Аксайский овощной рынок: грузите анализы тоннами!
Фокусы с рынками в Аксайском районе Ростовской области давно стали притчей во языцех. Именно здесь, потому что, именно этот район, ближайший к южной столице, стал своего рода перевалочной базой. Вдоль федеральной автострады в торговых комплексах идет оптовая торговля. Автомобилями и запчастями, мебелью и оборудованием. Стройматериалами и напитками. Овощами... А вот здесь – стоп. Задержимся.
На Аксайском оптовом овощном рынке обороты, прямо скажем, впечатляют. Предприниматели везут сюда фрукты и овощи в огромных количествах. Немудрено. Рядом самый крупный город из тех, что южнее Москвы, а вдобавок его многочисленные пригороды и сотни маленьких рынков. Потому и заезжают на рынок грузовики и фуры. А в них политые крестьянским потом фрукты-овощи. От 500 кг до 20-ти, а то и 40 тонн. Дальше – продажа и разъезд мелкими партиями на рынки, рыночки, в магазины и лавки. Добро пожаловать, покупатель!
Правила, действующие на оптовом рынке, – просты. Подъехал с фурой. На воротах заплатил за рыночные услуги – и торгуй. Но есть одна маленькая (на первый взгляд) формальность. Вся доставленная на оптовый рынок такого рода продукция в обязательном порядке проходит ветеринарно-санитарный контроль. Заботится Родина о нас, потребителях... Поэтому контроль этот осуществляют уполномоченные на то государственные органы. Ветеринарная служба. На Аксайском оптовом овощном рынке эта контора, конечно же, есть.
Администрация рынка предоставила контролерам более чем приличное благоустроенное помещение и оборудование. Трудятся здесь три упитанных молодых доктора. Длинный прилавок с ячейками для пробных образцов, ватники поверх белых халатов. Властные, хозяйские интонации. Начальство, словом.
На рынок мы приехали вместе с известным в Ростовской области правозащитником Виктором Дмитриевым. В недавнем прошлом он офицер Российских ВВС, сегодня занимается вопросами, связанными с нарушением прав предпринимателей. И вот что мы увидели.
Над столом руководителя висит грозный плакат. В нем сказано, что для проведения анализа должен торговец той же картошкой, например, принести образцы продукции. Требуют не меньше двух кило. А дальше – приписка. После анализа всё остается в лаборатории. Возврату не подлежит.
Сам процесс анализа выглядит так. Поверх высыпанных 2 кг овощей укладывается один приборчик (размером с коробочку от «Рафаэлло»). Пока приборчик считывает некие загадочные показания, доктор разрезает пополам две картофелины и по разрезам скользит другим приборчиком. Всё. Процедура занимает около трех минут. Дальше уже совсем просто. Разрезанные картофелины летят в угол. Десяток-другой оставшихся исчезают «в закромах» у здравоохранителей.
Здорово? На базар уж точно ходить не надо. Разве что на продажу собранное за день отвезти... За день-то, представляете, сколько раз по 2 кг? Правда, за минусом двух картофелин. Упущение, конечно, ветеринарное. Поэтому от редакции – рекомендация. Напишите новый плакатик, господа ветеринары, – мол, два кило надо принести + две картофелины (для анализа).
А завершение процедуры еще проще. Хозяина товара к столу – денежки за услуги. Кассовый аппарат и на руки «синюю бумажку». Ну, то есть свидетельство о том, что продукцию можно кушать без вреда для здоровья! Казалось бы, всё в полнейшем, не характерном для Родины, порядке...
Однако, присмотревшись к процедуре, мне, честно говоря, стало не по себе. Представил я картинку. (Да и вы, читатель, легко ее себе представите.) Набрал какой-нибудь жук-торговец той же картошки в зоне экологического бедствия. Ну, либо нефть разлилась, либо и вовсе что-нибудь чернобыльского образца. Привезет эту отраву в Аксай, тонн эдак 10–20. А потом попросит у кого-нибудь, уже торгующего, пару килограммов, да и отнесет ветеринарам в их благоустроенный офис. Они и «проверят», зады от кресел не отрывая... Торгуй! На чье-то здоровье…
А ведь, рассказали мне на рынке сами оптовики, такие случаи бывали. И сколько заболевших людей (если только заболевших) на совести Аксайской ветеринарной службы получается? А? То-то. Оптовый торговец овощами Сайфутдин Мамедов рассказал, как эта процедура происходит на всех оптовых рынках Москвы.
