Основы оркестровой аранжировки в Cubase с учётом сведения в Samplitude
Настоящую статью я посвящаю начинающим композиторам и аранжировщикам, которые уже работали в различных музыкальных программах, но которые только начинают или только учатся пользоваться Cubase5. Поэтому в эту статью я включу как элементарные технические правила, так и советы для достижения аранжировки высокого качества. Говоря о качественной оркестровой аранжировке, я изначально подразумеваю, что мы не будем использовать стандартные звуки из банка цифрового синтезатора, а к вашему компьютеру должен быть подключен миди-синтезатор, к тому же у вас, кроме стандартных, должны стоять ещё такие VST-инструменты как Miroslav Philharmonik.
Итак, начинаем работу. Прежде, прочитайте про создание музыки на пк здесь http://cjcity.ru. Для начала убеждаемся, что миди-шнур подключён, и включён ваш цифровой синтезатор. Затем, открываем Cubase, нажимаем File - New project. Далее всплывает окно, где я советую выбрать 16-midi tracks sequencer. Далее у нас всплывает окно missing ports, где от нас требуется подключить динамики. Без этого миди-клавиатура играть не станет. Нажимаем на опцию «unmapped» левой кнопкой мыши и выбираем «подключить динамики». Затем нужно полностью убрать громкость у синтезатора и проверить, играет ли обыкновенное, стандартное миди-пианино.
Если миди-пианино играет, значит всё нормально и можно начинать работу с VST-инструментами. В верхней панели инструментов нажимаем Devices – VST instruments и выбираем нужную нам программу. Для полноценной аранжировки у вас должен стоять Groove agent, Halione и Philharmonik. В этой статье я хочу более подробно остановиться на двух последних. О groove agent нужно рассказывать более подробно. И при первом знакомстве с программой чрезвычайно сложно им овладеть. Поэтому я бы советовал найти уже готовый барабанный риф, с ним и работать. Что касается не связанных с барабанами VST-инструментов. Для начала советую выбрать Halione, т.к. там находится огромный банк различных гитар, басов и фоновых подкладок (органов). Перед тем как любой VST-инструмент запустится, у вас должно всплыть окно «Do you want to create a midi track». Нужно нажать «Create», иначе миди-синтезатор не будет ловить сигналы данной программы. К тому же, необходимо следить за тем, чтобы функция record enable (красный кружок, означающий вход в запись) была включена только на той миди-дорожке, где планируется запись данным VST-инструментом. Если record enable будет включена на других дорожках, то стандартное миди-пианино и выбранный вами звук в VST-инструменте будут звучать одновременно.
Итак, перейдём непосредственно к использованию Halione. Жмём на ромб в верхней панели управления левой кнопкой мыши и нажимаем load preset. В выплывающем окне перед нами появляется огромный выбор различных инструментов для всех видов аранжировок. Заранее хочу предупредить, что самой распространённой ошибкой при написании оркестровой аранжировки является то, что аранжировщик не знает, в каком диапазоне может играть тот или иной инструмент. В отличие от Philharmonik, Halione не предусматривает этого и выстраивает звучание тех или иных инструментов на весь диапазон вашей миди-клавиатуры. В Halione прекрасные духовые инструменты, такие как tenor sax. Но классическими духовыми и струнными из Halione мы пользоваться не будем, так как в Philharmonik они, всё же, звучат гораздо красивее. Если вы хотите использовать в вашей аранжировке рояль, то советую также брать его из Philharmonik. Из Halione мы вне всяких сомнений берём бас, желательно acoustic bass. Для фоновой подкладки выбираем draw-орган. Обыкновенная гитара, опять же, есть и в Philharmonik, и там она звучит лучше и живее. Но если нам нужны гитары с примочками, например distortion guitar, то такие есть только в Halione. Distortion guitar здесь имеется целых два вида. Хоры из Halione я брать не рекомендую, так как там они не имеют ничего общего со звучанием живых голосов, в отличие от Philharmonik. В чём же заключается искусственность этого хора? Дело в том, что хор здесь охватывает весь диапазон клавиатуры, а Philharmonik действительно учитывает, в рамках какой октавы звучит голос или инструмент. Тем не менее, хоры из Halione хороши для электронной аранжировки, которую мы рассмотрим в другой статье.
