Довыборы в Ростгордуму: пейзаж перед битвой
На 27 апреля назначены довыборы на четыре освободившихся места в городском собрании Ростова-на-Дону. Ворошиловский № 7,Кировский № 12, Ленинский № 14 и Советский № 33 одномандатные округа в скором времени получат своих новых представителей в Ростовской городской Думе. Хотя о желающих участвовать в выборах и получить мандаты мы узнаем только к концу февраля, и оценивать шансы тех или иных уже заявившихся претендентов было бы сейчас некорректно (да и рискованно в связи с драконовским законодательством об агитации в период выдвижения), тем не менее, можно уже сейчас обозначить основные черты апрельского городского ристалища.
Довыборы, не приуроченные к единому дню голосования (ЕДГ), не любит никто. Их не любят организаторы выборов. Избиркомы - в связи со скудным финансированием, главы районов и чиновники – в связи с выпадением из общего ритма территорий, на которых проходит избирательная кампания. Дополнительные выборы неудобны кандидатам: они не смогут пообещать избирателям коренных изменений в представительных органах власти, так как будут вынуждены работать в рамках уже существующего регламента, придя новичками в уже сложившийся коллектив.
Наконец, довыборы порой неинтересны избирателям – чаще всего объявленные внезапно для обывателя, мало интересующегося политикой, они изначально несут в себе какой-то «подвох», уловку, не способствующую налаживанию открытого диалога с претендентами на мандаты. Нет мобилизующей кампании «все на выборы», как в единый день голосования, никто не связывает результаты с какими-то перспективами в развитии области, города, района. Однако, несмотря на все эти «минусы» довыборов, в Ростове-на-Дону сложилась уникальная политическая ситуация, дающая надежду на политическую интригу, позволяющая более внимательно рассмотреть условия, в которых они проходят.
Карточный домик
В первую очередь довыборы сфокусируют внимание на самой городской Думе – органе местного самоуправления столицы Федерального округа. Во всех смыслах достаточно скромный управленческий институт крайне экономно расходуют средства бюджета на собственную работу (даже есть немалая экономия – более 1,5 млн рублей сэкономлено из статей расходов на аппарат и организацию работы депутатов), не обременяет себя громкими политическими заявлениями или какими-то острыми дискуссиями на злободневные темы. Городские депутаты не самодуры, не навязывают себя, их решения могут быть дезавуированы: на официальном портале специально оговорена процедура, что «в соответствии с пунктом 9 статьи 41 «Устава города Ростова-на-Дону» (ред. 15.06.2010) принятым решением Ростовской-на-Дону городской думы от 09.04.1996 № 211 решения городской Думы могут быть отменены или их действие может быль приостановлено городской Думой, обжалованы в установленном порядке в суд или арбитражный суд, опротестованы в порядке прокурорского надзора». На сайте городской Думы отсутствуют даже биографии депутатов, а комиссия по работе с общественностью, политическими партиями и СМИ, что характерно, включает в себя работу с правоохранительными органами. Подчёркнуто аскетичный стиль работы трёх с половиной десятков депутатов отучил горожан требовать от городской Думы экстренных мер по вопросам благоустройства, очистки города, борьбе с коррупцией и так далее – все шишки валятся на мэра и глав администраций районов. Однако было бы заблуждением считать, что городской парламент ничего не значит – те же самые освободившиеся места, которые будут «разыгрываться» на довыборах в апреле, образовались в связи с уходом муниципальных депутатов на повышение – в Заксобрание области и на должность регионального бизнес-омбудсмена. То есть, городская Дума, как минимум, неплохой «трамплин» для дальнейшего политического роста.
Кроме того, внимательно присмотревшись к решениям депутатов, можно убедиться в том, что городская Дума аккумулирует и распределяет немалые средства на поддержку и развитие инфраструктуры города. Заявлены инвестиционные программы, активно идёт международное сотрудничество (два новых города-побратима – Ереван и Одесса – свидетельствуют о серьёзных дипломатических успехах ростовской власти). Очевидно, что городским Собранием сформирован пул организаций, компаний и доверенных лиц, распределяющих подряды и муниципальные заказы. Не исключено, что «тихое поведение» депутатов продиктовано серьёзностью решаемых вопросов. Ростовская гордума – игрок в элитных партиях, мастер кулуарных пасьянсов, умело лавирующий между различными центрами силы.
