Кто травит ростовчан некачественными товарами?

01/11/2012 - 15:44

Министерство экономического развития и Департамент потребительского рынка и услуг Ростовской области обнародовали список производителей, чьи товары не соответствуют заявленным свойствам, а порой и просто вредны. Чиновники знают, кто производит некачественные товары и кто их продает, но поделать ничего не могут. Или не хотят?

Имена — в студию!

Оказывается, что ростовчане давно не доверяют производителям. Так, в рыбном донском краю больше всего подозрений вызывают мясные пресервы, мороженое и шоколад. В промтоварную корзину попали стиральные порошки и энергосберегающие лампочки. Из услуг — ростовчане больше всего сомневаются в честности банков и транспортных перевозчиков.

По данным главы Департамента потребительского рынка и услуг Андрея Иванова, в этом году ведомство потратило 2,5 миллиона рублей на то, чтобы провести экспертизу нескольких товаров и услуг. Результаты экспертизы глава министерства экономического развития Владимир Бартеньев с удовольствием озвучил на пресс-конференции в ИА «Интерфакс» 1 ноября.

Список не радует. Не зря ростовчане не доверяют пресервам: из 10 отобранных образцов, по словам Владимира Бартеньева, 5 тут же не прошли по органолептическим свойствам — цвет маринада, консистенция, запах и пр. Прозвучали вполне конкретные названия: сельдь в пряном маринаде компании «Синтез» Воронежской области, «Мойва норвежская «Серебряный ветер» ИП Саврасенко Краснодарский край, килька и сельдь атлантическая «Серебряная волна», компании «Акватория», Самарская область.

Некоторые производители только делали вид, что выпускали пресервы, а на самом деле расфасовывали по коробочкам с маринадом приваренную рыбу. Отравиться — не отравишься, но на поверку вышло, что платит покупатель за один продукт, а получает — другой и не высокого качества.

Та же беда с порошками: производители экономят на всем. Не докладывают нужной химии, и в результате порошок в лучшем случае просто не справляется с пятнами. В худшем — после длительного использования такой смеси из строя может выйти стиральная машинка.

Названия? Пожалуйста: «Большая стирка автомат», «Лотос автомат», «Дося Колор».

Очень сильно по итогам исследования разочаровали экспертов энергосберегающие лампочки — покупаешь, ждешь от нее экономии и обещанных 30 Вт, а она 16 с трудом выдает. Из 15 отобранных образцов, по словам Владимира Бартеньева, 12 - «вводят покупателя в заблуждение относительно потребительских свойств». Это лампы марок: «Ярко», «Гаус», «Лик», «Светлов», «Экономика». У одного из образцов после длительных испытаний оплавился цоколь, у других — превышены нормы ртутьсодержащих компонентов, которые необходимы при производстве таких ламп.

Торговым сетям — всё до лампочки

... В овощной лавке рядом с домом меня пару раз отпускали домой с неоплаченными покупками — то кошелек забуду, то сдачи нет. «Заутра прынесеш, э», - улыбается мне веселый Ильдар, меняя подвявший базилик на более свежий пучок. Мелкие частные магазины шаговой доступности, которые с такой любовью взращивают у себя европейцы и американцы, на самом деле — первый барьер на пути некачественных товаров. Бренды, засветившиеся на подделках, на полки таких магазинов редко попадают во второй раз. Продавцы и владельцы этих лавочек лично знают каждого покупателя, им торговать всякой дрянью не резон. Но в России почему-то именно мелких лавочников объявили "врагами народа" и взяли курс на их полное уничтожение как класса с помощью торговых сетей.

Хотя - взять любую статистику Общества защиты прав потребителей! - и становится очевидно, что чаще всего некачественными товарами торгуют именно сетевые магазины. Да, их численно больше. Но почему они размножаются, то и дело попадаясь на недобросовестной торговле?
Торговые залы дискаунтеров заполнены тысячами безликих продавщиц и менеджеров. Хоть всю Книгу жалоб испиши им своими претензиями - завтра "Пятерочка" или "Магнит" все равно откроет свой новый магазин и никто ей в этом не помешает. Некоторые даже в своих продуктовых трейлерах трупы возили - и ничего, а вы им - о просроченном шоколаде...

Донские предприниматели и так стонут: «Магнит» разоряет мелкие лавочки по всей области. Агрессивная политика распространения ЗАО «Тандер» уже стала притчей во языцех. Чиновники просят не волноваться и напоминают, что Федеральная антимонопольная служба внимательно следит за тем, чтобы доля одного предприятия на территориально ограниченном рынке не превышала 25%. По словам Андрея Иванова, даже на самых «замагниченных» территориях области ЗАО «Тандер» до четверти рынка не дотягивает.«По нашим данным, в Ростовской области самая большая доля «Магнита» в Таганроге, но там она колеблется в пределах 15-17%», - говорит директор Департамента, намекая, что краснодарской есть еще есть куда расти.

Судя по всему, властям региона не очень нравятся темпы, с которым «Магнит» размножается на территории региона, но поделать с этим ничего не могут. Андрей Иванов проговорился, что в этом году вице-губернатор области Сергей Горбань встречался с руководством Х5 Reteil Group (ТМ «Пятерочка») по поводу усиления присутствия компании на Дону, так что совсем скоро мы с вами станем свидетелями настоящей «битвы титанов» и окончательного исчезновения мелких частных магазинов шаговой доступности.

Бессилие власти

У списков недобросовестных производителей - печальная судьба. Они будут переданы в Роспотребнадзор, и если Геннадий Онищенко отвлечется от решения внешнеполитических задач, то обманщикам не поздоровится. Хотя — не факт. Владимир Бартеньев подтверждает: исследования проводятся с 2008 года, но "рецидивисты" в их списках есть. Т.е. власти и контролирующие органы знают, что та или иная компания нарушает права потребителей, но если эта компания не везет из Грузии «Боржом» или из Молдавии - вино, то у нее есть все шансы травить и обманывать потребителя, сколько ей вздумается.

К чему тогда эти исследования? Г-н Бартеньев утверждает, что главная их цель — информирование потребителей, и никто не собирается ущемлять права бизнеса. «Мы — за здоровую конкуренцию, - заявляет глава регионального Минэкономразвития. - Пусть потребитель рублем проголосует за ту или иную торговую сеть. Мы не хотим создавать дополнительные бюрократические преграды на пути бизнесменов».

В эту беспристрастность можно было бы поверить, если бы не прежние заявления властей о том, что они намерены продвигать донскую продукцию и договариваться с торговыми сетями, чтобы на полках было больше товаров под брендом «Сделано на Дону». Значит, механизмы влияния на ассортимент торговых полок есть. Почему нельзя увязать статистику нарушений прав потребителей в торговых сетях с их планами по дальнейшему захвату ростовского рынка и тем самым защитить жителей области от продавцов некачественного товара — не понятно. Хотя все знают: кто хочет — тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причину. И если опасные лампочки и молоко с пальмовым маслом появляются на полках донских магазинов, значит это кому-нибудь нужно...

Елена Романова

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