Губернатор Волгоградской области решил "сменить бренд" Мамаева кургана, пока Родина-мать окончательно не рухнула
Тайна идеи о "ребрендинге" города-героя Волгограда
Мы уже писали о нелепой инициативе волгоградских чиновников во главе с губернатором области Сергеем Боженовым, который решил, что «Родина-мать» устарела как символ, а для развития региона нужны новые «бренды». Оказывается, «порыв» губернского головы вовсе не столь нелеп и имеет под собой вполне серьёзные финансовые основания…
МЫ СТРОИЛИ-СТРОИЛИ: УМОЕМ СТАТУЮ СВОБОДЫ!
Вокруг Мамаева кургана давно идут ожесточённые схватки – по счастью, уже без применения артиллерии, танков и авиации. Главная причина споров – плачевное состояние монумента «Родина-мать», который, по мнению многих специалистов, постоянно накреняется и может обрушиться в любую минуту.
Но сначала – несколько слов о самой скульптуре. Монумент был задуман при Иосифе Сталине, строительство его началось в мае 1959 года во время правления генсека Никиты Хрущева, а завершили масштабный проект 15 октября 1967 года, в эпоху «горячо любимого Леонида Ильича» - генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева.
Изваяние скульптора Евгения Вучетича «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля Мамаева кургана.
Монумент представляет собой огромную фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом, а в аллегорическом смысле – интерпретацией греческой богини победы Ники.
Общая высота памятника (вместе с мечом в вытянутой руке женщины) – 85 м, высота самой фигуры – 52 м, вес скульптуры – около 8 тысяч тонн, вес меча – 14 тонн. Изваяние покоится на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте толщиной 16 метров, но большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Впрочем, первоначально монумент задумывался как менее грандиозный. На вершине Мамаева кургана должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреклонённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). По первому проекту и монумент, и его основание мыслились на 40% меньше и легче. По мнению ряда источников, именно под эту композицию и был залит фундамент. Валентина Клюшина, бывший заместитель директора комплекса на Мамаевом кургане, признаётся: «Мы фундамент сделали под 36-метровую статую, а нам привезли 52-метровый монумент».
Причина простая: в дело вмешался великий знаток монументального искусства Никита Хрущёв. Он потребовал, чтобы советская Родина-мать была выше американской статуи Свободы. Сказано – сделано: рост статуи Свободы в Нью-Йорке - 46 метров. На момент постройки Родина-мать являлась самой высокой статуей в мире и в этом статусе вошла в книгу рекордов Гиннеса. На сегодня самая высокая статуя в мире – 120-метровое изваяние Будды, которое появилось в 1995 году в японском городе Чучура.
Именно неумеренная гигантомания, по мнению многих экспертов, является причиной тех бед, которые ныне грозят статуе на Мамаевом кургане. Ещё в 1963 году Министерство культуры СССР пришло к выводу, что место для такого грандиозного памятника выбрано крайне неудачно. Оно проходит по оси старого оврага, в основании которого находятся так называемые плавуны - песчаные гурты, наполненные водой. Однако отказываться от проекта было поздно. Ограничились тем, что для большей устойчивости под основание статуи насыпали 150 тысяч тонн земли. Подобное «укрепление» исказило общий вид мемориала. На первом проекте Вучетича к вершине Мамаева кургана, где расположена фигура Родины-матери, вели три широкие террасы, на которых располагались братские могилы павших бойцов. Однако в проект пришлось внести серьёзные коррективы. Понадеялись, что это исключит вероятность сползания конструкции. Все три террасы с братскими могилами были засыпаны землёй. «Оказались наши солдаты трижды погребёнными: первый раз в братских могилах, второй раз их перевезли на Мамаев курган и перезахоронили, в третий раз – засыпали снова тоннами земли, - объяснила Валентина Клюшина. – И вот сейчас люди ходят прямо по могилам: у них под ногами примерно 34 тысячи захоронений солдат».
