ЮНЕСКО ставит крест на "Западном Кавказе"?

20/06/2013 - 14:05

С помощью стран третьего мира Россия пролоббировала отказ от введения жестких мер к охране объекта всемирного наследия.

Сегодня на проходящей в столице Камбоджи Пномпене сессии комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО представители международной организации рассмотрели непростую экологическую ситуацию на объектах всемирного природного наследия в нашей стране, в том числе по «Западному Кавказу» - западной части Кавказского хребта, расположенному в Адыгее, Краснодарском крае и Карачаево-Черкесии. По словам экологов, федеральные власти и бизнес-структуры уже пять лет пытаются обойти жесткие природоохранные ограничения, чтобы построить здесь горнолыжный курорт.

Как сообщает находящийся на сессии комитета ЮНЕСКО представитель «Гринпис России» Андрей Петров, вчера, 18 июня, на рассмотрении вопроса по «Западному Кавказу» России, при поддержке делегации ЮАР, удалось проллобировать смягчения решения по «Западному Кавказу» - на нынешней сессии, скорее всего, по данному объекту не введут статус «под угрозой исчезновения». «Зеленые» полагают, что такое единодушие с Россией вовсе не бескорыстно: в мае этого года, на встрече с главой ЮАР Джейкобом Зумой президент Владимир Путин пообещал построить в его стране АЭС. Поэтому не исключено, что в знак благодарности власти африканской страны поддерживают Россию на сессии комитета ЮНЕСКО.

От «Лунной Поляны» до Билалова

Объектом всемирного наследия «Западный Кавказ» стал в 1999 году. Однако уже в начале 2000-х несмотря на категоричный запрет вести капитальное строительство, на западном склоне горы Фишт началось строительство горнолыжного курорта «Лунная Поляна», замаскированного под научный центр «Биосфера». По данным экологов, строящийся на деньги «Роснефти» курорт предназначался для личного отдыха Владимира Путина. Когда встал вопрос о дороге к «Лунной Поляне», власти сперва хотели связать ее с селом Черниговское Апшеронского района Краснодарского края, для чего вырубили девственные леса на склонах кавказских гор. Но вмешательство экспертов ЮНЕСКО остановило этот план, рекомендовав российским властям использовать «Лунную Поляну» только для нужд Всемирного наследия.

В 2011 году дорогу к «Лунной Поляне» решили проложить с другой стороны – по долине сочинской реки Шахе. Официально стройка называется прокладкой маршрута к метеостанции Кавказского заповедника, но на деле это двухполосная асфальтированная дорога, при строительстве которой безжалостно уничтожались краснокнижные растения в долине горной реки.

Другую угрозу «Западному Кавказу» представляли волюнтаристские планы ОАО «Курортов Северного Кавказа» возвести здесь крупный курортный кластер. На тот момент председатель совета директоров КСК и сенатор от Краснодарского края Ахмед Билалов активно лоббировал смягчение природоохранного законодательства в заповедниках Северного Кавказа. Об этом он, в частности, заявил на встрече президента Дмитрия Медведева со своими сторонниками в октябре 2011 года, и уже через месяц Госдума приняла эти послабления. КСК получило право на капитальное строительство в охраняемых зонах, кроме того для инвесторов там были созданы льготные налоговые условия. Планам господина Билалова не суждено было сбыться, но нет гарантии, что другой новоявленный бизнесмен при власти не захочет застроить Лагонки.

В сентябре прошлого года руководитель отдела центра Всемирного наследия ЮНЕСКО Ги Дебонне посетил плато Лагонаки, встретившись здесь с экологами, представителями региональных и федеральной власти. Например, вице-премьер Адыгеи Владимир Петров в ходе дискуссии настаивал на изменении границ природного наследия, так как в Лагонаки и в прошлом и сейчас ведется хозяйственная деятельность, а границы объекта четко не определены. Однако представитель ЮНЕСКО остался непреклонен: «развитие горнолыжных курортов и различной инфраструктуры негативно отразится на уникальности данного природного объекта».

ЮНЕСКО на это не пойдет

«Единственное, что может сделать комитет – внести объект в список «наследие под угрозой». Соответственно, будут более внимательное и пристальное отношение к объекту, регулярные инспекторские миссии, запросы государству, нарушавшему конвенцию. Собственно, этого мы и добиваемся для «Западного Кавказа», чтобы ЮНЕСКО как-то воздействовало на Россию. Потому что наша страна или выполнила частично, или вообще не выполнила ни одного решения по «Западному Кавказу», принятому ЮНЕСКО с 2008 года» - рассказал заместитель координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу Дмитрий Шевченко. По словам эколога, в нашей стране пока не было фактов изменения отношения властей к природному объекту после включения его в список «под угрозой». В других странах положительные примеры такого влияния есть: на сегодняшней сессии комитета ЮНЕСКО рассматривается вопрос о снятии этого статуса с памятника природы в Иране, так как власти страны приняли реальные меры для его сохранения.

О том, что международная организация может воздействовать на российские власти, подтверждает попытка строительства у самых границ «Западного Кавказа» горной олимпийской деревни, санно-бобслейной трассы и биатлонный комплекс. После замечания ЮНЕСКО эти объекты по личному распоряжению Путина перенесли.

По словам эколога, на нынешней сессии «Западный Кавказ» в список объектов под угрозой, скорее всего, не включат, так как более вопиющая ситуация сложилась с лесами Коми, где идет бесконтрольная добыча золота. «Скорее всего, ЮНЕСКО не пойдет на такой сильный конфликт с Россией, чтобы сразу несколько объектов включать» - пояснил Шевченко. Лоббистстские способности российской делегации, считает заместитель координатора ЭкоВахты, могут привести не только к отказу от жестких санкций, но и выводу Лагонаки – наиболее ценной части заповедника - из объекта всемирного природного наследия.

Пресс-секретарь «Гринписс России» Евгений Усов уверен, что российская делегация активно влияет на принятие решений ЮНЕСКО по природным объектам – «Это было и на прошлом сессии, которая состоялась в Петербурге. Россия очень тщательно лоббировала там свои интересы, выкрутив руки многим делегациям, которые не смогли отстоять свою принципиальную позицию. В этом году произошло то же самое. По сути дела, обсуждение и Байкала, и Кавказа, и Коми превратилось в фарс».

«Мы ожидали от ЮНЕСКО более серьезной реакции на действия правительства России в части сохранения Кавказского заповедника как территории эталонной в качестве объекта всемирного наследия» - констатирует член Общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края Евгений Витишко. Эколог отметил, что «действия при строительстве олимпийских объектов и вообще веяния последнего времени – ослабление законодательства в области экологии, бездействие судов, контролирующих государственных структуры – в дальнейшем, мы понимаем, что будем терять и терять объекты, памятники природы». При этом Евгений Витишко считает, что «международное сообщество не хочет дать нормальную правовую оценку России как государству в области охраны окружающей среды», но истинные причины этого пока неизвестны.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