Почему инвесторы бегут из Ставрополья?

10/02/2011 - 13:25

Появление крупного фармацевтического комплекса в поселке Солнечнодольске Ставропольского края сулило весьма радужные перспективы не только для Изобильненского района, но и для всего Ставрополья. Рабочие места, новый медицинский центр, детский сад, строительство жилья для сотрудников – всё это входило в планы инвесторов. Край получил бы от проекта лекарства, детское питание по приемлемым ценам. Так почему же этого не случилось?..

Доктор Грайтер

С доктором Андреасом Грайтером делегация управленцев из Ставропольского края познакомилась в конце 2004 года в Штутгарте (Германия), куда они ездили на двухнедельный научно-практический семинар для российских хозяйственников.

Грайтер – директор и совладелец фармацевтической компании Dragenopharm, которая занимается производством лекарств для таких известных брендов, как Pfizer, Novartis, GSK. Фирма имеет фармацевтические фабрики в девяти странах мира.
Немцы предполагали такой же завод построить в Солнечнодольске. Доктор уже после своего знакомства с нашими управленцами сам неоднократно приезжал на Ставрополье, посещал Пятигорскую фармакадемию и Ставропольский диагностический центр. Побывал в Изобильненском районе, осмотрел восемь площадок, предложенных для строительства филиала фармацевтической фабрики. Солнечнодольская площадка заинтересовала его больше всего.

Эксперты с немецкой стороны представили положительное заключение относительно местоположения будущей фабрики. Контрактное производство лекарств полного цикла стало бы первым подобным производством в нашей стране.

Грайтер планировал построить здесь не скромный заводик, а целый промышленный кластер со складами и прочей инфраструктурой. Для нашего региона такое производство стало бы настоящим прорывом.
Началась работа по подготовке пакета документов, чтобы согласно действующему законодательству выполнить все формальности в надлежащем приобретении земельного участка.
О своих грандиозных планах руководство Изобильненской районной администрации регулярно сообщало Валерию Гаевскому, который в то время трудился первым заместителем председателя правительства Ставропольского края – министром экономического развития и торговли.

Инновация, блин

Площадка, которую выбрал генеральный директор «Драгенафарм», представляла собой заброшенную производственную базу Ставропольской ГРЭС в поселке Солнечнодольске.
В середине первого десятилетия 2000-ных годов шла реструктуризация РАО «ЕЭС». Входящая в нее Ставропольская ГРЭС (ныне ОГК-2) распродавала непрофильные активы. Земля, на которой стояла эта недвижимость, числилась в муниципальной собственности и была закреплена за ГРЭС на правах постоянного бессрочного пользования.
ГРЭС продала «непрофили» некой фирме «Ин-новация» с отсрочкой платежа, как пишут сегодня московские журналисты, по просьбе местных властей. Но фирма не спешила расплачиваться, зато стремительно оформила на себя всю «купленную» недвижимость. Судя по всему, тоже не без ведома властных товарищей.

Будь иначе, можно было бы в судебном порядке оспорить фиктивную сделку у неплатежеспособной фирмы, а не «банкротить» созданную на бумаге контору, продавая с молотка фактически не принадлежащее ей имущество.

Продавать «обанкроченное» имущество «Ин-новации» (те самые «непрофили» ГРЭС) определением арбитражного суда № 63-138/05 от 22 декабря 2005 года назначили арбитражного управляющего Дмитрия Евтушенко.

Несмотря на очевидную значимость проекта фармфабрики для края и района, явную заинтересованность муниципальных властей в его реализации, арбитражный управляющий затягивал процесс выставления имущественного комплекса ООО «Ин-новация» на торги.
Он то и дело «терялся», пропускал назначенные встречи в районной администрации, чтобы обсудить предстоящую сделку. Приходилось даже связываться с его ставропольским начальством из ассоциации арбитражных управляющих. Очень похоже на то, что фирма была создана только для продажи «непрофильных» активов ГРЭС, и кому их продавать, Евтушенко решал не сам.

Со 2 декабря 2010 года Д.В. Евтушенко назначен министром имущественных отношений Ставропольского края. О своей работе арбитражным управляющим он старается не вспоминать.
В его официальной биографии на сайте министерства годы работы арбитражным управляющим помечены скромно – «занимался предпринимательской деятельностью».

А сразу после этого, с 3 июля 2008 года, новый губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский призвал его на должность заместителя министра дорожного хозяйства Ставропольского края. Министерства, которому только из федерального бюджета в 2008 году планировалось выделить около двух миллиардов рублей, а из краевого бюджета – один миллиард.

Каким-то очень удивительным способом подбирал себе кадры новый губернатор, если на министра дорожного хозяйства Игоря Васильева в феврале 2010 года было заведено уголовное дело. Однако в правительстве края не приемлют такого понимания борьбы с коррупцией.