Но тогда, в далёкие 1960-е, народу такие «тонкости» не сообщали. Как говорил когда-то персонаж комедии Маяковского «Баня» - главначпупс Победоносиков: «Рабочие и крестьяне этого не поймут, и правильно сделают, что не поймут, и объяснять им этого не надо».
Волгоградцы готовы были отдать последнее – лишь бы достойно запечатлеть память о Великой Победе. «В 1960-е годы половина города ещё лежала в руинах и развалинах, речь шла не только о строительстве жилья, но и о восстановлении объектов, от которых попросту зависела жизнь города, - рассказывает Светлана Аргасцева, искусствовед, директор музея-панорамы «Сталинградская битва». - Но люди были готовы терпеть, жертвовали своим благополучием – чтобы почтить героизм павших бойцов».
Другие проекты памятника на Мамаевом кургане
Увы, стране не по силам было строить памятники из мрамора. Всё делали из бетона. Михаил Засыпкин, старший прораб строительства мемориального комплекса «Мамаев курган», говорит: «Бетон – это такой материал, из которого всё можно сделать, если к нему подходить с душой, со знанием. Бронза и гранит – слишком дорогие материалы. Мамаев курган – первый мемориал, целиком выполненный из железобетона. Вучетич говорил: ладно, сделаем пока дешевле, а потом потомки пусть разбираются. Если им не понравится – пусть хоть золотом облицовывают».
Вся античная красота Сталинграда вылеплена из жидкой серой массы. Это требовало огромной отдачи. Передвижных бетономешалок в то время не было, и свежий бетон в течение часа следовало доставить на стройку с завода, который находился в 38 километрах от кургана. Водители грузовиков мчались под зелёными флагами, это были бешеные гонки по волгоградским улицам, никто не смел останавливать такие машины. Несколько особо отчаянных дорожных инспекторов, отобравших права у шофёров, потом лично прибегали на автобазу, чтобы возвратить права «водилам» из рук в руки…
Золотом, однако, потомки ничего не покрыли. Со временем многое обсыпается: и величественная ротонда на набережной, и капители колонн; у музы с арфой на здании театра развалилась рука, оттуда торчит арматура.
«ЛИЦО ЦЫГАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ»
Много вопросов оказалось и к монументальным личностям. Александр Чуйков, сын генерала Василия Чуйкова, вспоминал, как придирчиво обсуждали члены ЦК КПСС «подозрительную физиономию» Родины-матери: «Приехала представительная комиссия, Микоян был, я помню. И одно из замечаний было: какое-то у неё лицо неславянское, даже цыганские черты проскальзывают...». И в ультимативной форме предложили автору: ты давай тут без цыганщины!
Вздохнул Евгений Викторович – и побрёл домой, думу думати. И надумал! Сын скульптора Виктор Евгеньевич утверждает: «Лицо Родины-матери слеплено с его последней жены, Веры Владимировны. Можно легко сравнить с фотографиями». То же подтверждает скульптор Александр Тюренков, соавтор Вучетича: «Захожу как-то к нему утром, смотрю – стоит, лепит Веру. А Вера стоит, раскрывши рот…».
Впрочем, по другой версии, распространённой среди старожилов города на Волге, для РОдины позировала не супруга скульптора, а некая красавица Валентина Изотова, работавшая официанткой в главном ресторане города «Волгоград». Сама Изотова рассказывала корреспонденту портала «Волгоград-Инфо», что позировала не самому Вучетичу, а его помощникам, сталинским стипендиатам - волгоградскому скульптору Льву Майстренко и его двум коллегам. С Евгением Вучетичем 26-летняя женщина встретилась лишь однажды:
- Когда Вучетич пришёл в мастерскую, ребята пригласили и меня. Он внимательно посмотрел на меня и утвердительно кивнул головой. С этого самого дня с меня начали ваять памятник, известный сейчас как Родина-мать.
Валя позировала по несколько часов. Через каждый час девушке разрешали отдохнуть. Однако стоять с раскинутыми руками и выставленной вперёд левой ногой было неудобно и тяжело.
