Что случилось с российским казачеством? Мнения экспертов, социологов, самих казаков

07/09/2014 - 10:31

Неблагополучие чувствуется во всем. В обидном прозвище «ряженые». В ехидных комментариях журналистов по любому поводу, даже приличному, например, желания казаков патрулировать улицы в Питере. В уверенности некоторых экспертов, что казачество как служивое сословие — закончилось в 17-м году. Мы опросили людей знающих, что они думают по этому поводу.

Владимир МИРОНОВ, бывший директор Новочеркасского кадетского корпуса, бывший атаман Енисейского казачьего войска, получивший чин казачьего генерала из рук президента Владимира Путина. Пользуется особым авторитетом в российском казачестве за то, что создал в Красноярском крае самую мощную в стране систему кадетских корпусов и Мариинских женских гимназий:
— Почему вы так ставите вопрос? Разве дело только в казачестве? Надо анализировать, что случилось со всем российским обществом. Как мы позволили расстрелять законный парламент? Как допустили разграбление страны, создали коррумпированную систему управления государством, смирились с небывалым расслоением общества? На этом фоне все благородные устремления казаков новыми хозяевами жизни воспринимались с усмешечкой. Казачество — часть общества, и наивно ожидать, что, если во всем государстве чиновники пилят бюджет, то казачьи чиновники делать этого не будут. Знаете, как мне удалось убедить губернатора Лебедя в том, что казачество — реальная сила? На тот момент в Енисейском войске состояло 20 тысяч реестровых казаков. Без единой копейки из госбюджета мы экипировали в казачью форму все эти 20 тысяч и устроили смотр-парад. Это произвело сильное впечатление на Александра Ивановича. А когда удалось создать систему казачьего образования, не было для Лебедя более счастливых минут, чем общение с кадетами. Вернувшись на Дон и возглавив областной департамент по делам казачества, я предложил тогдашнему донскому атаману Виктору Водолацкому устроить смотр реестровых казаков и посмотреть, какой силой мы располагаем. На тот момент в реестре числились 70 тысяч донских казаков. Но мне удалось собрать всего полторы тысячи. Участвовать в этом спектакле я не стал, поэтому стал неугоден.

Выборы последнего атамана — продолжение этого спектакля. Кандидатуру Виктора Гончарова спустили сверху, всем несогласным заткнули рты, на Большой круг пустили только своих. Выборы провели так, как вообще проводят выборы на Дону. В последствиях прошлогодней выборной кампании в Заксобрание, если вы помните, пришлось разбираться Москве. Атамана за их провал попросили с должности заместителя губернатора. Получилась интересная коллизия: атамана Гончарова протолкнули как заместителя губернатора, а через несколько месяцев сняли с этой должности как не справившегося. И что это теперь у донцов за атаман?

Евгений ЧЕРЕПАНОВ, заведующий кафедрой Академии менеджмента инноваций (Москва), кандидат технических наук, руководитель проекта «Комплексное исследование проблем современного казачества Юга России»:
— Возможность бюджетного финансирования реестрового казачества привлекла туда многих лиц, видящих в этом источник обогащения. Безусловно, не все атаманы «реестрового» казачества — поклонники мамоны. Яркий пример тому мы видели в Майкопском округе Кубанского ВКО, где были поражены дисциплиной казаков и их отношением к службе и военной подготовке. И среди «нереестровых» атаманов большинство действительно пришли в казачье движение по велению сердца. Прекрасным образцом могут служить атаманы Ставропольского казачьего войска Союза казаков России (СКР), отлично организовавшие свою структуру.

Наше исследование выявило, что 64 % всех казаков Северного Кавказа считают, что разделение казаков на «реестровых» и «нереестровых» усилило раскол среди казаков России. По мнению опрошенных, к расколу в казачестве привели корыстолюбие, тщеславные амбиции ряда атаманов, своеволие местных администраций, пассивность федеральных органов власти. Всего 7 % казаков юга России согласны с суждением о невозможности принятия общей системы социальных взглядов, единой казачьей идеологии из-за объективно существующих противоречий в казачьей среде. Это важный показатель, свидетельствующий о том, что у казаков есть стремление к единым целям и задачам, к созданию единой идеологической основы своей социальной деятельности. Более того, данные опросов заставляют прийти к выводу о том, что ростки гражданского общества сегодня наблюдаются лишь в среде «нереестрового» казачества, с их выборностью «снизу вверх» и безоговорочным подчинением казаков избранным атаманам.

