Кому мешает ректор Зеленцов?
Гибель студента РГСУ Максима Сычева вызвала бурю негодования и массовые выступления ростовского студенческого сообщества. Трагической ситуацией, возможно, воспользовались не только «неизвестные провокаторы», но и «опытные донские политики»...
Строительный университет начало трясти с конца лета. Сотрудники университета пришли в редакцию интернет-сайта 161.ru и поведали журналистам о том, как под гарантии бывшего ректора РГСУ Виктора Шумейко, когда-то отдали свои квартиры под расселение частных домов для освобождения строительного участка, попавшего в оперативное управление РГСУ. В обмен, Шумейко обещал своим преподавателям скорое предоставление благоустроенных квартир в новом доме на ул. Пушкинской.
Затем тот же Шумейко предложил своим сотрудникам перезаключить договоры с другим застройщиком – концерном «Покровский», который начал застройку освобожденного участка. В результате сотрудники РГСУ, расставшиеся со своим жильем, так и не по¬лучили обещанных новых квартир. По словам тех же преподавателей, после того как Виктор Шумейко перестал исполнять обязанности ректора, он отстранился от решения их проблем..
Спустя месяц, сам Виктор Шумейко, давая интервью тому же изданию, переложил ответственность за ситуацию с дольщиками на плечи нового ректора РГСУ Леонида Зеленцова. Шумейко обвинил Зеленцова в неспособности и нежелании ре¬шать возникшую проблему. Тем самым было положено громкое начало новому «научному скандалу».
Почему Шумейко обвинил Зеленцова в неспособности и беспомощности? Почему не взял ответственность на себя? Именно он убедил людей сначала вступить в некое предприятие, потом перезаключить договоры со сторонними застройщиками и в результате остаться ни с чем.
Что бы ответить на эти вопросы нужно заглянуть в 2007 год, когда Виктор Шумейко рекомендовал ученому совету избрать на пот ректора своего более молодого коллегу, а сам переместился на почетный пост президента строительного университета.
Управленческий кризис РГСУ
Дело в том, что, переходя с поста ректора на пост президента, Виктор Шумейко оставил за собой практически весь набор прежних полномочий. Леонид Зеленцов на тот момент казался ему полностью подконтрольным и управляемым. Говорят, что, по сути, Зеленцову перешло право подписи и ответственность за все возможные последствия, наступающие в случаях выявления злоупотреблений и нарушений в деятельности вуза. Бразды правления оставались в прежних руках.
Практически на всех руководящих постах в вузах сидели люди так или иначе связанные с Шумейко, продолжавшего полностью контролировать все процессы, происходящие в РГСУ
Зная о многих «узких моментах», ощущая опасность и шаткость своего положения, новый ректор, по новым правилам несущий ответственность за все, начал постепенно перетя¬гивать на себя реальные полномочия. С этого момента стал назревать «управленческий кризис», который рано или поздно должен был перейти в конфликт.
Концептуальный конфликт
Процесс реформирования образования предоставляет вузам право выбора формы своего дальнейшего существования: переход в автономную форму существования с частичным самофинансированием или «укрупнение» в виде объединения с каким-нибудь региональным монстром (в нашем регионе ЮФУ).
Здесь устремления нового ректора Зеленцова и старого президента Шумейко вновь разошлись.
Зеленцов видел перспективу автономного существования с самообеспечением РГСУ. Шумейко уже желал отказаться от тяжелого наследия в виде обязательств перед дольщиками, правомерности использования земельных участков – государственной собственности и многого другого, что было «накоплено» за эти годы. Сбросить все это можно было под объединение с высшим образовательным учреждением федерального уровня. Такое объединение укрупнение было выгодно Шумейко, но не устраивало Зеленцова. В РГСУ возник еще один, теперь уже концептуальный конфликт.
Проблемы организации
Поскольку практически все вузовские посты были заняты людьми, пришедшими еще при Шумейко, опереться новому ректору было, по сути, не на кого. Появилась необходимость искать внешнюю организационную структуру, готовую включиться в работу по реформированию и фактическому сохранению вуза. Такая структура появилась летом текущего года.
Ректору строительного университета удалось заинтересовать в проекте реформирования вуза инвестиционную компанию East Venture Capital, партнера холдинга «Белый двор». В этой точке встретились две силы, о которых думало государство, инициировавшее реформу высшего образования.
Ректора интересовал вуз как автономное образовательное учреждение с гибкой управленческой структурой, а East Venture Capital заинтересовался вузом, как успешной в будущем инновационной площадкой. Таким образом, именно эта компания стала организационной структурой, на которую смог опереться ректор РГСУ Зеленцов.
