Ветераны просят сохранить память

16/03/2014 - 14:19

Новое руководство бывшего РАУ просят не предавать забвению место гибели тысяч ростовчан.

Похоже, судьба бывшего Ростовского военного института Ракетных войск, известного в Ростове под старым названием — РАУ, определяется. Как и обещали в Минобороны, территория осталась у военных. В самое ближайшее время там будет расположен центр подготовки специалистов малой авиации. Об этом «МК на Дону» рассказал Александр Карпенко — ветеран войны и один из первых выпускников училища, который при помощи многих общественников уже долгие годы бьется за восстановление справедливости по отношению к тысячам людей, которые погибли в концлагере на территории училища во время оккупации города. Их останки когда-то были в буквальном смысле закатаны в асфальт, но сейчас появилась возможность все исправить.

Из военной истории

РАУ появилось на свет в 1936 году, когда в Ростове, практически на месте чистого поля, создавался проспект имени Ленина. Сегодня невозможно представить, что еще наши деды видели это оживленное, застроенное место настоящим пустырем. Там же располагалось среднее техническое учебное заведение, гремели ремесленные цеха. С началом войны все они, как и остальные гражданские учреждения, были быстро перепрофилированы на военные рельсы.

Летом 1942 года началась вторая оккупация Ростова. Ей предшествовала череда неудач Красной армии на подступах к городу, где немцы взяли много военнопленных. Уже в самой донской столице они регулярно совершали налеты на мирное население. Этих людей надо было где-то размещать. Так в казармах РАУ появился самый настоящий «лагерь смерти», кощунственно названный «Лазарет №192». Люди там умирали по несколько десятков в день: от ранений, болезней, голода и холода. Окна в помещениях замерзающие горожане еще до этого разобрали на дрова для печей. Пленников кормили раз в день, а бывало, что не кормили вообще. Неповинующихся зачастую расстреливали. Сколько всего людей погибло, разумеется, никто не считал. По разным оценкам, в двух огромных траншеях захоронено от шести до десяти тысяч ростовчан. Другие подобные «лазареты» и тюрьмы в Ростове были на Кировском, в районе улицы Горького, недалеко от площади 2-й Пятилетки и на Фрунзе.

Военная техника на костях

Кладбище в нетронутом виде просуществовало чуть более 30 лет, пока в училище работало немало офицеров, прошедших войну. В 1975 году по согласованию с мэрией Ростова-на-Дону было принято решение об эксгумации и перезахоронении останков. В торжественной обстановке было погребено четыре урны, о чем свидетельствуют фотоснимки тех лет. Как их могло хватить для примерно восьми тысяч трупов, осталось загадкой. Кладбище закатали в асфальт, и на нем была размещена засекреченная стоянка военной техники, а позднее — шахта для ракетной установки. Без специального разрешения туда не пускали и в памятные даты. Траурные мероприятия ко дню начала войны, 22 июня, проходили у мемориала, в котором нет даже капсулы с землей с места захоронения.

Ранее об этом же «МК на Дону» говорил председатель областного общества охраны памятников Александр Кожин: сейчас при смене собственника место захоронения может постигнуть новая ступень забвения. Чтобы этого не произошло, представители совета ветеранов, поисковых организаций, общества охраны памятников предлагают на небольшой части территории бывшего РАУ — примерно на двух гектарах из пятнадцати — создать военно-мемориальный комплекс. Тогда, ввиду неясности дальнейшей судьбы училища, соответствующее обращение было направлено министру обороны России Сергею Шойгу.

Позднее сотрудники училища при проведении различных работ в районе этой стоянки и плаца находили человеческие останки, кости и фрагменты черепов. Об этом говорится в официальных заключениях, подписанных офицерами и нынешними ветеранами РАУ. Но тема замалчивалась, чему способствовала и секретность объекта. Так получилось, что, например, Змиевская балка, место массовых расстрелов мирных жителей, получила целый мемориальный комплекс, а место гибели красноармейцев просто предали забвению.
В документах группы ликвидационной команды кладбище и вовсе было отмечено на месте уже застроенной территории, а не там, где его указывали очевидцы событий зимы 1942 — 1943 годов и ветераны РАУ — вдоль улицы Новаторов.

Ветераны надеются на лучшее

Около недели назад Александр Карпенко выступал перед первыми солдатами, которые переехали в казармы уже бывшего РВИВ. Большинство из них — не ростовчане, и до встречи с ветераном не знали, что происходило 70 лет назад совсем недалеко от места, где их расквартировали. Также Совет ветеранов уже вошел в контакт с офицерским составом, чтобы убедить новое руководство не закатывать останки вторым слоем асфальта, не устраивать на том месте очередную стоянку или плац. Одну из просьб ветеранов уже выполнили — две комнаты в училище будут отведены под музей воинской славы.
— Мы не просим огромных денег из бюджета. Можно ведь просто обнести место кладбища забором, установить мемориальную доску с указанием, что здесь находится, — говорит заместитель председателя клуба «Патриот», что занимается охраной памятников, Александр Стасюк. — Последнее время мы столько говорим о вандализме в отношении советских памятников на Украине и в то же время допускаем у себя такое кощунство.
Точного ответа пока не было дано. Деятельность ростовских активистов немного осложняется тем, что часть, по их словам, имеет московское подчинение.

Части будут переезжать постепенно. Начать использовать казармы РАУ сразу не получилось из-за того, что после его закрытия (по указу экс-министра обороны Сердюкова) все оборудование, включая кухонное, все ценное было «вырвано с корнем» и вывезено либо сдано в утиль. От новых хозяев теперь ожидается больше аккуратности по отношению ко всему, что находится в их ведении, включая историю и память легендарного училища.

На фото:
Главное: заместитель председателя клуба «Патриот» Александр Стасюк и участник Великой Отечественной войны, первый знаменосец в истории РАУ Александр Капрепко.

Расположение кладбища на территории РАУ изменено на документах ликвидационной команды.

Источник: "Московский комсомолец на Дону"

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