Сергей БУЗИНОВ, казачий полковник, родовой казак, атаман ВКО «Всевеликое войско Донское». Бунтарь, борющийся за сохранение казачьих традиций. Весной 2008 года внеочередной Большой круг станицы Азовской «за многолетнюю антиказачью политику и коррупцию в отношении азовских казаков» единогласно исключил одного из своих казаков из состава станицы. Этим казаком был тогдашний атаман Всевеликого войска Донского Виктор Водолацкий. В августе этого же года 412 делегатов с Дона единогласно выразили ему недоверие, а Бузинова избрали атаманом. Учитывая его послужной список, — атаман Черкасского округа и первый заместитель атамана ВКО ВВД решение было логичным. Но властью непризнанным. Самое парадоксальное заключалось в том, что признаваемое властью ВКО ВВД умудрилось растерять свой реестровый статус: по данным ГУ Минюста России по РО на октябрь 2013 года, из 180 зарегистрированных казачьих обществ Дона были включены в Государственный реестр Российской Федерации только два, а ВКО ВВД Бузинова свой реестровый статус сохранило:
— Мы не раскольники. Мы обыкновенные казаки, которые хотят жить по своим справедливым законам. Причем российские суды и прокуратура, в конце концов, на всех уровнях признали нашу правоту, хотя и штрафовали меня несколько раз. 14 сентября на Соборной площади в Новочеркасске мы планируем Большой войсковой отчетно-выборный круг, где главной содержательной частью будет поддержка действий президента РФ В. Путина в отношении ситуации на юго-востоке Украины. Не исключено, что городская власть попытается это мероприятие сорвать. Есть такая информация. Я никак не могу взять в толк: гражданское общество в России, как известно, только формируется. Наши действия как раз на это формирование и направлены. Мы поддерживаем нашего президента, занимаемся патриотическим воспитанием молодежи. Но когда 8 июня прошлого года проходил Большой круг, где был избран Гончаров, меня даже не пропустили в зал. Пускали только тех, кто прошел строгий отбор. Так быть не должно, и так, я уверен, не будет. Донское казачество выздоровеет, восстановит свои демократические традиции и, как дурной сон, забудет времена, когда атаманом избирали не достойного, а того, кого назначит начальник.

Виктор РАТИЕВ, бывший походный атаман Союза казаков Дона, основатель Союза казачьих войск России и Зарубежья, до настоящего времени — его Верховный атаман. Известен в казачестве тем, что возглавлял казачьи подразделения , воевавшие в Приднестровье и Абхазии:
— Всегда буду гордиться тем, что мы пришли на помощь русским братьям в этих республиках. Я напомню, если кто не знает, что в Бендерах молдавские молодчики вырезали целый класс ребятишек, отмечавших окончание школы. На Дону до сих пор живут казаки, по счастливой случайности, избежавшие смерть на пилораме. А те, кто отдыхает в Абхазии, наверняка слышали, с каким уважением до сих пор отзываются абхазы о казаках. Казаки воевать умеют. Так было всегда, и сегодня в этом плане ничего не поменялось. Есть ли казачьи подразделения в Донбассе? Нет. Нахожусь на постоянной связи с казаками Луганска и за свои слова отвечаю. Знаю, что там происходит. Там есть добровольцы с Дона. Но казачьих подразделений нет. В случае с Приднестровьем и Абхазией было так: к нам обращались за помощью правительства этих республик. Правительства ЛНР и ДНР к нам не обращались, хотя казаков, готовых в составе добровольческого подразделения воевать рядом со своими братьями в Донбассе, все это время было предостаточно. Обратятся — пойдем. Если в Минске договорятся, и украинские власти прекратят уничтожать русских на юго-востоке, будем помогать восстанавливать Донбасс.

Алексей ОЗЕРОВ, в 1990 году — член оргкомитета Первого съезда Союза казаков Дона, ныне — руководитель Черноморско-Каспийского информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований:
— Движение за возрождение казачества сегодня в системном кризисе. Почему в системном? Потому что, органы власти — и законодательные, и исполнительные не занимаются реализацией задач, сформулированных Минрегионом РФ в Стратегии развития казачества .Пока все на бумаге.
Сами казаки никак себя не проявляют. Ни российское, ни донское казачество не сделало никаких заявлений об отношении к геноциду русского населения на Украине.
И общественное, и реестровое казачество находятся в состоянии депрессии. Связано это, прежде всего, с отсутствием лидеров, которые смогли бы вывести российское казачество на более высокий уровень взаимоотношений с властью.
Совет при президенте Российской Федерации по делам казачества почти не проявляет активности. Представители Дона всегда придавали его работе новые импульсы. На донцов равнялись, они задавали тон в идеологии казачества. Это лидерство утрачено. В нынешнем составе в основном москвичи, казаков практически нет
Что же касается донского казачества, то до тех пор, пока оно не поменяет атамана, толку не будет. Гончаров умудрился рассориться со всеми окружными атаманами. Да и как руководить — при полном отсутствии авторитета?

Источник: http://evgenij-mich.livejournal.com/100233.html
Фото: st-kazak-polk.ru

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