Депутатская шизофрения

18/11/2013 - 09:42

У оставшейся не у дел команды Валерия Зеренкова – тысяча «скелетов в шкафу».

Краевые депутаты и новое правительство, возглавляемое Владимиром Владимировым, примеряют на себя роли макрейкеров – «разгребателей грязи». Они взялись расследовать махинации с госимуществом Ставрополья, которые проворачивала команда ушедшего на покой Валерия Зеренкова. Список скандальных приватизационных сделок всё пополняется: депутаты называют два международных аэропорта – в Ставрополе и Минеральных Водах, а также ГУП «Крайводоканал».

Нередко огромные имущественные комплексы используются совершенно неэффективно, пожирая краевые ресурсы – но без всякой финансовой и социальной отдачи. Это, например, стадион «Динамо» в центре Ставрополя или межколхозный санаторий «Ставрополье» в Сочи.

В общем, работенки для новой команды хватает. Эх, справились бы…

«Лакировать» больше не получится

Казалось бы, еще совсем недавно ушел с должности глава администрации Ставрополья Валерий Зеренков – и полутора месяцев не прошло. Покуда он был у власти, краевые депутаты смиренно молчали относительно скандалов, связанных с распоряжением государственным имуществом. Но едва «король умер», они дружно подняли шум по этому поводу. «Сейчас каждый день вскрываются определенные вещи. Потому, что находясь у власти, можно их лакировать. А когда уходишь и приходит новая команда, их видно, они неприкрыты», – объясняет руководитель краевой фракции «Справедливой России» Сергей Горло.

Именно Горло на думской планерке 11 ноября предложил создать межведомственную комиссию (с участием депутатов и правительственных чиновников) по решению вопросов, связанных с приватизацией стратегических объектов имущественного комплекса края. Правда, в интервью краевому телевидению 15 ноября губернатор Владимиров сообщил, что поручение провести ревизию краевого имущества он дал, едва придя к власти – еще в начале октября. И подтвердил, что депутатские опасения оказались не напрасны.

Самые серьезные вопросы, разумеется, относительно приватизации международного аэропорта «Ставрополь». Распоряжение о приватизации еще в сентябре отдал губернатор Валерий Зеренков: краевое Минимущества, возглавляемое Виктором Мельниковым, оценило чистые активы аэропорта (за вычетом кредиторской задолженности) в 21 млн. рублей. Поразительно, учитывая, что в прошлом году здание аэровокзала и привокзальная площадь были полностью реконструированы: примерная стоимость работ составила 200 млн. рублей. Курировал работы лично вице-премьер краевого правительства Виктор Шурупов, который, однако, имя инвестора до последнего хранил в секрете. Нынешней весной ГУП был акционирован, а затем 49% его акций проданы тому самому инвестору, которым оказалось никому неизвестное ООО «Авиасервис», зарегистрированное в Ставрополе в июле прошлого года.

Фамильная схема

Сам процесс выкупа прошел в тени и тишине. В марте, после создания акционерного общества, были выпущены обыкновенные именные бездокументарные акции на общую сумму 21 млн. рублей, находящиеся в свободном обращении. Однако 25 сентября нынешнего года Межрегиональное управление службы Банка России по финансовым рынкам в ЮФО (преемник окружного управления ФСФР) зарегистрировала допэмиссию акций аэропорта на 20 млн. рублей, размещаемых по закрытой подписке. Причем отчет об итогах размещения, в нарушение законодательства, не был опубликован. Покупателем акций и стал «Авиасервис», таким образом получивший контроль над 49% компании (51% принадлежит правительству).

Поначалу эксперты посчитали, что «Авиасервис» – структура, принадлежащая президенту Кабардино-Балкарии Арсену Канокову, который три года назад получил контроль над другим международным аэропортом «Минеральные Воды». Кроме того, об интересе к активу заявлял «Базэл Аэро», принадлежащий Олегу Дерипаске (сейчас он контролирует четыре аэропорта в Краснодарском крае – в Краснодаре, Сочи, Геленджике и Анапе). Кто же реально стоит за «Авиасервисом», в правительстве края упорно молчали.

