Забытые герои второй чеченской

05/04/2014 - 12:56

В последнее время мы видим преимущественно негативные моменты совместного проживания различных этносов на территории нашей Великой Родины. Конфликты между русскими и дагестанцами на Юге и в крупных городах остальной России давно набили оскомину. Я не говорю уже о том, что мы забыли все то хорошее, что связывало наши народы в прошлом. Только ли история войн, в которых мы сражались плечом к плечу против общего врага, напоминает нам, что мы должны забыть о распрях, битвах за землю и бизнес и опомниться? А власть, если она поспособствует равенству перед законом всех без исключений, решит все накопившиеся проблемы на корню?

В свое время боевой генерал Виктор Германович Казанцев сказал: «Дагестан – это южный форпост России». Он хорошо знает, о чем говорит. В августе 1999 года, когда в Дагестан из Чечни ворвались банды международных террористов, именно ему было поручено командование Объединенной группировкой федеральных войск и народным ополчением республики. И именно дагестанские ополченцы были первыми телохранителями генерала в те непростые для России времена. Чеченские сепаратисты, осквернив жилища и обагрившись кровью мирных жителей Дагестана, не подозревали, какую исполинскую силу они разбудили. В считанные дни более 32 000 сыновей республики встали на защиту своей родины, создав единый фронт под лозунгом «Дагестан – это Россия». Порядка 6700 человек принимали непосредственное участие в боевых действия в самом начале вторжения в республику, помогая тем самым регулярным федеральным войскам собраться и нанести решающий удар, который впоследствии приведет к окончательному наведению конституционного порядка на территории Чеченской Республики. Именно в эти непростые времена, через десятилетия после Великой Отечественной войны, стали в очередной раз проникновенными слова «братья и сестры...».

Нападая на Дагестан, чеченские экстремисты считали, что местное население поддержит на своей земле идею «джихада» против российских войск и «безбожного правительства». Бесспорно, были населенные пункты в республике, где «благодаря» ваххабитской идеологии, проникнувшей в девяностые годы на территорию Северного Кавказа, они могли рассчитывать на некую поддержку, но в остальном сепаратисты просчитались. Тщательно спланировав с помощью иностранных советников боевую операцию по захвату Дагестана, они решили 2 августа 1999 года начать разведку боем, напав на пропускной пункт у цумадинского селения Гагатль, где сразу же встретили ожесточённое сопротивление дагестанской милиции, стоявшей насмерть в неравном бою до прихода подкрепления. Уже утром 3 августа бандиты, увидев, что жители села Гагатль в помощь федеральным войскам организовали отряд самообороны, отошли, совершив налет на соседнее село Агвали. Именно эти дни и стали сигналом для организации жителей республики в ополчение для помощи федеральным войскам, так как события в северном Дагестане стали приобретать характер войны, а организованный отпор сепаратистам еще не удалось наладить. Чеченские боевики стали массово проникать в села Цумадинского и Ботлихского районов Дагестана.

В те тяжелые для России дни группировка федеральных сил в Дагестане была еще полностью не сформирована, и принявшим над ней командование генералом Казанцевым было решено вооружить жителей Дагестана, пожелавших вступить в бой с чеченскими бандитами. Это решение во многом поспособствовало успешному выполнению приказа В.В. Путина «мочить в сортирах», так как горцы Дагестана всегда считались отличными воинами, многие из которых прошли бои в Афганистане и других горячих точках. И именно они прикрывали наступающих федералов и помогали десантникам проникать по горным тропам в тыл к противнику и успешно его уничтожать. Подвиги дагестанцев хорошо описаны в книге Максима Федоренко «Кавказский гамбит Генерала Казанцева». После успешного завершения вытеснения чеченских бандитов с территории республики и дальнейшего их уничтожения уже на территории Чечни народное ополчение было расформировано и разоружено. Генерал Казанцев в своих воспоминаниях тепло и с благодарностью отзывается об ополченцах, в тяжелую минуту подставивших свое плечо Российской армии.

Каждый десятый из погибших в боях за Дагестан в августе-сентябре 1999 года был представителем народного ополчения. Несмотря на это, в течение всех последующих лет и до сих пор правительством РФ не было принято решения о придании ополченцам Дагестана, принимавшим участие в боях, статуса ветеранов боевых действий, что кажется непонятным на фоне того, что многие чеченские боевики, перешедшие на сторону федеральных войск и впоследствии воевавшие на их стороне, получили статус участников боевых действий.

На неоднократные обращения дагестанцев, воевавших в те дни, в Министерство обороны РФ с просьбой рассмотреть этот вопрос, они получали ответ, что никакого ополчения не было и им ничего не положено, что является высшей несправедливостью по отношению к реальным событиям и павшим героям. За проблему признания воевавших за Россию ополченцев в последнее время взялись депутаты Государственной Думы РФ и Верховный Суд РФ. В поддержку придания ополченцам официального статуса участников боевых действий выступил и генерал армии Виктор Казанцев, который написал совместно со своим заместителем (на момент дагестанских событий) генерал-полковником В.В. Булгаковым открытое письмо на имя депутатов Народного Собрания Дагестана, в котором поддерживает инициативу принятия закона Республики Дагестан «О статусе лиц, принимавших участие в защите конституционного порядка». Боевой генерал надеется на то, что несправедливость по отношению к дагестанским ополченцам будет устранена, и они с гордостью станут носить это почетное звание и пользоваться заслуженными льготами. Копия данного обращения приводится ниже, и наша редакция также надеется на скорое решение вопроса, касающегося героев дагестанского ополчения, грудью вставших на защиту целостности России.

Источник: «Московский комсомолец на Дону»

Фото: img.gazeta.ru

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