Правительство России довело экономику до комы
Судя по всему, в Правительстве целенаправленно наступают на грабли 2008 года, в упор отказываясь признать дефолт ресурсно-сырьевой модели, подразумевающей паразитическое проедание поступающих нефтедолларов, иностранных кредитов и хищническую эксплуатацию доставшегося от советской эпохи производственного, научно-технического и инфраструктурного потенциала.
Отечественная экономика низких переделов катится под откос – «экономика трубы» себя исчерпала окончательно. И в рамках проводимой политики невозможно не только провести её модернизацию экономики и вывести на траекторию устойчивого развития, но даже элементарно удержать на плаву «нефтегазовый Титаник».
Тот факт, что темпы роста российской экономики упали в 3 раза за последний год (с 4,5% в первом полугодии 2012 г. до 1,4% в аналогичном периоде 2013 г.), промышленное производство демонстрирует нулевую динамику, а в обрабатывающей промышленности, грузоперевозках и инвестициях фиксируется сильнейший с кризисного 2009г. спад, свидетельствует о несостоятельности проводимой в стране макроэкономической политики. Бюджетный фетишизм «кудриномики» довел Россию до пропасти – далее падение в системный кризис и ещё большую деградацию .
Доведенная до полного истощения экономика России перестала реагировать даже на растущие цены на нефть и прочие сырьевые товары. Так оказался разрушен очередной миф о сырьевой зависимости отечественной экономики. Масштабы и глубина упадка в промышленности и разрушения научно-технического потенциала достигли столь критических отметок, что даже дорожающие энергоносители не в силах тащить за собой в гору архаичную и низкопередельную экономику. И тот факт, что даже МВФ дважды в течение последних 4-х месяцев пересматривает в худшую сторону прогноз по росту российской экономики в 2013г. и снижает его в 2,3 раза (в июне с 3,4% до 2,5%, а в сентябре и вовсе до 1,5%), - лишний раз свидетельствует о том, что экономика катится под откос.
Даже в Вашингтоне прекрасно понимают, что политика бездумного накопления валютных резервов и изъятия денег из экономики себя исчерпала – России требуется комплексная структурно-технологическая модернизация инфраструктуры, техническое перевооружение производств, замена трудоёмкого производства капиталоёмким, внедрение ресурсо- и трудосберегающих технологий, наращивание государственных расходов на науку, образование, здравоохранение, НИОКР и т.д. Однако в Правительстве боятся отказаться от модели «роста без развития», которая довела страну до уровня банановой республики. Именно об этом и предупреждали учёные и независимые экономисты, свободные от догм «Вашингтонского консенсуса» и «рыночного фундаментализма».
Пересмотр прогнозов по росту российской экономики затеяли практически все министерства, ведомства и международные финансовые организации - дефолт экстенсивно-паразитической ресурсно-сырьевой модели становится очевидным даже для апологетов «кудринистики». Пускай и с опозданием, но наступает прозрение.
Так, МВФ понизил свой прогноз по росту российской экономики в текущем 2013г. до крайне скромных 1,5%, которых недостаточно не только для исполнения майских указов президента (требуется рост на 4,5% в год), но и для полноценного исполнения федерального бюджета (необходим рост на 3,6%). От МВФ не отстает и Всемирный Банк, который «очнулся» лишь осенью 2013г. и в спешном порядке пересмотрел прогноз по росту экономики с 2,3 до 1,8%. Притом что еще в конце 2012г. строились прогнозы по росту без малого на 3,6-3,8%. Промахнулись без малого в 2-2,5 раза.
После них туже цифру в 1, 8% послушно назвал и недавно назначенный глава МЭР Алексей Улюкаев. И это уже второй за последние 3 месяца пересмотр макроэкономических прогнозов от ведомства, которое ответственно за стимулирование роста и качественного развития отечественной экономики (чего, впрочем, не наблюдается), и за обеспечение исполнения «майских» указов президента за счёт поддержания среднегодовых темпов прироста ВВП не ниже 4-4,5%. Однако даже этот формально пессимистичный прогноз на деле рискует оказаться несбыточной мечтой.
По крайней мере, все фундаментальные макроэкономические показатели свидетельствуют, что никакого заметного «ускорения роста» в ближайшее время не произойдёт. Сырьевая экономика окончательно и бесповоротно исчерпала потенциал своего роста и даже стабильно высокие цены на энергоносители не в силах тащить за собой парализованную судорогой коррупции и административными барьерами Россию.
Принимая во внимание тот факт, что в первом полугодии 2013 г. российская экономика выросла лишь на 1,4%, это означает, что во втором полугодии темпы роста должны ускориться как минимум до 2,2%, чтобы по итогам сего календарного года МЭР смог отчитаться о росте экономики на 1,8%, которые заложены в новый прогноз. Что выглядит абсолютной фантастикой - темпы роста ВВП последовательно затухают на протяжении 6 кварталов (т.е. полутора лет) и, если они не смогли ускориться даже в условиях растущих цен на нефть, то совершенно не понятно, как они смогут сделать это сегодня, когда экспоненциальный рост цен на сырьевых рынках прекратился.