Кадровый конфликт
Квартирный конфликт, выплеснувшийся в сферу публичного обсуждения, уже не мог замалчиваться и оставаться неразрешенным . Одновременно начинали поочередно всплывать неудобные вопросы, оставшиеся от прежнего руководства РГСУ. Однако работа ректората была отчасти парализована противодействием кадров, оставшихся от старого руководства.
Новые кадры, введенные в университет новым ректором, вступили в конфликт с командой, командой оставшейся от Виктора Шумейко.
С целью выяснения того, какое наследство досталось ему от предшественника, в начале ноября Зеленцов инициирует аудиторскую проверку РГСУ. Поначалу бухгалтерия не до¬пускает аудиторов к документации. Тогда, по инициативе ректора, инициируется служебная проверка по заключению договоров закупок материальных ценностей для нужд университета.
По результатам проверки проведение открытого аукциона РГСУ на поставку сантехнических материалов для студенческого общежития
№4 выясняется, что «при подготовке аукционной документации была завышена цена приобретение материалов для РГСУ в три раза, что свидетельствует о действиях членов единой комиссии , направленных на нанесение материального вреда университету…»
«Члены единой комиссии: бухгалтер Долгополова, начальник управления госзакупок Павлов и инженер управления закупок Еловенко от дачи объяснений отказались подав на имя ректора заявление об увольнении…»
Несмотря на наличие в действиях членов Единой комиссии признаков состава целого букета правонарушений, было принято решение «не передавать материалы проверки органы ввиду отсутствия факта нанесен я материального ущерба университету».
Вскоре началась инициированная ректором РГСУ аудиторская проверка.
Ответный удар
Ответный залп прозвучал спустя месяц. Сразу в нескольких ростовских изданиях появилась информация о том, что некая коммерческая структура осуществляет рейдерский захват РГСУ. В качестве доказательства «серьезности намерений рейдеров» приводились факты того, как из университета увольняют заслуженные кадры - «уволены главный бухгалтер Долгополова, начальник управления закупок Павлов… увольняется ряд сотрудников бухгалтерии и управления закупок… из штатного расписания выводится должность проректора по воспитательной работе»
Как источник информации коллеги называют представителей каких-то силовых структур хотя понятно, кому это было выгодно.
И в самом деле, если дела вокруг вуза обстояли именно так, как их описывали газеты, то почему «представители правоохранительных структур» не занялись серьезным расследованием, а побежали к журналистам - делиться оперативной информацией?
Гром среди ясного неба
Практически одновременно ростовское ин¬формационное пространство взорвала новость о том, что в результате межнационального конфликта возникшего на бытовой почве, в общежитии РГСУ погиб студент Максим Сычев.
Задержка с возбуждением уголовного дела и попытка администрации вуза скрыть очередной вылились в массовое выступление ростовчан, начавшееся около общежития и закончившееся на Театральной площади.
Манифестантам был выдвинут ряд требований, среди которых значилась и «немедленная отставка ректора РГСУ».
На тот момент в университете ещё сохранилась должность проректора по воспитательной работе, но виновным за все был назначен именно Зеленцов.
Нельзя сказать, что это требование участников марша было инициировано Виктором Шумейко, но очевидно, что оно было выгодно именно ему.
Парадоксально, но в случае ухода с поста Зеленцова исполняющим обязанности ректора становился именно проректор по воспитательной работе – соратник Виктора Шумейко, который, по идеи должен был отвечать за инцидент, возникший в студенческом общежитии. В связи с этим, выказывались опасения в том, что аудиторов «попросят» из РГСУ.
Временный паритет
Позиция самого Зеленцова в самый трудный момент была таковой – под давлением «общественного мнения» он готов был уйти в отставку, но обуславливал свой уход окончанием аудиторской проверки.
К настоящему моменту аудиторская проверка в РГСУ идет. Известно, что выявлена масса нарушений: неучтенное имущество, злоупотребления с проведением конкурсов.
Сторонники президента РГСУ Шумейко, репутация которого сильно подкошена квартирным скандалом и скандалом с закупками, обвиняют новую команду в «рейдерском захвате » университета.
При всем этом паритет сохранен – Зеленцов и Шумейко сохранили свои посты.
Думаю, что все ответы на все вопросы будут даны уже очень скоро. Сразу после окончания аудиторской проверки РГСУ.
Сергей Резник
Источники:
http://www.panram.ru/pan_izvestia_archiv
http://www.panram.ru/pictures/ne_10808376/rov_izv_29_12_2010(08)final.pdf