Турция обвинила Лувр в краже

12/11/2012 - 10:33

Новый павильон Лувра, посвященный исламскому искусству, едва открывшись, оказался в центре скандала. Претензии поступили со стороны властей Турции, которые потребовали от парижского музея вернуть «украденные» произведения искусства. Внимание турецких специалистов привлекла керамическая стена, а точнее часть стены, выставленная в Лувре в разделе «Искусство ислама» в качестве одного из самых ярких образов турецкого прикладного искусства.

Власти Турции обвинили парижский Лувр в краже после того, как в знаменитом музее был открыт раздел Искусство ислама. Речь идет об одном из центральных экспонатов – керамических панно эпохи Османской империи. Когда-то они украшали гробницы турецких султанов Селима II, Мурада III, а также библиотеку султана Махмуда I и мечеть Пияле Паша в Стамбуле, сообщает ИТАР-ТАСС.

Представители Министерства культуры Турции заявили, что в конце XIX – начале XX века произведения искусства «были незаконно вывезены из страны». Они заявили, что часть керамики была украдена в конце XIX века в мечети Пиале Паша в Стамбуле.

По сообщениям турецких СМИ, официальная Анкара уже инициировала процедуру возврата керамики. Представители Лувра утверждают, что никаких официальных запросов они не получали.

По словам администрации музея, коллекция исламского искусства формировалась с соблюдением международных норм, в том числе с учетом Конвенции ЮНЕСКО о культурных ценностях от 1970 года, из которой следует, что эти предметы искусства ни в коем случае не могут быть переданы другой стране. Франция ратифицировала Конвенцию ЮНЕСКО 14 ноября 1970 года

В документе прописано, что он не имеет ретроактивной силы применительно к операциям с предметами искусства, совершенным до этой даты, отмечает RFI.

Хранители Лувра утверждают, что керамические плитки оказались во Франции в период с 1871 по 1940 годы различными путями: частное приобретение, наследование или в качестве дара музею. Приобретение Лувром всех предметов строго документировано. Что же касается тимпанов, якобы находившихся в мечети Пиале Паша (XVI в.), то исследователям так и не удалось обнаружить место, на котором они могли бы находиться там ранее.

«Их покупка или дарение были произведены в полном соответствии с установлениями, действовавшими в ту эпоху», – подчеркивают в Лувре. В этой связи вопрос о реституции Турции панно с точки зрения французской стороны «исключен».

Открытие в конце сентября отдела исламского искусства в Лувре стало одним из наиболее заметных культурных событий этой осени. Экспозиция разместилась в специально сооруженном павильоне в одном из внутренних дворов музея. На площади около 3 000 кв. м во дворе Висконти, над которым была возведена стеклянная крыша оригинальной архитектуры, представлено несколько тысяч экспонатов. Выставка охватывает исторический период с VII по XVIII вв., а география ее простирается от Испании до Индии, что призвано подчеркнуть многообразие исламского мира.

Проект возведения нового зала был осуществлен французскими властями при поддержке меценатов, на долю которых пришлось более половины всех расходов. Основными спонсорами выступили монархии Кувейта, Марокко, Омана, Саудовской Аравии, а также правительство Азербайджана. Общая стоимость работ составила около 100 млн евро.

По словам директора Лувра Анри Луаретта, это один из крупнейших проектов в истории музея. Следующей же вехой в истории диалога одного из главных храмов культуры Запада с миром исламского Востока должно стать открытие филиала Лувра в Абу-Даби. Строительные работы в столице ОАЭ начнутся уже этой зимой, а открытие намечено на 2015 год.

Денис Киреев

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