Даже с учетом статистического эффекта низкой базы сопоставлений темпы роста вряд ли превысят 1,7-1,8% во втором полугодии. Более того, крайне велика вероятность того, отечественная экономика продолжит затухать, масштабы спада в инвестициях и грузоперевозках продолжат нарастать, пузырь на потребительском рынке и рынке недвижимости начнет сдуваться, и, как следствие, по итогам всего 2013г. прирост ВВП не превысит 1%.
Не менее удручающим по степени оторванности от реальности видится прогноз международных финансовых организаций и Минэкономики по перспективам на 2014-2015гг. Складывается такое ощущение, что эта экспертократия живёт в параллельном мире. Совершенно не понятно, в силу каких обстоятельств темпы роста доведенной до состоянии полураспада экономики ускорятся до 3-3,2%?!
Для этого нет совершенно никаких оснований - масштабы деиндустриализации, дезинтеграции, оффшоризации, примитивизации и архаизации продолжат нарастать, пропасть между отраслями низких переделов (добыча сырья, металлургия, торгово-посреднические операции, финансовые спекуляции и т.д.) и высоких переделов (наукоемкая промышленность) продолжит расширятся, что спровоцирует усиление спада в реальном секторе. В лучшем случае, благодаря статистическим манипуляциям, припискам и занижению дефлятора «экономике продемонстрируют рост» на 1-1,5%.
В действительности же, с гораздо большей вероятностью на фоне секвестирования бюджета, урезания госрасходов на поддержку экономики и социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, НИОКР и т.д.), повышения налогов, обострения конкуренции с иностранными производителями (особенно после присоединения России к ВТО), разрастания коррупционных поборов и административных барьеров, а также ужесточения условий кредитования (рост процентных ставок наряду с сокращением сроков кредитования и ужесточения критериев оценки залогового имущества) мы увидим либо нулевую динамику ВВП, либо спад на 0,5-1%. Радужные прогнозы, которые делают в МВФ, Всемирном Банке и Минэкономики, не имеют никакого отношения к действительности – и призваны лишь закамуфлировать дефолт «экономики трубы».
Деградация «Нефтегазового Титаника» - примитивизация производства обостряется
Однако больше всего опасений вызывает даже не столько само по себе беспрецедентное за последние 4 года замедление темпов роста, которое подрывает исполнение бюджета и лишает правительственные планы по модернизации необходимого финансового ресурса, сколько обостряющаяся на глазах деградация структуры экономики и примитивизация экономического роста. По большому счёту, в реальном секторе, который должен был бы стать фундаментом для новой индустриализации и структурно-технологической перестройке народного хозяйства на базе вертикально интегрированной собственности, производительного капитала и труда, превалируют кризисные тенденции. Объём создаваемой добавленной стоимости сокращается практически повсеместно.
И лишь в сфере финансовых спекуляций, оптово-розничной торговли, рынка недвижимости и активно приватизируемой социальной сфере наблюдается формальный прирост активности. Изнасилованная либералами отечественная экономика удерживаются на плаву исключительно благодаря непроизводительным низкопередельным секторам, которые не имеют практически никакого отношения к обещания властей. Сдувание пузырей на фондовом рынке, в потребительском кредитовании и на рынке недвижимости автоматически ввергнет Россию сначала в состояние экономического, валютно-финансового, а затем и системного кризиса.
Так, при общем росте ВВП России на 1,4% в первом полугодии 2013г. в сельском хозяйстве прирост добавленной стоимости не превысил 0,7%, в оптово-розничной торговле – 1,2%, в транспорте и связи – 0,2%, в системе образования – 0,3%, а в секторе обрабатывающей промышленности, на базе которой и должны осуществляться техническое перевооружение производств и построение вертикально-интегрированных цепочек создания добавленной стоимости, зафиксирована нулевая динамика. С учётом того, что дефлятор ВВП в России перманентно занижается с целью приукрашивания действительности, можно говорить о том, что в производственном контуре господствуют депрессивно-кризисные тенденции.
Хуже того, в добывающей промышленности, которая должна была стать основным бенефициаром от превращения России в сырьевой придаток запада и нахождения страны в неоколониальной зависимости от нефтедолларов, разрастаются кризисные тенденции – в годовом выражении фиксируется спад добавленной стоимости на 1,9%. Не лучше обстоят дела в сфере естественных монополий – производство электроэнергии, газа и воды, которое является опережающим макроэкономическим индикатором общего состояния дел в производственном секторе, по итогам первого полугодия демонстрирует спад добавленной стоимости на 1,2%.