- В руке, где по замыслу авторов должен быть меч, я держала длинную тонкую рейку, - вспоминала Валентина Ивановна. - Ребята показали мне позу, в которой я должна была стоять, и все время настраивали: "Валя, ты должна звать за собой людей!" Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля за час работы натурщицей. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом!
О, сладкий мёд воспоминаний… Родина-мать Валентина Изотова
Есть прототип и у другой скульптуры Мамаева кургана – «Стоять насмерть!». Вначале это был собирательный образ защитника города. Но однажды с лёгкой руки Вучетича абстрактный сталинградец обрёл черты генерала Василия Чуйкова. Чуйков был личным другом Евгения Вучетича.
Правда, такой портрет пришёлся по нраву далеко не всем. Прораб Михаил Засыпкин припоминает с улыбкой: «Как-то приехал Ерёменко и говорит: Евгений Викторович, чего это говорят, что вы тут Чуйкова слепили? Вучетич отмахнулся: кто это вам сказал?» А маршал Андрей Ерёменко был командующим всего Сталинградского фронта… Ерёменко всё равно нажаловался в ЦК, однако нашёл на кого! Ведь Вучетич лепил бюсты всех партийных бонз! Так что демарш маршала остался без последствий.
«ДЕРЖИСЬ, МАМА!»
Но вернёмся к дню сегодняшнему. Как мы уже писали, фигура Родины-матери постоянно накреняется и грозит завалиться. Ещё в 1966 году, до завершения окончательных работ, специалисты отметили, что верхняя часть монумента начинает отклоняться от горизонтальной оси. С 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 мм, с 1970 по 1986 годы - 60 мм, до 1999 года - 33 мм, с 2000 по 2008-й - 16 мм. При этом основание монумента практически не дало крена, а наклоняется именно скульптура.
Между тем требования к устойчивости монумента изначально были предельно жёсткими. Расчёты устойчивости конструкции выполнены группой инженера треста «Стальконструкция» Николая Никитина (автор расчёта устойчивости Останкинской телебашни). Конструктор Михаил Заполь вспоминает: «Все институты отказались, потому что это было новое направление. Фигура на Мамаевом кургане не имеет чёткой геометрии, а строительные институты рассчитывали высотки, где строгая система вертикальной и горизонтальной нагрузки. Николай Васильевич привлёк учёных, примерно девять человек, у которых был уже опыт проектирования Московского университета, Дворца науки и культуры в Варшаве, Дворца съездов в Кремле, Лужников».
Всю техническую разработку делали в выходные и отпуска: рабочее время для этого не отводилось. Главной задачей было точно рассчитать центр тяжести. Фигуру держит внутренний железобетонный каркас. Кроме того, бетон стянут множеством железобетонных канатов, проходящих ярусами по всей длине статуи. Такими же канатами поддерживаются и широко раскинутые руки. В ладони Родина-мать может без труда держать легковой автомобиль. Натяжение каждого каната – 60 тонн. Всего таких канатов 99 (по другим сведениям – 117 или 118). А контролирует всё это уже в течение 45 лет один человек – инженер Евгений Гаврилов. Комната, мозговой центр управления находится в груди монумента. Здесь расположен замечательный прибор ПИКА-119 (прибор измерения канатной арматуры). Такой же прибор стоит в недрах Останкинской башни. Он «опрашивает» все канаты. Многопрограммируемый терминал представляет собой систему микропроцессоров, контроллеров и коммутаторов. Электронная система контролирует систему натяжения канатов, температуру бетона и уровень его деформации. Информация поступает со 150 различных датчиков, установленных внутри памятника, в том числе и в самой верхней его части. Сюда входит и «нервная система» Родины-матери, замкнутая на одном телефонном аппарате, который начал действовать в 1967 году. Сюда стекается информация из меча, эфеса, ноги, головы и руки.