Однажды я был свидетелем такой картины. В начале июня краевые депутаты провели совещание по развитию аэропорта. Естественно, у думцев возник и вопрос – кто же тот безымянный инвестор, который вложил деньги в реконструкцию? Директор аэропорта Николай Апальков, не моргнув глазом, заявил депутатам: мол, готов ответить на все вопросы, но уже без журналистов и телекамер.

И вот сейчас выясняется, почему такая скрытность. В минувшую среду редактор краевой газеты «Ставропольские губернские ведомости» Александр Емцов опубликовал журналистское расследование. С цифрами и фактами в руках он доказывает, что злополучный «Авиасервис» контролируют люди, близкие к окружению двух бывших губернаторов – Валерия Зеренкова и его свата Петра Марченко (ныне депутата краевой думы от «Единой России»).

Так это или нет, сейчас и выясняет правительственная комиссия. Правда, надеяться, что результаты ее работы будут обнародованы, видимо, не стоит. По крайней мере, сам Владимир Владимиров в интервью краевому телевидению на сей счет отрезал: «Я же сразу сказал, что я никогда обсуждать действия [предшественников] не буду, потому что все очень уважаемые люди. Ну, так случилось. Разберемся».

Здравница да упокоится!

По словам Владимира Владимирова, в ходе ревизии краевого имущества выявлены вопросы по «целому ряду, по множеству объектов – и коммунальных, и социальных, и зданий, и сооружений». Правда, упомянул лишь один конкретный объект – санаторий «Ставрополье» в Сочи, который уже давно является камнем преткновения. Он был построен в долине реки Псахе (сочинский район Мамайка) и имел статус «межколхозного», поскольку в 1960-е годы строился на деньги аграриев Ставропольского края (в том числе Карачаево-Черкесии).

Однако в 2003 году, когда самостоятельно поддерживать санаторий аграриям стало уже не по карману, они решили его безвозмездно передать в собственность края. И на сегодняшний день это крупнейший актив Ставрополья за пределами региона: вдумайтесь только, площадь территории составляет 16,5 гектаров, на которых расположено 22 строения – помимо главного, 24-этажного корпуса (известного как «Кукуруза»), это также лечебный, общественный и пляжный корпуса, автобаза, столовая, склады, ремонтные мастерские, открытый бассейн. Рыночная стоимость объекта составляет сотни миллионов долларов.

В советское время до 80% отдыхающих составляли труженики села со Ставрополья, сегодня же здесь практикуются исключительно коммерческие туры. Но даже при этом огромный санаторий, рассчитанный на 1140 мест, ежегодно принимает не более 1,5-2 тысяч отдыхающих. Давным-давно не видел он ремонта, и недавно даже был оштрафован сочинской инспекцией Роспотребнадзора и прокуратурой за негодное санитарное состояние: на прилегающей территории обнаружили кучи мусора, а в пищеблоке – крыс.

Все эти годы шло постепенное расхищение территории: строительные компании «отщипывали» по кусочку от принадлежащих санаторию гектаров прибрежной земли под коттеджи. Огромные площади сдавалась в аренду различным компаниям (в том числе филиалу Московского института предпринимательства и права) по смехотворным ценам – от 122 до 225 рублей за «квадрат».

Почему гигантский санаторий, расположенный в таком элитном месте, влачит ныне жалкое существование (наш край, похоже, даже не сможет заработать на размещении гостей сочинской Олимпиады)?! Что вообще делать с санаторием?!

По предварительным подсчётам, на полноценный ремонт корпусов и парка потребуется не меньше трёх миллиардов рублей. Так, может, проще его продать? К слову, похожая ситуация еще с тремя межколхозными санаториями – «Зори Ставрополья» в Пятигорске, «Колос» в Кисловодске и «Нива» в Ессентуках (они объединены в ассоциацию «Ставропольсельхозздравница», возглавляемую Ларисой Никитиной).

«Динамо» без топлива

Примерно такая же ситуация, как и с санаторием «Ставрополье», сложилась вокруг стадиона «Динамо». Он, правда, к краевой собственности никакого отношения уже не имеет: в 2004 году правительство Александра Черногорова добровольно подарило его Всероссийскому физкультурно-спортивному обществу (ВФСО) «Динамо». В надежде на то, что стадион приведут в порядок и облагородят – но этого не произошло: ныне огромное спортивное сооружение в ужаснейшем запустении.

