Заклятые «друзья» прокурора области…
Заседание расширенной коллегии прокуратуры Ростовской области обнажило противоречия в среде руководителей правоохранительных структур Дона. Как показалось обозревателю «МК», у прокурора области всё-таки остались союзники…
Расширенное заседание коллегии прокуратуры Ростовской области состоялось 25 января.
Руководители прокуратуры, заместитель губернатора и председатель областного суда расположились в первом ряду президиума. Всё самое интересное происходило во втором ряду президиума, где слева направо расположились председатель областного Совета ветеранов прокуратуры Евгений Волколупов, и.о. руководителя Следственного комитета по Ростовской области Юрий Попов, начальник ГУФСИН по РО Сергей Измалков, руководитель Федеральной службы судебных приставов России по РО Владимир Полянский и ещё ряд руководителей.
Заседание расширенной коллегии прокуратуры области проходило на фоне недавнего образования единого Следственного комитета и назначения Юрия Попова исполняющим обязанности руководителя СК по Ростовской области.
Прокурор области заявлял ранее, что именно Следственный комитет мешает прокуратуре области бороться с коррупцией. Факт того, что руководить новообразованным объединенным следственным органом назначен всё тот же Юрий Попов, позволяет нам ожидать дальнейшего обострения взаимоотношений между прокуратурой области и объединенным следственным комитетом.
Заочный диалог
Валерий Кузнецов, выступая с докладом, осветил множество аспектов правоохранительной деятельности, но мы заострим ваше внимание на том, что происходило в президиуме.
После того как были приведены цифры снижения показателей преступности, прокурор заговорил о главном, начал воздавать по заслугам: «В то же время общая раскрываемость преступлений в 2010 году ухудшилась на 2,1 % и составила 51,1 %. Вызывает нарекания ухудшающееся качество следствия». После произнесения этих слов на лице Юрия Попова отобразилась заинтересованность, он начал внимательно прислушиваться и что-то помечать у себя в бумагах. Дальнейшее выступление прокурора сопровождалось яркой мимикой и.о. руководителя следствия.
– «Сколько мы на эту тему ни говорили, по-прежнему высока доля укрытия преступлений. Начало настораживать и то, что данная тенденция стала проникать и в деятельность Следственного комитета…». Тут брови руководителя следственного органа в удивлении вздернулись вверх: «Что вы говорите?! Какой ужас!».
Прокурор продолжил: «В 2010 году почти в три раза увеличилось число выявленных нарушений закона, связанных с неправомерным отказом руководителей следственных подразделений в приеме и регистрации сообщений о преступлениях». «В самом деле?!» – как будто читался саркастический вопрос на лице Юрия Попова.
«Несколько слов о состоянии следствия, – усиливая акцент, произнес прокурор. – В 2010 году следователями органов внутренних дел приостановлено практически каждое второе уголовное дело от числа находящихся в их производстве. Дознавателями приостановлено практически каждое третье уголовное дело. Ненормальные показатели. Ничем не лучше обстоят дела в Следственном комитете. Так, свыше 62 % уголовных дел Следственного комитета расследованы за пределами сроков, установленных УПК. Рост почти в два раза», – и лицо руководителя следственного органа снова выражало неподдельное удивление…
Прокурор продолжал обличать следствие: «О каком доверии населения нам может идти речь? Все эти провалы в работе на фоне принятия закона о полиции, образования единого следственного комитета. Заместители прокуроров по направлениям деятельности, Демешина и Клименко, прошу очень внимательно в 2011 году отслеживать и регистрировать тенденции, происходящие в деятельности следственных органов Ростовской области, и по итогам девяти месяцев представить предложения как в МВД, так и в Следственный комитет через Генеральную прокуратуру о соответствии руководителей этих управлений занимаемым должностям. Учитывая то, что оба они сейчас состоят в должностях исполняющих обязанности».
«Ага, щаз…» – читалось на лице Юрия Попова.
Остальная часть доклада
Прокурор говорил о безопасности на дорогах, о большой коррупционности в делах о ДТП и необходимости усиления ведомственного контроля ГУВД при проведении доследственных проверок.
Упомянул о недоработках антикоррупционного отдела прокуратуры Ростовской области. Затем рассказал о состоянии межнациональных отношений, о том, что многие из преступлений, совершенных на межнациональной почве, так и остаются не расследованными и о проведении масштабной проверки миграционного законодательства.
Когда прокурор области заговорил о задолженности по заработной плате, генерал Попов уже очень сильно скучал…
Тем временем прокурор перешел к вопросам природопользования и охраны окружающей среды, о том, что материалы о работе соответствующего комитета администрации Ростовской области вскоре будут направлены в следственные органы.
Прокурор не обошел вниманием и нелегальный игорный бизнес, призвал сотрудников прокуратуры на системной основе проводить работу по искоренению нелегальных игорных точек.
«Теория заговора»
Ближе к концу своего выступления прокурор заговорил о ситуации в местах лишения свободы: «Теперь несколько слов о защите прав наших граждан, находящихся в данный момент по другую сторону баррикад». Прокурор заявил о необходимости проверок условий содержания граждан в изоляторах и «немного расширил проблематику», акцентировав внимание собравшихся на состоянии дел в ГУФСИН.
Прокурор рассказал о проникновении на территории исправительных учреждений запрещенных предметов и веществ, об удручающем состоянии медицинского обслуживания осужденных, о неадекватном лечении, приводящем подчас к гибели заключенных, страдающих тяжелыми заболеваниями.
К концу выступления прокурора, касавшегося положения дел в тюрьмах, начальник ГУФСИН Сергей Измалков был уже полностью увлечен беседой с начальником Следственного комитета Юрием Поповым…
Было понятно, что Юрий Попов уже нашел как минимум одного единомышленника в президиуме, а Валерий Кузнецов приобрел ещё одного недоброжелателя.
Коалиции противоположностей
После прокурора место за трибуной занял первый заместитель губернатора Ростовской области Сергей Горбань. Он выступал по делу, демонстрируя понимание темы, о которой он говорил. Ссылался на выступления Президента, говорил о необходимости борьбы с коррупцией и о том, что антикоррупционная работа должна носить системный характер. Об устранении административных барьеров предпринимательству и инвестиционной привлекательности области.
Но Юрий Попов не слушал заместителя губернатора. В этот момент он был уже полностью поглощен беседой с сидевшим справа от него председателем областного Совета ветеранов прокуратуры Евгением Волколуповым. Когда-то оба они работали заместителями прокурора области Анатолия Харьковского, бывшим сослуживцам не составило труда найти общий язык. Можно только догадываться, о чем шла речь на этот раз, но скорее всего Юрий Попов и здесь нашел единомышленника.
Завершая свою речь, первый заместитель губернатора заявил: «В 2011 году нам с вами предстоит заниматься такими темами, как обманутые дольщики, работа ряда глав наших муниципальных образований, работа структур ЖКХ и энергосбыта, безопасность на дорогах, как сказал прокурор, и принципиальный вопрос о недопущении разжигания межнациональной розни». Продемонстрировав близость позиций прокуратуры и администрации области, Сергей Горбань выразил надежду на то, что в 2011 году сотрудничество администрации области и прокуратуры в деле защиты прав и законных интересов жителей Ростовской области даст положительные результаты, пожелал сотрудникам прокуратуры успехов в этой совместной работе.
Таким образом, из всех тех, кто сидел в президиуме, обозревателем «МК» был обнаружен как минимум один союзник прокурора.
Сергей РЕЗНИК