– Как только грузовик с товаром растительного происхождения въезжает на территорию рынка, сразу за шлагбаумом подходят сотрудники ветеринарного контроля. Сами из разных мешков (корзинок, ящиков, бочек) берут выборочно несколько образцов. Тут же проводят отработанную процедуру экспресс-анализа. Тут же оформляют эту самую «синюю бумагу» – свидетельство о безопасности продукции. (Заметьте, никаких «безвозвратных» килограммов»!) А дальше – всё. Проезжай, не задерживай. Торгуй на благо себе и людям. Тут же и чек выпишут. И деньги за анализ получат. В сумме 65 рублей.
Запомните эту цифру, читатель! Именно столько получают, чек выдавая, ветеринары. В Москве и Питере, Курске и Воронеже, Калуге и Нижнем Новгороде... А вот на Аксайском оптово-овощном на моих глазах, разрезав пару луковиц (и смахнув оставшееся в закрома), доктор тут же выписал пожилому корейцу-плантатору чек на 94 рубля.
Но, как оказалось, это даже не «цветочки». У аксайских ветеринаров в моде и такие фокусы. Предпринимателя Пассаила Кадырова оштрафовали на 360 рублей за то, что он опоздал на три часа и не принес в лабораторию образцы морковки. Правда, квитанцию на штраф не выдали. Забыли, наверное...
Или вот пример. Предприниматель Татьяна привезла партию арбузов. Получила эту самую «синюю бумажку», и ей удалось сразу всю партию продать. Так вот, новому владельцу тут же снова пришлось «проходить исследование» товара. А значит, снова денежки ветеринарам. За ту же партию. И снова бумажку выписали. «Синенькую». Новенькую. А в ответ захрустели-зашелестели разноцветные...
Руководитель аксайских рыночных лихих ветеринаров Михаил Шапошников, прижимая руки к ватнику поверх халата, клялся и божился, что всё, ну буквально всё делается по воле и с ведома начальства. И что на всё-де имеются инструкции и прейскуранты, а он-де человек подневольный.
Разберемся. Допустим, что Миша Шапошников действует по велению начальства. Только вот механизм грабежа разработан «простенький», а ветеринарная служба при администрации Ростовской области, возглавляемая господином Лысенко, спокойно смотрит на такую вот простоту, практикуемую на Аксайском оптовом рынке.
Само исследование стоит те же 65 рублей. Вроде всё. А у нас эту сумму берут и «на голубом глазу» умножают на ... количество привезенных тонн! А теперь давайте простенько посчитаем. Привез 10 тонн? Значит, плати ветеринарам уже 650 руб. А 20 тонн? А 40? А картофелин-то разрезают две штуки.
Действительно, главный ветеринар Аксайского рынка М. Шапошников ссылается на ряд начальственных письменных указаний. Из тех документов, копиями которых располагает редакция, лично я смог вынести впечатление о глубочайшей мудрости ветеринарного начальства.
Судите сами. Например, приказ начальницы Аксайской районной ветслужбы г-жи С. Лизуновой от 13.02.2009 года. В нем указание – провести корректировку тарифов на услуги на 10 %, «исходя из индекса-дефлятора». А вот прейскурант, утвержденной всё той же госпожой Лизуновой уже от 15 февраля 2010 года. Где и прописано, что с каждой тонны той же картошки и лука... (см. выше). Правда, этот прейскурант у ветеринара Шапошникова пришлось довольно жестко потребовать. И почему он, крупным шрифтом, не размещен на стенде, со ссылкой на российский закон?
И еще одна деталь. Не так давно предприниматели потребовали от ветеринаров взимать деньги точно по прейскуранту (не за тоннаж). Тогда ветеринары просто перестали выдавать свидетельства. Торговля стала «вольной»...
«Об этих и других событиях мы направили письмо в администрацию области. Мы за честный и легитимный бизнес. Хотелось бы решить проблемы, не доводя до судебного разбирательства», – так по просьбе редакции прокомментировал ситуацию юрист Роман Гришин.
Сергей СЛЕПЦОВ