«Нам не нужны договорные матчи госкорпораций при распределении пенсионных денег ФНБ»
Российское правительство будет активнее вкладывать в отечественные инфраструктурные проекты финансы из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Профильные министерства уже представили проекты, нуждающиеся в инвестициях из средств, предназначаемых ранее для выплат пенсий и социальных пособий. Средства из ФНБ должны распределяться не для окончания работ по государственным долгостроям, но по критериям, отвечающим стратегическому развитию государства, считает сопредседатель Международного института проблем устойчивого развития Наталья КРАЙНОВА.
«Для распределения денег из государственной «кубышки», в своё время имеющей важнейший статус во внутренней политике страны, нужно подойти максимально ответственно. Мы все помним, как по поводу ФНБ крестили клинки политики, с каким скрипом проходила реформа пенсионной системы. Создание Фонда национального благосостояния (а чуть ранее – создание Стабфонда) успокоило горячие головы, требующие «природной ренты», пересмотра итогов приватизации, передела отраслей и недр страны. Можно придумать тысячу правил, чтобы втихую распределить пенсионные деньги из ФНБ, но цинизм теневого лоббизма должен иметь какие-то границы. Мне, как уроженки Ростовской области, конечно, обидно в первую очередь за родной регион, не представивший соответствующих инвестиционных заявок. Есть в области проекты, соразмерные заявкам Минэкономразвития, да только региональное Правительство – слабый лоббист. Но дело не только в досаде по поводу расторопности наших руководителей, дело – в принципе. Нам предлагают инвестировать наше национальное благосостояние в энергетические и транспортные проекты, в авиационные узлы и скоростные магистрали, а так же в «государства в государстве» - в корпорации РЖД, «Росатом» и Газпром. Прямо скажем, удивительного в таких решениях ничего нет, но когда-то эта «распасовка» крупных игроков должна закончиться. Как минимум два вопроса встают в связи с инициативой Правительства. Первый – как будет соотноситься финансирование ФНБ с другими стратегическими решениями, связанными, например, с импортозамещением, о котором заявлял Владимир Путин, с пространственным развитием страны, о котором многажды говорил премьер Медведев? Напомню о ликвидации моногородов, о развитии агломераций, кластерах и так далее. Вспомним о «майских указах» Президента, по поводу которых не говорит сегодня только ленивый. Я уже молчу про малый бизнес, которого буквально вычеркнули из экономической жизни страны. Как высокоскоростная магистраль Москва-Казань усилит активность бизнеса – ответьте, пожалуйста.
Второй вопрос – о связи национального благосостояния с внешней политикой страны, даже не буду раскрывать. Система внешнеэкономической деятельности меняется на глазах, мы «столбим» важнейшие стратегические вехи: Крым, «поворот на Восток», новые конфигурации экономического сотрудничества. Учтены ли эти реалии при рассмотрении инвестпроектов и программ, претендующих на ФНБ? Без учёта внешнеэкономических ориентиров и российской внешней политики любое серьёзное экономическое решение выглядит как имитация или «тренировочный матч» давно уже надоевшего отечественного министерского футбола».