Состояние памятника также постоянно оценивает специальная бригада альпинистов. Руководитель спецгруппы Сергей Ширяев поясняет: «Первую группу альпинистов на обследование Родины-матери привлекли в 1968 году. Фактически тогда у нас в стране и зародился промышленный альпинизм». С тех пор покорители вершин внимательно осматривают монумент, что называется, с головы до ног. Трещинок на теле фигуры много, но они тонкие, волосяные, шириною не более нескольких сотых миллиметра. Голову и руки Родины-матери альпинисты постоянно покрывают специальным водоотталкивающим раствором. Но это – дорогое удовольствие, и денег на него часто не хватает.
Именно альпинисты два года назад впервые предали огласке неутешительные результаты своих исследований: максимально допустимый крен монумента составляет 266 мм. На сегодняшний день Родина-мать отклонилась от своего первоначального положения на 212,5 мм в сторону Волги.
Впрочем, сами альпинисты не спешат бить тревогу. «Трудно сказать, когда памятник сможет преодолеть критическую отметку, - замечает Сергей Ширяев. - В таком состоянии он может простоять ещё и 30, и 50 лет. Все изменения, которые происходят с монументом, фиксируются специальными устройствами и датчиками, которые помещены внутри. По оценкам специалистов, монумент можно укрепить более стойкими материалами ― как изнутри, так и снаружи. Для этого может вполне подойти бронза».
У сотрудников Волгоградского филиала НИИ энергетических сооружений по поводу состояния памятника такое же мнение. Институт наблюдает за состоянием Родины-матери чуть ли не с момента открытия памятника. По мнению специалистов, проект сделан качественно и хорошо сохранился. Но беда в том, что до сих пор научно обоснованных критериев безопасности монумента попросту не существует.
«Проект Родины-матери делался с хорошим чувством интуиции, но спустя рукава», - сформулировал свой вывод директор филиала, профессор Геннадий Мажбиц. Он подчёркивает, что такого понятия, как «допустимая величина крена», для статуи Родины-матери вообще не существует. Вучетич в своём проекте назвал критическим пределом отклонение в 260 мм, однако это – всего лишь общие нормы для высотных зданий, усреднённая цифра из Строительных норм и правил. Для фигуры Родины-матери она условна, поскольку это - уникальное строение, и вычислить её опасный крен крайне сложно. Что, конечно же, не отменяет необходимости постоянного мониторинга состояния статуи, серьёзных вложений на её ремонт и реконструкцию.
«Я тоже считаю, что ситуация вокруг монумента Родины-матери нагнетается в большей степени искусственно, - заявил автору этой статьи волгоградский политолог, руководитель информационно-политического портала Politrus.ru Виталий Арьков. – Уверен, что памятник федерального значения центральная власть не оставит без внимания, но для этого вовсе не нужно рисовать пизанские кошмары. Хотя вообще проблема с памятниками на территории Волгоградской области стоит очень остро. Однако не столько с такими крупными, как Мамаев курган, сколько с более мелкими, на которые вообще зачастую не обращается внимания. Впрочем, не грех оглядеться и вокруг Мамаева кургана, где все ещё существуют пустоши, мусорные свалки, резвятся стаи бродячих собак. Тут, пожалуй, есть к чему руку приложить».
МОНУМЕНТ ОСЫПАЕТСЯ, ОПТИМИЗМ ТАЕТ
Долгое время на «уклон» Родины-матери не обращали внимания. Даже во время реставрационных работ 1972 и 1986 годов в основном речь шла в основном о гидрофобном покрытии скульптуры, а также в 1972 году заменили лезвие меча, первоначально обшитое листами титана, которые гремели на ветру. Лезвие пришлось сделать из цельной стали. Колебания меча достигали одного метра, грохот стоял чудовищный. В верхнюю часть лезвия поставили специальные гасители колебаний.
В 90-е годы не выделялось средств даже на содержание монумента в достойном виде, не говоря уже о его ремонте и реконструкции. Дошло до того, что из-за плохого качества газокоммуникаций накануне 9 Мая 1998 года Вечный огонь в Пантеоне славы погас почти на неделю, а мог погаснуть и навсегда: поставки газа для Вечного огня стоили столько же, сколько годовой фонд оплаты труда всех работников мемориального комплекса. Не в силах было руководство комплекса платить и за воду для знаменитого "Озера слёз". Несколько лет не отапливался Пантеон славы, за несколько лет были разворованы батареи отопления, от перепада температур буквы фамилий героев на стенах Пантеона начинали отваливаться. Освещался Мамаев курган только по праздникам.
