Коррупционные преступления и наказания за них в Ставропольском крае
Коррупция, как это ни прискорбно констатировать, похоже, связала все наше общество, стала чуть ли не нормой жизни. Можно ли победить этого «монстра», как найти действенный рецепт оздоровления общества? Ответы на эти вопросы корреспондент искал совместно с начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры края Владимиром ПОБЕДИНСКИМ.
– В последнее время СМИ пестрят сообщениями о разоблачениях коррумпированных правоохранителей, чиновников, выявленных фактах хищений бюджетных средств. Какую роль в борьбе с коррупционными проявлениями играет прокуратура?
— Органы прокуратуры борьбу с коррупцией всегда выделяли в число приоритетных направлений своей деятельности. На прокуратуру также возложена координация этой работы всех правоохранительных органов.
В нашем регионе в последние годы активно формируется законодательная и организационная база для системного воздействия на причины и условия коррупции: принят Закон «О противодействии коррупции в Ставропольском крае»; разработан и принят целый пакет документов, регламентирующих порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; утверждена краевая целевая программа противодействия коррупции, прогнозируемый объем финансирования которой до 2014 года составит более 215 млн рублей. В рамках ее реализации органами исполнительной власти края разработано свыше 90 административных регламентов оказания государственных услуг. В настоящее время на территории края функционирует шесть многофункциональных центров, на базе которых предоставляется около 80 государственных и муниципальных услуг. И эта работа продолжается.
Под руководством прокуратуры края создана и активно функционирует межведомственная рабочая группа в сфере противодействия коррупции, в которую наряду с правоохранительными органами входят сотрудники контрольно-надзорных органов. Цель деятельности группы – межведомственный обмен информацией о фактах коррупционных правонарушений и проведение совместных целевых проверок в этой сфере. Кроме того, прокуратура края руководствуется Национальным планом противодействия коррупции и Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденными Президентом России. И здесь можно выделить три основных направления.
Во-первых, это проведение прокурорами проверок соблюдения требований законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции. Мы выявляем многочисленные факты представления государственными и муниципальными служащими работодателю недостоверных сведений о своих доходах и членов семьи, назначения на должности граждан, не отвечающих квалификационным требованиям, непринятия мер по урегулированию конфликта интересов, несоблюдения служащими установленных запретов и ограничений. Только в 2010 году по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования за эти нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 380 должностных лиц.
Второе направление – проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. И третье – работа по выявлению, пресечению и расследованию преступлений коррупционной направленности.
– Насколько важна антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, какая от этого польза рядовым гражданам?
— Понятие «антикоррупционная экспертиза» законодательно закреплено только в прошлом году. Ее цель – исключить из нормативно-правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти и местного самоуправления, коррупциогенные факторы. Практика показывает, что при издании нормативно-правовых актов зачастую допускаются неопределенности и прописываются условия, которые могут способствовать коррупционным проявлениям. К примеру, в какой-нибудь ведомственной инструкции может быть указано, что служащий государственного органа при осуществлении регистрационной функции вправе потребовать от гражданина дополнительно представить такие-то документы. То есть чиновник на свое усмотрение может потребовать, а может и не потребовать совершить дополнительные действия, предложив за это его отблагодарить. Вот вам и коррупциогенный фактор.
Приведу такие цифры: за период 2009-2010 годов органами прокуратуры края выявлено более 470 нормативных правовых актов и их проектов, содержащих коррупциогенные факторы. По протестам и требованиям прокуроров все правовые акты приведены в соответствие с законом.
– А каковы результаты борьбы с преступностью в этой сфере?
— В 2010 году в крае зарегистрировано 445 преступлений коррупционной направленности, в том числе 130 фактов взяточничества. Следственными органами возбуждено свыше 420 уголовных дел. Судами края за совершение коррупционных преступлений осуждено к различным видам наказания 184 лица. Уголовному преследованию подвергались должностные лица практически всех сфер деятельности. Имеются, конечно, и проблемы, связанные с качеством работы оперативных и следственных органов, поддержанием прокурорами государственного обвинения в судах. В 2009 году судами края к реальному лишению свободы приговорено немногим более 10 процентов подсудимых, осужденных за коррупционные преступления, а в 2010 году – более 20 процентов. Кроме того, в прошедшем году почти 40 процентам осужденных назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет. То есть гражданин в течение установленного судом срока не вправе претендовать на замещение должности государственного или муниципального служащего. Это немаловажный фактор в борьбе с коррупцией.
– Среди гражданских чиновников коррупционеров немало. Но они есть и в правоохранительной системе. Насколько здесь эффективно работает прокуратура?
— Сотрудники правоохранительных органов к «неприкасаемым» не относятся. За период 2009-2010 годов осуждено 66 сотрудников правоохранительных органов (милиции, наркоконтроля, уголовно-исполнительной системы).
Скажу больше: деятельности сотрудников правоохранительных органов уделяется более пристальное внимание, чем иным должностным лицам, так как на них самих лежит задача по выявлению и пресечению коррупционных преступлений.
– Порою создается впечатление, что разрушить систему коррупции невозможно, все начинания разбиваются о невидимую стену.
— Вопрос о том, реально ли обуздать коррупцию, возникает часто. Если его рассматривать только с позиции применения репрессивных методов, то коррупция практически неискоренима. Просто станут сложнее коррупционные схемы, увеличится размер взяток. Ведь человек остается прежним. Если ограничиться только профилактическими мерами, то положительного результата также не достигнешь. Но избавиться от коррупции как от системного явления вполне вероятно. Для этого необходимо правильное сочетание мер уголовного преследования и профилактических.
Ну и конечно, изменение правосознания нашего населения. Но это самая трудная и большая проблема, решением которой должно заниматься все общество, в том числе средства массовой информации. К сожалению, согласно опросу общественного мнения, более трети населения не относится к мздоимцам негативно. Для сведения: 31 процент всех осужденных в нашем крае в 2010 году за коррупционные преступления – это граждане и предприниматели, способствовавшие совершению преступления либо давшие взятку должностному лицу за решение вопросов в своих интересах. Президент России в одном из своих выступлений потребовал от правоохранительных органов повысить эффективность работы по выявлению взяткодателей. Логика здесь проста – нет взяткодателя, нет и взяткополучателя.
В завершение отмечу, что реализация антикоррупционной политики встречает и будет встречать скрытое сопротивление на разных уровнях административной иерархии. И то, к чему мы придем, зависит от совместных усилий по борьбе с коррупцией.
Новость прочитал на портале vahstavropol.ru г. Ставрополь