Казалось бы, что городские избранники без труда «решат» уравнение дополнительных выборов в собственном негромком стиле, «адаптируют» к налаженной управленческой работе вновь избранных политиков на последующие полтора года своих полномочий, если бы не «привходящие обстоятельства» и двусмысленность предвыборной интриги. Осмелюсь предположить, что принятый депутатами закулисный стиль игры сегодня может не помочь.
Парад планет
В преддверии выборов городское Собрание находится в перекрестии сразу нескольких прицелов. «Мундепы» (словечко, пришедшее из муниципальных выборов в Москве потихоньку приживается) объективно будут в зоне особого внимания со стороны политиков и общественности. Хотя выборы и одномандатные, для партий это возможность для пиара и продвижения своих идей. Ещё слышно эхо «засушливых» выборов законодательное Собрание области, аукнувшихся серьёзными упрёками в адрес руководства области и её городов. Оппозиционные парламентские партии – КПРФ, ЛДПР и СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – могут попробовать взять реванш пока не высохли чернила на перьях, подписавших взыскание сотрудникам Избирательной комиссии и областной администрации, ответственных за «чистоту выборов». Проведение любого депутата не из числа сторонников «Единой России» может записать в политический актив каждая из оппозиционных сил, а проблемы с «чистотой выборов» могут повлечь за собой очередные кадровые перетряски, что тоже на руку оппозиционерным игрокам ростовского «пасьянса».
\
О реформах внутри партии заявляет и «Единая Россия», не желающая мириться с потерей влияния в регионах. Назначенные ранее партийные кураторы в федеральных округах усилятся Межкоординационными советами «Единой России», а стрелявший во все стороны ОНФ не предполагает просто так отдавать «протест» на откуп оппозиции: «фронтовики» достаточно зло и бесцеремонно атакуют губернатора и мэров городов по вопросам «энергопайка» и ЖКХ. Ростовские довыборы проходят в условиях, когда в Государственной Думе проходит утверждение новой схемы выборов Федерального Собрания, и половине думцев придётся идти на мажоритарку. «Идти в округа» настоятельно рекомендуют своим коллегам лидеры всех парламентских партий, и напомнить о себе на местах можно только подорвав монополию местной администрации. Организация форс-мажоров на выборах, перехват управления кампанией и присвоение результатов победы - классический вариант захвата «площадки» под будущие парламентские выборы 2016 года. Другими словами, даже среди «партии власти» будет хватать кураторов, советчиков, интересантов, интересы которых могут быть противоположными.
Заявят о себе и новые партии. Набирает популярность РПР-«Парнас», несмотря на раскол среди лидеров, они стали уже узнаваемы в регионах, и могут претендовать на протестные голоса. «Гражданская платформа» в своём стиле уже объявила набор «с последующим обучением» членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей на региональные и местные выборы в двухлетней перспективе, включая выборы мэров и губернатора. «Яблоко» может «прощупать» городские округа, ранее лояльные детищу Явлинского. Трудно будет блокировать участие Казачьей партии, если последняя сможет пройти юридические процедуры по выдвижению – казаки «в тренде», идеологически лояльны Президенту, на их развитие выделяются муниципальные деньги. Не исключено, что кто-то из «новичков» сможет выбить финансирование у руководства недавно зарегистрированных партий для «обкатки» их идей в Ростове, создав эффект «чёрта из табакерки». Наконец, на политическую поляну могут выйти общественники, независимые или представляющие разного рода организации, не вписавшиеся в существующую систему городского управления.
Казалось бы, для депутатов городской Думы такая разблюдовка привычна: на то они и выборы, чтобы дать возможность высказаться политически озабоченным гражданам. Отзвучит предвыборная канонада, ветер и дворники сорвут со стендов плакаты и на освободившиеся места в парламенте сядут те, кого запланировали. Но, скорее всего, они ещё не осознают, насколько изменилась политическая повестка в городе, и ещё не задумываются о будущем трудоустройстве после истечения своих депутатских полномочий. Довыборы 2014 года – это только начало перекройки существующей системы управления.