Структура программы Miroslav Philharmonik несколько другая. Вместо стандартной кнопки load preset, которая имеется в каждой подобной программе, здесь даётся несколько разделов и подразделы к ним. В каждом подразделе даётся определённый перечень однородных звуков. В этом его различие, например, с Halione, где выбор инструментов гораздо больше, но их разновидностей дано крайне мало. Мы остановимся на этой программе более подробно, так как инструменты из неё и есть ядро вашей оркестровой аранжировки. Philharmonik как раз и специализируется на разновидностях инструментов и включает в себя десятки тембров каждого оркестрового сольного инструмента или ансамбля инструментов. Подразделы, как правило, как раз и делятся на ensemble (ансамбль) и solo (сольные инструменты). Рояль мы можем найти в разделе other instruments, которая делится на classical keys, classical guitars и classical harps. В опции classical keys мы выбираем любое Steinway piano. Рядом с classical keys имеется и опция classical guitars. Гитары здесь всего две, они самые стандартные, но звучат полностью как живые и очень похожи на те, что мы можем найти в стандартном банке realstrat. В том же разделе other instruments мы видим опцию classical harps, где имеются различные звуки арфы. Также здесь мы можем найти уже готовое арпеджио арфы в миноре и мажоре. Перейдём к другому разделу этой программы – к разделу brass, где содержится огромное количество оркестровых духовых инструментов. Здесь имеются трубы, тромбоны, тубы. Я бы обратил особое внимание, на французский горн (French horn), который весьма уместно можно использовать как дополнение в подкладке (органу). Особое место в данной программе занимают хоры, которые расположены в соседнем разделе choirs. Здесь есть не только чисто мужские (male) и женские (female) хоры, но и хоры смешанные (mixed). Однако с хорами следует быть осторожными, т.к. не все голоса похожи на живые. Женские хоры наиболее популярны в использовании у оркестровых аранжировщиков. Я рекомендую использовать Female Ah, female do portato. Мужские хоры переданы лучше, и выбор тембров и способов пения здесь несколько больше. Из последнего раздела strings (струнные) я особенно рекомендую использование ансамблевых скрипок, пиццикато виолончели (pizzicato cello) и сольную виолончель (solo cello).
Если вам необходимо среди миди-дорожек вставить ещё и простой аудиофайл, нажмите в верхней панели инструментов project-add track-audio. Тогда в проекте появится аудиодорожка, куда вы можете записать стандартные звуки с синтезатора или просто скопировать в проект нужный вам файл в любом аудио-формате.
Перейдём к самой распространённой проблеме, которая возникает у аранжировщиков при работе с миди-файлами. Эта проблема – отставание звуков клавиатуры. Это серьёзно мешает работе и не позволяет сыграть ровно. Бороться с этим, увы, очень сложно, поэтому существует другой способ бороться с отстающей клавиатурой. Для начала нужно убедиться, что идёт звук из выбранного нами VST-инструмента. Затем мы нажимаем mute (отключить) на дорожке с этим миди-файлом и то же самое на появившейся дополнительной дорожке к нему. Тогда миди-файл всё равно будет записываться, но слышать мы его не будем. Затем нужно включить диспетчер realtek и подключить синтезатор с линейного входа. В этом случае мы будем слышать звуки из стандартного банка синтезатора, но запись будет идти с выбранного vst-инструмента.
Следующая проблема, возникающая у почти любого нового пользователя Cubase, связана с экспортом миди-файлов в аудиоформат. Для начала нужно обратить внимание на линейку под верхней панелью инструментов и выделить синим цветом нужное нам количество тактов для экспорта. Про эту линейку обязательно нужно помнить, иначе Cubase сэкспортирует произвольный кусок записи. Затем в верхней панели управления нажимаем File-export-audio mixdown. В левой части выплывающего окна, в опции channel selection нужно обязательно поставить галочку в окошке output channels, иначе экспорт не начнётся. Но это ещё не всё. Для экспорта необходимо указать имя файла (префикс) и выбрать конечную папку, куда этот файл будет экспортирован (path).
Cubase изначально создан для аранжировщиков, но сведение гораздо удобнее выполнять в Samplitude. Поэтому я советую каждый midi-файл, созданный в Cubase экспортировать в wav-формат и загружать его в Samplitude, где подравнивать, обрабатывать нужными эффектами и примочками. Если мы говорим об оркестровой аранжировке, то следует показать и некоторые эффекты из Samplitude, которые будет целесообразно использовать. В верхней панели инструментов присутствует опция effects. Сначала нужно зайти в опцию frequency/filters и найти там parametric equalizer, который позволит выровнять частоты каждого инструмента во избежание конфликтов между ними. В опции delay/reverb мы можем добавить нужную реверберацию к нашей аудиодорожке. Variverb в этом же меню содержит банк различных эффектов холла и реверберации специально для разных инструментов. Популярный оркестровый приём – использование вокодера. Vocoder мы можем найти в тех же effects в меню modulation/special. Здесь, в поле carrier, даже есть специальный vocoder для струнных или для хора, который хорошо подходит как к сольной партии, так и к сочетанию нескольких инструментов. После обработки и сведения в Samplitude готовый файл можно экспортировать.