры.
Не следует общаться с ребенком в приказном тоне, особенно по вопросам обучения. Грубый тон не заставит школьника взяться за голову и вызовет негативные чувства к вам. Ребенку нужно объяснять важность обучения, то, что он способностей зависит только 10%, а всё остальное - кропотливый труд, постоянные тренировки. Также не стоит употреблять грубые оскорбительные слова в адрес учащегося, они остаются в его памяти как ярлыки, которые снижают мотивацию достижения. Объектом оценки должен становится не ученик, а его усилия, направленные на выполнения работы. Если у ребенка что-либо не получается, не стоить бросать в его адрес слова «двоечник» или «недотепа», лучше обратить внимание на то, что он не справляется, указать на недостаточную отработку полученных знаний (главное - тренировать способности) и предложить свою помощь.
Однако есть и обратная сторона медали. Не стоит перехваливать свое чадо, ведь тогда оно не будет видеть разницы в хороших и плохих поступках, ему ничего не придется делать, ведь он всегда молодец. Ребенок должен осознавать, в чем его плюсы. А с минусами поможете справиться вы. Следует высоко оценивать, в том числе и словами, успехи ребенка. Есть разница между фразами «Ты умный» и «Ты прекрасно справился с контрольной, это говорит о твоем понимании темы».
Часто родители сталкиваются с ситуациями, когда ребенок откладывает домашнее задание, сначала он играет, кушает, делает всё что угодно, но не уроки. В таком случае стоит обратить внимание на правильное распределение времени, которое является залогом успеха, как у детей, так и у взрослых. Стоит составить расписание дня и определить, когда ребенок будет отдыхать, играть и готовить домашнюю работу. Приучив с детства проводить время с пользой, вы вырастите ответственного и организованного сына или дочь.
Самое главное - наладить доверительный контакт с ребенком: не жалеть и не ругать, а разговаривать и поддерживать. Родителям стоит обращать внимание не на оценку, полученную в школе, а на усилия и старания ребенка (для отличника получить «4» - показатель слабой подготовки, а вот для двоечника - это большая победа). Будьте искренним родителем! Хвалите своего школьника, когда он выбрал правильное решение, проявил инициативу, поступил по совести. Но и огорчений скрывать не стоит. Обратите внимание ребенка на его ошибку, предложите свою помощь, покажите, что вы беспокоитесь о его успехах.
Евгений Иванович Рогов,профессор педагогических наук, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой «Организационной и прикладной психологии» в ЮФУ, рассказал, что в воспитании своих детей, которые окончили школу с золотыми медалями, руководствовался теорией бихевиоризма, в которой реакция возникает на появление стимула. Соответственно, мотивация к учебной деятельности подкреплялась внешними факторами, например, поощрение (конфета, игрушка), похвала или наказание. Внутренняя мотивация – интерес к определенному предмету, который одобряется и поддерживается со стороны взрослых.