Политическая повестка и элитные расклады
Городская Дума молчала слишком долго. Шли следственные действия в отношении мэра и его семьи – она молчала. Почти каждую зиму горожане сталкивались с параличом городских служб – из зала заседаний городского парламента – ни звука. В СМИ обсуждались скандальные землеотводы и спорные итоги торгов, непрозрачные подряды и износ инфраструктуры города, экологическую ситуацию и пробки, рост тарифов и беспредел управляющих компаний, ростовское метро, строительство стадиона и генплан развития донской столицы – депутаты большей частью хранили молчание. Городская дума даже не делегировала из своей среды какого-нибудь «правдоруба», харизматика, популиста, взявшего на себя труд обозначить хоть какое-то движение в депутатской среде. Так или иначе, количество перешло в качество – безынициативность и единообразие в политическом позиционировании сделало гордуму символом всего косного, закрытого, лицемерного воплощением худших черт управленческих традиций 80—90—нулевых годов. Несмотря на то, что каждый депутат интенсивно встречается с избирателями, ведёт приёмы, помогает гражданам в житейских делах (информация об их работе рассыпана по СМИ и интернету), кулуарное принятие ключевых решений народ уже не прощает. На политическое поле Ростова выходят критики, готовые обвинять гордуму во всех грехах, поднимать улицы, площади, «майданы» для протеста (благо, что есть пример вольнолюбивых украинских соседей).
«Постепенно растёт вязкость, сцепленность происходящего. Поле идеоактов набито так, что Киев, Чернышев, Олимпиада, Горбань, снегопады, самоубийства, геи, аэропорт, Саввиди, Толмачёв – все выступает реагентом, ускоряющим политические процессы, и «система» плавится на глазах. Мы со своей стороны постараемся засунуть во все это свою «палку – мешалку», некоторую перпендикулярную политику, связанную с линией, намеченной на предыдущих выборах в Батайске. Мы выдвинем Александра Толмачева, офицера, журналиста и узника совести в депутаты Гордумы, в частности по Советскому округу № 33. Эта идея уже не понравилась в КПРФ, и мы надеемся, что она еще больше не понравится в ЕР, ЛДПР и СР, вызовет волну ненависти у спойлеров, мэрии и в комиссиях. Это пока странно выглядит, но по сравнению с бедламом в политикуме мы само благоразумие», — рассуждает Алексей Синельников, представитель "Фонда политической культуры".
«Городское управление парализовано – ни на один запрос со стороны общества мы не получили внятного ответа от городской власти. Возня с мэром Чернышевым и его статусом «подозреваемого», невнятная позиция областной власти в отношении мэра привели к тому, что в городе возник дефицит ответственной политики. При этом среди депутатов и работников городской администрации немало грамотных специалистов и достойных людей, способных взять на себя управленческие функции, но инерция и какие-то «традиции» не позволяет этого делать. Поэтому мы и имеем пробки и неожиданные снегопад зимой, отсутствие дворников и техники на улицах, остановку работы всех служб жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях. Раз за разом городская власть наступает на одни и те же грабли, вызывая всё большее раздражение у горожан. Удивляет то, что даже если сами депутаты не рискуют публично взять на себя ответственность, то почему они не разработают правовые модели и нормативные документы, распределяющие ответственность в тех или иных случаях? Ведь среди них полно юристов», - недоумевает политический юрист Олег Гаврюшенко.
Система конвенций, некоторых «договорённостей», в рамках которых привыкла работать городская Дума, тоже начинает трещать по швам. Гордума попала в «развилку лояльности»: либо она до конца поддерживает мэра и, претендуя на его связи, разделяет все риски, или она «сдает» Чернышёва, заявляя о своей собственной игре – вопрос для председателя городской Думы Зинаиды Неярохиной далеко не праздный. Как в таких условиях взаимодействовать с областью, с политическими партиями, с силовиками и авторитетными руководителями?
Очевидно, что довыборы станут «вступительным экзаменом» для Александра Ищенко, недавно назначенного вице-губернатором, отвечающим за местное самоуправление и выборы. Коренной ростовчанин и опытный политик Ищенко будет вынужден работать на усиление позиций областной администрации, причём сам, проходя тест на доверие и лояльность, способность работать в команде назначенного губернатора. В рамках особых интересов областного руководства в отношении города будет гораздо труднее добиться согласования интересов с руководителями предприятий и организаций города, влияющих на голоса в округах: Роствертол в Ворошиловском районе, ЮФУ в Советском и так далее. Активная работа депутатов по «продавливанию» своих может вызвать раздражение у силовиков, спустивших на Чернышёва всех собак: чем сильнее будет поддержка соратников мэра в отношении кандидатов на мандаты, тем сильнее будет противодействие его противников среди элит. Не исключено, что «горячие головы», радикалы получат поддержку у контр-элиты, намеревающейся не только устранить мэра, но и полностью взять контроль над городом, «пристегнув» к коррупционным скандалам максимальное число нынешней городской элиты.