Не отстаёт и строительный комплекс, который из действенного инструмента решения давно назревшего и перезревшего квартирного вопроса рядовых россиян, превратился в «вещь в себе», обслуживающую инвестиционный спрос узкой группы 15% наиболее состоятельной части населения России. Неудивительно, что по мере сжатия платёжеспособного спроса и сдувания пузыря на перегретом рынке недвижимости, цены на котором делают жильё недоступной роскошью для подавляющей части населения России, фиксируется сокращение добавленной стоимости в строительном комплексе на 2,2%. Ещё больше опасений вызывает ситуация с самозанятостью населения – по итогам первого полугодия добавленная стоимость в сфере деятельности домашних хозяйств сократилась на 0,2%.
Не лишним будет напомнить, что после бездумного двукратного повышения ставки социальных взносов для индивидуальных предпринимателей в январе 2013г., ставшего очередным проявлением политики фискального фетишизма ради пополнения «подушки безопасности», только по официальным данным Федеральной налоговой службы с учёта снялись свыше 550 тыс. ИП. Они либо ушли в тень, либо просто прекратили своё существование. Неадекватность, безграмотность и бессистемность Правительства становится просто вопиющей. Чиновники планировали за счёт ужесточения налоговой политики увеличить сборы с ИП на 45 млрд. рублей и тем самым хотя бы частично заткнуть разрастающуюся дыру в Пенсионном фонде России, дефицит которого превысил отметку в 1,6 трлн. рублей. А на деле получили банкротство или уход в тень как минимум 550 тыс. самозанятых россиян, каждый из которых давал работу ещё как минимум 3-5 работникам. Только по самым скромным оценкам убытки бюджета от подавления частной инициативы составили не менее 80-100 млрд. рублей.
При этом, пока реальный сектор российской экономики медленно, но верно погружается в коматозное состояние и вынужденно сокращается производство товаров, отдельные сегменты сферы услуг демонстрируют вполне неплохую динамику. Так, в финансовой деятельности прирост добавленной стоимости практически в 10 (!) раз превышает средние темпы роста российской экономики и составляет 12,4%. Не стоит думать, что 2013 г. является исключением из правил – в первом полугодии 2012 г. при росте экономики на 4,5% в сфере финансовых спекуляций и банковского кредитования отмечался рост на 16%. Неплохо себя чувствует ресторанно-гостиничный комплекс, темпы роста которого хоть и сжались с 5,2% в первом полугодии 2012 г. до 3,7% сегодня, тем не менее в 2,5 раза превышают средний рост добавленной стоимости по экономике в целом. Заметно лучше, чем по экономике в целом, обстоят дела в сфере торгово-посреднических операций на рынке недвижимости – Росстат фиксирует рост добавленной стоимости на 5,7% (годом ранее на 6,2%).
Продолжающийся курс на приватизацию бюджетной сферы и коммерциализацию социальных услуг, ставший логичным продолжением по-гайдаровски людоедской политики монетизации льгот и приватизации ЖКХ, провоцирует рост платности некогда общедоступных и бесплатных социальных услуг. В результате чего происходит не только вычищение содержимого карманов и снижение и без того невысокого уровня жизни подавляющей части граждан России (у 75% граждан ежемесячные душевые доходы ниже среднего уровня по России и не дотягивают до 24,5 тыс. рублей), но и фиксируется формальный рост добавленной стоимости в социальной сфере. В этой связи увеличение добавленной стоимости в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 4,5%), а также в сфере коммунальных и персональных услуг (на 6%) должно вызывать не приступы радости, а серьёзные опасения относительно снижения доступности базовых социальных услуг как минимум для 75-80% россиян, которые не вписались в модель «экономики трубы» и стали восприниматься «социальным балластом» для сырьевого олигархического государства и бюджета.
Другими словами, отечественная экономика удерживаются на плаву исключительно благодаря сфере услугу и непроизводительным видам деятельности, которые связаны с проеданием поступающих в Россию из-за рубежа нефтедолларов, иностранных кредитов, а также спекулятивного финансового капитала. Лишь благодаря финансовым спекуляциям, торгово-посредническим операциям, и коммерциализации социальных услуг, правительственным чиновникам удаётся отчитываться о едва заметном «экономическом росте»
Но это тот самый случай, когда формальный рост экономики становится хуже экономического спада. И если скатывание с открытую фазу кризиса хотя бы теоретически могло привести в чувства высокопоставленных чиновников, то едва заметный «рост», обеспечиваемый за счёт проедания нефтедолларов и финансовых спекуляций, как и осенью 2008 г., создаёт иллюзию вседозволенности и стабильности.
Наблюдаемый сегодня «рост без развития» является агонией проводившейся на протяжении последних 13 лет политики «кудринизма» и демонстрирует дефолт «рыночного фундаментализма». Он лишь усиливает структурную деградацию отечественной экономики, примитивизирует производство, обостряет неоколониальную зависимость России от нефтедолларов и иностранных ростовщиков, расширяет зависимость экономики и бюджетной сферы от сырьевого экспорта и подавляет все предпосылки для отраслевой диверсификации промышленности и новой индустриализации.