А вот в новом тысячелетии всё чаще стали раздаваться тревожные голоса волгоградцев, обращавших внимание на процессы, которые ведут к постепенному разрушению памятника. Специалисты указывали на то, что монумент стал разрушаться сразу после постройки: рядом с Мамаевым курганом расположено несколько крупных предприятий, чьи выбросы сразу начали разъедать тело Родины-матери. Кроме того, авторы памятника не учли климатических особенностей Волгограда и не предусмотрели в своём творении температурные швы. В результате на поверхности монумента появились трещины, сквозь которые воздух может добраться до железной арматуры, на которой держится вся бетонная громада, а это грозит серьёзными бедами.
Дошло до того, что помощь стали оказывать иностранцы. В 2000-м году на реставрационные работы к Дню Победы 50 тысяч долларов выделил президент нефтяной компании "СИДАНКО" - американец Роберт Шеппард. В 2001-м на реставрацию Родины-матери деньги предложила Германия.
В марте 2005 года в Москве собралась специальная коллегия Минкульта, где был заслушан доклад о состоянии мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Оказалось, что состояние это можно определить как прогрессирующее разрушение. Было подчёркнуто, что Родина-мать требует капитального ремонта, но на него нет ни времени, ни денег. До 9 мая решили ограничиться косметическим ремонтом. А капитальный отложили до лучших времён.
Но лучшие времена наступать не торопятся. Скорее, наоборот, положение с мемориалом только усугубляется. В 2008 году в Волгограде даже обсуждался вопрос о том, чтобы всю площадь Мамаева кургана обнести оградой, а с посетителей брать плату за вход. Об этом публично заявил директор Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» Александр Величкин, оговорившись, что сумма будет «символической» - 10-15 рублей. Объяснялось это во многом и происками вандалов: так, в канун юбилея Победы с мемориала исчезли 30 железных люков, не раз были зафиксированы кражи гранитных плит и даже разрушение памятников. Однако инициатива вызвала волну гнева и протестов со стороны волгоградцев. В дело вмешался тогдашний губернатор области Николай Максюта, который заявил, что платного входа на Мамаев курган он не допустит.
Между тем мемориальный комплекс продолжает разрушаться. Весной 2009 года по инициативе Министерства культуры России и местной общественности в Волгограде провела работу экспертная комиссия под руководством гендиректора ФГУП "Институт Спецпроектреставрация" Юрия Калиниченко, в которую также вошли руководители ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", члены Волгоградского филиала ОАО "Научно-исследовательский институт энергетических сооружений", который занимается мониторингом технического состояния монумента, и представители обладминистрации.
Согласно заключению комиссии, состояние Родины-матери близко к критическому: «горизонтальное смещение верхней части монумента достигло 75% от уровня допустимого», а грунт под монументом подтоплен настолько, что вода достигла подошвы основания. По оценкам экспертов, стоимость только первого этапа работ по сохранению скульптуры составит 220 миллионов рублей. Однако пока на поддержание монумента "Родина-мать" выделяется 165 миллионов рублей, которые на местном уровне распределяются между ним и ещё тремя памятниками, входящими во ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва".
Одной из причин бедственного положения статуи комиссия назвала повышение грунтовых вод вблизи монумента. Их максимальный уровень в 2008 году достиг отметки 114 метров, что на два метра выше основания фундамента «Родины-матери». По мнению ряда специалистов, к этому привела утечка воды из трех резервуаров пожарного водоснабжения – общей ёмкостью 10 тысяч кубометров. Они находятся на территории памятника. Проверяющая комиссия рекомендовала осушить эти цистерны.
