Феномен аниме: странные японские мультики или отдельная культура?

08/04/2014 - 09:03

Если спросить среднестатистического человека зрелого возраста, что такое аниме, он наверняка ответит, что это японские мультики со странными персонажами, которые больше смахивают на инопланетян, чем на людей. Нельзя сказать, что такое мнение совершенно неправильное – неестественно большие глаза, а также рот и нос в виде фактически двух чёрточек, действительно делают «анимешных» героев похожими на традиционный образ космических пришельцев. А вот то, что аниме – это просто детские мультики из «Страна восходящего солнца», не совсем верно.

Что же такое аниме?

Слово «аниме» действительно происходит от английского animation. В Японии оно обозначает любую анимацию независимо от страны происхождения. Но когда мультипликация, снятая японцами, идёт на экспорт, она автоматически превращается для всего мира в аниме с характерными для этого жанра особенностями:

  • широчайшим разнообразием сюжетов и форматов – японская анимация выпускает продукт для всех категорий населения: для самых маленьких снимается кодомо, для юношей – сериалы сёнен, ярчайшим примером которых может стать аниме «Наруто», для девушек-подростков предназначается сёдзё. Также есть категория 18+, именуемая «хентай»;
  • общими стилистическими деталями – неизменной стройностью и даже гипертрофированной эстетичностью персонажей, а также чертами лица, перенятыми в первой половине ХХ века у диснеевских мультипликаторов – именно у них японские художники позаимствовали огромные, максимально выразительные глаза;
  • рисунок в японской анимации отличается невысокой реалистичностью, движение изображается не слишком детально, а основное выражение персонажами эмоций происходит при помощи глаз и определённого набора устоявшихся шаблонов;
  • созданию аниме предшествует манга – японский аналог комиксов, который фактически является готовым мультфильмом в картинках. Именно манга была первоисточником формирования культуры аниме. Существуют мнения, что первые прототипы японских комиксов появились ещё несколько веков назад. В Японии они считаются не просто рисованными историями для детей, а полноценным видом изобразительного искусства, очень уважаемым в обществе.

Откуда эта странная любовь?

Японская цивилизация была изолирована от влияний западного мира вплоть до середины ХІХ века, что напрямую повлияло на шкалу ценностей у этого народа. Она всерьез отличается от привычной нам, что делает аниме таким специфичным для западного взора. Свойственное японцам более спокойное отношение к насилию и эротике, по сравнению с привычными позициями христианского общества, хорошо заметно в аниме, которое часто снимается именно для взрослой аудитории.

Кроме того, полнометражное аниме часто именуется рисованными фильмами с полноценной линией сюжета, в котором могут затрагиваться очень серьёзные моральные и этические проблемы. Это делает его таким популярным среди молодого поколения интеллектуалов, а также даёт ему возможность конкурировать с шедеврами западной кинематографии.

Другая причина почти феноменальной популярности аниме – это его полноценность как отдельного культурного явления. Помимо мультипликационных сериалов, «полнометражек» и комиксов-манга, огромной востребованностью пользуются различные аниме игры, творчество фанатов, товары с использованием образов из японской анимации и т.д. Различные сериалы и полнометражные мультфильмы в этом стиле достигли такой известности на мировом уровне, что среди подросткового и даже молодёжного поколения смотреть их стало попросту модно.

Поклонники японской анимации и связанных с ней произведений постепенно создали целое субкультурное движение, именуемое косплеем. Слово это расшифровывается как costume play, что в переводе с английского означает «костюмированная игра». Главное хобби представителей этой субкультуры – переодевание в любимого персонажа, а вернее, полное в него перевоплощение. На героя необходимо быть похожим не только внешне, копировать его речь и привычки, подбирать костюм, макияж и парик с полной идентичностью, но и походить на него в душе – по крайней мере, так утверждают истинные поклонники «косплея».

Увлечение японской анимационной культурой на отечественных территориях с каждым годом только усиливается, хотя его масштабы не сравнимы с культом аниме у него на родине. В Японии есть даже специализированные торговые точки и целые рынки, где продаётся реквизит для косплея, а также различные тематические товары. Возможно, кто-то назовёт это настоящим помешательством и глупым бегством от реальности в мультфильмы, однако на деле оказывается, что увлечение аниме – одно из самых безобидных и красивых хобби, предлагаемых современной культурой.

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