Ростовский гамбит

Как сегодня рассказывают участники процесса, с мыслью об аукционе они смирились быстро, доктор Грайтер аукциону тоже не противился – если бы имущество до сих пор принадлежало ГРЭС, по закону выкупать его тоже надо было по аукциону.

В районной администрации на случай непредвиденной ситуации подготовили МУП, готовое принять участие в аукционе. Единственное, что насторожило покупателей, – в последний момент выяснилось, что аукцион будет проходить не в Ставропольском крае, в ассоциацию арбитражных управляющих которого входил Евтушенко, а в Ростове. Хотя аукцион по продаже имущества Евтушенко по тому же закону о банкротстве мог организовать и сам, а мог поручить это любой компании у нас в крае. Но он выбрал именно Ростов.

Бывший краевой куратор экономического развития Валерий Гаевский в это время трудился как раз в Ростове, в аппарате ЮФО, скорее всего, именно это повлияло на выбор арбитражного управляющего. В потенциальных инвесторов это даже вселяло надежду, им казалось, что бывший зампред внимательно следил за инвестиционным процессом на Ставрополье и из своего нового кабинета.

Доморощенные рейдеры

Второй неожиданностью для потенциальных инвесторов было появление новых участников торгов – двух жителей Солнечнодольска – Д. Оглуздина и А. Мыслевского. Как выяснилось позже, они являлись бывшими работниками ГРЭС. Доктор Андреас Грайтер понимал, что это конкуренты, и готов был играть на торгах на значительное повышение.
Но авторы фармацевтического проекта ошибались в главном. И доктор Андреас Грайтер, и МУП «Нива» выбыли из аукционной гонки в последний момент перед началом торгов. Причина была явно надуманна. Сегодня вряд ли кто внятно ответит, мог ли арбитражный управляющий заранее договориться с аукционной компанией о таком исходе торгов.
Однако остается фактом, что сразу после торгов к помощнику и переводчику доктора Грайтера Ангелике Тюрксхайм подошел новоявленный владелец объекта и предложил передать доктору: если тот заплатит за лот вдвое больше, то вопрос можно решить в пользу Грайтера.

Как рассказывают очевидцы, доктор на это ответил: «На аукционе официально готов был играть на повышение и цену поднять вдвое. А с мошенниками на сделку не пойду».

Вот так «загнулся» проект строительства фармацевтической фабрики. Тратиться на судебные разбирательства доктору Грайтеру – человеку, у которого и без того по миру девять фармацевтических фабрик, – было экономически нецелесообразно.

Аппетиты растут

Торги в Ростове состоялись в июне 2007 года, а в феврале 2008-го вышло распоряжение Правительства РФ № 215-р «О генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», предусматривающее строительство двух новых энергоблоков на Ставропольской ГРЭС. Причем оказалось, что строить их должны как раз на том участке, где собирались возвести фармацевтическую фабрику.

В 2007 году, располагая задолго до торгов информацией о проекте фармфабрики, махинаторы «разводили» инвестора на 6 млн рублей. В 2010 году, зная, для каких целей необходим земельный участок ГРЭС, они просили за него уже 200 млн руб. За три года аппетиты выросли.
Елена СУСЛОВА, www. opengaz.ru

P.S.: «Никогда не вернусь работать в этот край»
В прошлом году газета опубликовала интервью с участником президентской программы подготовки руководящих кадров для различных отраслей экономики Олегом Спицким (www. opengaz.ru, «Кадровый голодомор», № 11 от 24 марта 2010). В 2007 году Олег ездил в Германию на собеседование к доктору Грайтеру для возможной работы в солнечнодольском филиале Dragenofarm.

Я отправила ему эту статью. Его ответ как востребованного специалиста показателен: «Очень хорошо, если эта статья появится. Хотя там нет никаких прямых указаний, но ясно, кто в этом виноват. Насколько я понимаю, именно эти люди сейчас рулят краем и опять трубят о создании фармкластера, и всё это после того, как профукали реальную возможность.

Я вообще не понимаю их, какие-то они тупые, наши люди. Уж если бы хотели наживаться, то кормиться с работающего завода было бы гораздо больше возможностей, чем пытаться урвать в самом начале. И неужели они не понимали, что ничего не получат? А Грайтер уже теперь не директор. Он передал руководство своему преемнику. Кроме того, «Драгенофарм» вошла в альянс с другой фирмой (кажется, швейцарской) и теперь не является самостоятельным предприятием. Так что вряд ли теперь они когда-нибудь вернутся к планам развития в сторону России.

Мое резюме после этого только одно: я никогда не вернусь работать в этот край, хотя это и моя родина. Олег».

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