Многие люди, которым близка судьба мемориала, продолжают бить тревогу. Среди них, например, 85-летний прораб бывшего "Сталинградгидростроя" Иван Букреев, строитель с полувековым стажем. Он отмечает, что скульптура стоит посредине основания без всяких дополнительных креплений, как шахматная фигура на доске. То есть серьёзное смещение центра может привести к её падению в любой момент.
На это же обращает внимание и Валентина Клюшина, куратор строительства и реставрации памятника в 1967-2006 годах. По её мнению, причина крена «Родины-матери» до сих пор не определена. Можно было бы говорить об «усадке» под собственным весом изваяния, но этот процесс не может длиться уже 45 лет. Причём он в последнее время идёт все активнее. Если обычно годовой крен составлял 1, 2, 5 мм, то в 2009 году с июня по декабрь фигура Родины-матери отклонилась на 9 мм.
«Нельзя сравнивать отклонение памятника на Мамаевом кургане и знаменитой башни в Пизе, - считает Клюшина. – Пизанская башня накрепко связана с фундаментом, и это сдерживает её падение. В случае с Родиной-матерью все иначе. Это как слоёный пирог, один слой на другом. Фундамент останется, а верхушка упадёт».
Как утверждает Клюшина, ещё в 1960 году специалисты, занятые в проектировании памятника, считали, что речь не идёт о фундаментальном монументе. Реальный срок, в течение которого памятник может «твёрдо стоять на ногах» в условиях почвенных особенностей, определяли максимум в 50‒55 лет. Предполагалось, что в качестве альтернативы последователи Вучетича придумают более долговечный материал, которым смогут «обернуть» Родину-мать. Кроме того, строители надеялись, что через полвека будет изобретён какой-нибудь хитрый способ удержать скульптуру на зыбучей земной поверхности Мамаева кургана.
КУРГАННЫЕ МАРОДЁРЫ
Впрочем, мемориалу угрожают не только природные явления, но и «человеческий фактор». Те деньги, которые выделяются на поддержание Мамаева кургана, далеко не всегда используются по назначению. Так, были разоблачены крупные махинации со стороны ЗАО «Энергетический комплекс».
В августе 2004 года между Комитетом по культуре администрации Волгоградской области и ЗАО "Энергетический комплекс" был заключён госконтракт на выполнение реконструкционных работ памятника — ансамбля "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане. В процессе выполнения работ руководитель ЗАО "Энергетический комплекс" Сергей Поляков представлял в областной Комитет по культуре документы подставной фирмы, в которых стоимость гранитных плит, предназначенных для облицовки скульптуры "Родина-мать", почти в четыре раза превышала их фактическую цену. В соответствии с фиктивными документами на счёт акционерного общества было перечислено в качестве оплаты за гранитные плиты более четырёх миллионов рублей, хотя фактическая их стоимость составляла около одного миллиона рублей.
Таким образом, в период с октября 2004 года по май 2007 года Поляков похитил путём обмана заказчика реконструкционных работ более трёх миллионов рублей.
Первоначально предприниматель был осуждён в июле 2009 года к условной мере наказания, однако приговор был отменен по кассационному представлению прокуратуры.
Кировский районный суд города Волгограда, согласившись с мнением представителя прокуратуры, в начале 2010 года приговорил Полякова к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кроме того, суд удовлетворил иск прокуратуры о взыскании с подсудимого суммы причинённого ущерба.
Так что ещё неизвестно, от чего нужно спасать Родину-мать – от родной природы или от родных сыновей…
И как тут не посочувствовать губернатору Боженову: может, ну его к шутам, этот Мамаев курган? Дело, как говорится, прошлое, чего копаться: кто кого победил и с какого перепугу вообще войнушку затеяли? Давайте поищем какой-нибудь бренд посвежее! Вон в Брюсселе поставили писающего мальчика. Маленький, затрат не требует. А сколько туристов кипятком исходят! Чем мы хуже? Ну, давайте мыслить креативненько! У них – писающий мальчик, у нас – скажем, какающая девочка. А?! И станут Волгоград с Брюсселем городами-побратимами. Хорошо бы только, если бы ребятишки гадили прямо на голову изобретательному чиновнику…