Наконец, довыборы могут быть «парашютом» для самого Михаила Анатольевича Чернышева, с начала года будоражившего общественность слухами о своих собственных досрочных выборах. Многоходовка, при которой избранный депутатом Чернышёв инициирует редакцию Устава города, занимает, с согласия Неярохиной, пост председателя и существенно сокращает полномочия будущего главы Ростова, является реалистичной перспективой в рамках маячившей на горизонте очередной реформы местного самоуправления в стране.
Живые и мертвые
Действительно, городская Дума слишком долго игнорировала активные, публичные политические форматы, слишком долго находилась в тени мэра и глав районных администраций. Многое указывает на то, что «отсидеться в окопах» не удастся. «Большинство городских решений требуют не политических дискуссий, а экспертных оценок», — говорит доктор экономических наук Роман Шеховцов. «Именно эксперты могли бы «остудить» горячие головы и перевести диалог общества с властью в конструктивное русло. У сложных проблем нет простых решений. Нужны новые идеи и нестандартные решения способные привести к качественных изменениям в системах жизнеобеспечения города. Эти решения очень редко появляются в результате политических дискуссий, они есть продукт интеллектуальной деятельности профессионалов. Однако, городские и областные политики не спешат формировать запрос на экспертизу, на генерацию новых идей. Интеллектуальный потенциал Ростова не используется в должной мере. Симптоматично, наши специалисты востребованы при решении проблем развитие городских сред и инноваций для таких российских городов как Краснодар, Пермь, Казань, Москва, Сочи, Калининград и др. Заявка на развитие, на умное и открытое управление крайне невнятна со стороны региональных и местных властей, город перестал быть «прогрессистом», локомотивом перемен. В результате ростовчане, негативно обобщая, видят во всех чиновниках воплощение застоя. Несмотря на то, что в городе работает немало профессионалов, очевидно, мы имеем дело с системными проблемами и поэтому, по-большому счёту неважно, как пройдут выборы. Надо «разворачивать» всю политическую конструкцию лицом к ростовчанину, ликвидировать позорное отставание Ростова от других российских мегаполисов по целому ряду направлений».
Есть ли политический выход из сложившегося рисунка? Выйдет ли в результате выборов городская Дума на новые рубежи, или политическое ристалище опять будет «бегом на месте», опять даст повод для роста протестных настроений?
В начале 90-х актёр Михаил Ульянов рассказывал анекдот, который потом с удовольствием повторяли популярные политики тех лет. Римский император потребовал подать вареных раков, но с условием, чтобы они шевелились. Через пару часов блюдо было готово. Изумлённый правитель Рима спросил у повара, как он смог этого добиться. Секрет прост, ответил повар, я в груду вареных раков положил несколько живых. «Вот так и мы», - резюмировал Михаил Ульянов, — нас немного, но мы живые и заставляем шевелиться всех вокруг».
Нам кажется, что один из выходов для депутатов будет взять в свою кампанию активных оппозиционеров, чтобы «оживить» политику. Надо заставить шевелиться не только «городских», но и «областных» раков, потому что, несмотря на заявленные реформы управления в области и необходимость их в городе, все чиновники по-прежнему ходят какие-то «полувареные». Надо пожертвовать на полтора года привычными кулуарными форматами, чтобы система «ожила» или хотя бы выглядела таковой. Им, мундепам Ростова-на-Дону, готовить смену мэру и губернатору, выкручиваться в рамках драконовского бюджета, спущенного из Москвы. налаживать общение с «рассерженными» горожанами.
Вопрос об «открытости» ростовской городской думы касается не только текущего её состава, но и всей системы управления в целом. Готова ли городская власть к политическому партнёрству с оппозиционерами? Этот вопрос сегодня уже назрел – не факт, что он решится на этих выборах, но тем болезненнее он будет решаться в дальнейшем. Хорошим вариантом была бы победа активных представителей политических партий, руководителей региональных отделений: существование в рядах городских депутатов оппозиционера, способного влиять на федеральную политику, развязывает руки остальному составу в «борьбе под ковром». Более того, вход регионального партийца в местную политику ослабляет ячейку на местах, лидер по макушку загружается местной проблематикой и на дальнейшее у него просто не остаётся времени. Напрашивается согласование интересов всех мало-мальски крупных политических игроков на некой общей площадке во благо стратегических интересов города и региона. Назрела смена правил игры, в рамках которых довыборы были бы одним из элементов городской стратегии. Как раз такая деятельность и есть важнейший показатель эффективности органа, которому нужно «думать» о городе, и который, соответственно, так и называется – «думой».
источник: "Московский комсомолец на Дону"