Как казаки Мёртвый Донец спасали: открытое письмо заместителю губернатора Ростовской области — министру транспорта Дживану Вартаняну

31/10/2012 - 20:53

Уважаемый Дживан Хоренович!

Не так давно областные СМИ оповестили нас, жителей Дона, о том, что в 2013 году будет построен новый пункт погранично-таможенного пропуска в Ростовском морском порту. Располагаться он теперь будет на территории Ростовского универсального порта, который и подарил государству шесть тысяч кв.м земли. Это хорошо. Пограничникам и таможенникам не надо будет гонять служебные катера практически через весь порт, от Колузаево к самому Зелёному острову.
Однако, Дживан Хоренович, находясь на территории Ростовского универсального порта, Вы обращали внимание на количество судов, находящихся на Гниловском рейде? Если нет, взгляните на карту Google — рейд буквально забит судами!

У нас возникают претензии к ФГУП «Росморпорт» по поводу незаконно отсыпанной косы у правого берега этого рейда (её тоже хорошо видно на снимке со спутника). Собираем материалы для подачи исков в суд, заявления в природоохранную прокуратуру. Здесь затронуты не только интересы проживающих на берегу. Азово-Донской яхт-клуб «Аврал» имеет 130-летнюю историю(!) — и он может исчезнуть. Лодочная стоянка уже наполовину занесена песком. Вдоль правого берега до самой Кумженской рощи появились отложения ила, которых здесь никогда не было. При продолжении дноуглубительных работ по действующей сейчас схеме исток Мёртвого Донца в 2013 году закроется полностью.

Дживан Хоренович, месяц назад мы все праздновали победу нашего города — Ростова-на-Дону в конкурсе на право проведения ЧМ по футболу 2018 года. Ура! Но что мы с Вами будем показывать гостям, прибывшим в наш город водным транспортом? Совсем недавно, в мае этого года, Президент РФ Владимир Путин подписал закон об открытии внутренних водных путей для маломерного флота под иностранными флагами. И туристы уже в пути! И будет их немало! По расчётам Федерации парусного спорта РФ, их прибудет 40—60 тысяч! Это по самым скромным оценкам. Пусть к нам, на «неблагополучный» Юг, приедет треть. Уверен, среди них будут те зарубежные спортсмены, которые ещё в советское время пытались пройти по нашим внутренним водным путям с Юга на Север. Теперь их мечты сбываются. Точнее, могут сбыться.
Употребляю глагол «могут», потому что пока есть годами не решаемые проблемы, связанные с
сохранением среды обитания жителей донских станиц и городов, расположенных по берегам рек.

Да, в Ростове отреставрирована набережная по ул. Береговой. Да, предусматривается строительство яхт-клуба на нынешнем городском пляже.... Но кто из владельцев яхт туда пойдёт? Кто подставит свою лодку под губительную волну от проходящих совсем близко судов?
У Вас нет своей яхты? И не берите! Потому что при наблюдаемой нами нелюбви правительства Ростовской области к Дону к ней придётся лететь самолётом на Чёрное море или в Турцию, Хорватию.
А что делать нам, так называемым простым жителям поселков, расположенных на берегу реки? Тем, у кого нет возможности летать каждый выходной в Мармарис? Наши кайки стоят теперь в 200 м от воды... Детям, чтобы научиться управлять парусом в яхт-клубе, придётся долго тащить волоком по земле лодки, которые стоят далеко от берега. А о том, чтобы показать внучку, как удочкой ловят рыбу, и говорить нечего..

Дживан Хоренович, почему, когда дело касается строительства нового порта, нового терминала, пункта пропуска, у правительства Ростовской области хватает компетенции? А вот в вопросах сохранения среды обитания человека их нет? А ведь в апреле текущего года Президент России Дмитрий Медведев подписал основополагающий документ — «Основы государственной политики в отношении экологии до 2030 года». Я его читал, и там чёрным по белому написано:
«Ст. 8. Реализация настоящих основ осуществляется в соответствии со следующими принципами: а) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; б) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; е) ответственность федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ж) презумпция экологической опасности планируемой экономической и иной деятельности; л) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов» и т.д.
Не буду я спрашивать, как Вы относитесь к решениям Президента.

А чтобы Вы не обиделись, мол, бредни голословные несу, — вот предложения по исправлению ошибок, допущенных транспортными организациями при попустительстве природоохранных ведомств в последние годы:
1. Погранично-таможенный пропуск строить ниже по Дону. Если не в Азове, то ниже от терминала Новошахтинского нефтеперерабатывающего завода. Хоть на левом берегу, хоть на правом — это не производство, и загрязнять территорию Кумженской рощи не будет. В этом случае государственные служащие получат независимый ни от какого дарителя участок и возведут на нём всё, что необходимо.
2. Песок, составляющий незаконное тело отсыпанной на Гниловском рейде косы, а также вновь поднятый при производстве дноуглубительных работ, продать на стройки города. На вырученные средства построить самый дешёвый парапет от пер. Рельефного и до моста через донской рукав Мёртвый Донец. Передать полученную набережную с прибрежными глубинами от 1,5—1,8 м в собственность муниципалитета Ростова-на-Дону.
3. Мэрия Ростова-на-Дону, создав совместные с жителями и другими желающими некоммерческие организации, превратит сегодняшние трущобы в радостное и привлекательное лицо города и области, да что там — всей России!
Со своей стороны готов предложить в помощь областному правительству весь наработанный материал, расчёты по данному вопросу и свои личные услуги.

Юрий Михайлович ДЕГТЯРЁВ, казак ст. Гниловской

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