Еще в бытность губернатором Валерия Гаевского было объявлено о том, что ВФСО «Динамо» передаст стадион в краевую собственность. Хотя, понятно, наибольший интерес представляет не сам стадион, а огромный земельный участок площадью 3,8 гектара, рыночная стоимость которого составляет не менее $10 млн.

Министр спорта края Виктор Осипов весной прошлого года заявил журналистам, что уже начата оценка имущественного комплекса «Динамо», по итогам которой определят цену выкупа, а затем придется искать инвесторов для реконструкции. В числе инвесторов намеревались выступить «Газпром межрегионгаз Ставрополь» и «Турист-сервис», причем проект реконструкции даже был уже презентован болельщикам и журналистам. Также краевой Минспорт с проектом переоборудования стадиона намеревался войти в федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта».

Правда, со сменой политических элит края, похоже, изменились и планы относительно реконструкции «Динамо». По крайней мере на одной из пресс-конференций губернатор Валерий Зеренков смело объявил, что стадион предстоит «вынести» из центра Ставрополя куда-нибудь на окраину (в Юго-Западный или Северо-Западный микрорайон). Ну а освободившаяся земля по-прежнему оставалась бы в собственности общества «Динамо», с которым, возможно, у Зеренкова уже и были некие договоренности. И, вполне вероятно, ушли бы под коммерческую или жилую застройку. Именно так московские футбольные функционеры поступили с участком земли площадью 750 кв.м. на территории «Динамо», который отошел под строительство кафе предпринимателю Дмитрию Проскуре (он занимается овощеводством в Грачевском и Шпаковском районах). Нынче же здесь долгострой.

Немножечко бунтари

Еще один проблемный объект – крупнейшее в крае ГУП «Ставрополькрайводоканал», на которое имеет виды московская «Альфа-групп», принадлежащая Михаилу Фридману. «Кавказская политика» уже подробно рассказывала о том, каким образом правительство Ставрополья осуществило в госпредприятии кадровый переворот, усадив в кресло гендиректора москвичку Наталью Ефимченко (см. статью «Черная вода»).

Владимир Владимиров, однако, объявил в своем интервью, что выступает против приватизации «Крайводоканала» и намерен добиваться, чтобы модернизация предприятия была осуществлена собственными силами. Не совсем понятно, впрочем, откуда у ГУПа возьмутся деньги на реализацию подобных планов, ведь только лишь первоочередная задача – по реконструкции очистных сооружений на Кавминводах – тянет, по расчетам специалистов, не менее чем на 5 млрд. рублей.

С другой стороны, мораторий на приватизацию краевого «Водоканала» позволит избежать коррупционных скандалов и коммунальных катастроф, которые имели место во всех прочих республиках Северного Кавказа. Там, где водоснабжающие организации были отданы в частные руки, а затем многократно перепродавались, дробились, банкротились…

В общем, работенки хватит с лихвой для нового министра имущественных отношений края Алексея Газарова, которого губернатор Владимиров привез с собой с Ямала. Хотя на эту должность впору назначать не нефтяника, а следователя, чтобы разобраться в хитросплетениях имущественных «схем».

Ну а беспокойство же краевых депутатов о судьбе родины больше походит на попытку набить себе политическую цену в глазах нового губернатора. Ибо куда же наши уважаемые думцы глядели, когда с собственностью на Ставрополье творились безобразия?! Напомним, что не далее как весной фракции КПРФ и «Справедливой России» предложили расширить депутатские полномочия по контролю за госсобственностью. Депутаты хотели разделить вместе с правительством функцию по утверждению «Программы приватизации объектов государственной собственности» (ныне это прерогатива правительства, а депутаты лишь одобряют отчет об итогах приватизации).

Однако «Единая Россия», которая имеет в парламенте большинство голосов, поправки зарубила. Ну а теперь сами единороссы громко вопят о том, что, дескать, Ставрополье лишается законной собственности. Как врач-психиатр вижу в этом признаки шизофрении. Показную заботу депутатов председатель краевого отделения Союза журналистов Василий Балдицын откомментировал зло и метко: «Краевая дума, которая долгое время была таким болотцем (депутаты приходили туда позевать или совершить друдный «Одобрямс!», начала немножечко бунтовать».

Источник: http://kavpolit.com/deputatskaya-shizofreniya/

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