Как развивать внимательность?

21/01/2011 - 12:27
Читать u-f.ru на

Важность внимательности мы понимаем, столкнувшись с последствиями собственной невнимательности. Пытаться вставить ключ в турникет метро, поставить вместо чайника на плиту пластиковый фильтр для воды, назвать нынешнего молодого человека именем другого - примеров невнимательности, от смешных до опасных, существует множество.

Есть басня о молочнице, которая несла на рынок молоко и по дороге мечтала, как продаст его и купит на вырученные деньги корзину яиц. Из яиц выведутся цыплята, она их продаст и купит молочного поросенка. Откормит, продаст и купит себе корову с теленком… и такой резвый будет этот теленок, так он будет прыгать и скакать! – с этой мыслью молочница подпрыгнула так, что уронила бидон и разлила все молоко. А будь она чуть внимательнее к тому, что происходит «здесь-и-сейчас», она точно избежала бы большого огорчения, и кто знает – может быть, ее мечта бы сбылась…

Буддисты считают практику внимательности основой медитации. Но даже если мы не намерены достигать просветления, практика внимательности может сослужить нам добрую службу. В узком смысле внимательность можно трактовать как сосредоточенность, способность не отвлекаться, но в более широком смысле - это качество, позволяющее нам переживать свою жизнь здесь и сейчас. Внимательность – это перевод английского «mindfullness» (разумность, осознанность) – когда мы направляем наше внимание на то, чтобы присутствовать в настоящем моменте.
Что дает внимательность

Попробуйте проследить, сколько раз в день (и как долго) вы переживаете текущий момент по полной, не уходя мыслями ни в будущее, ни в прошлое. Наше мысленное пребывание «непонятно где» в итоге очень обедняет нашу жизнь: мы, по сути, не замечаем того, что происходит вокруг нас. Или получаем недостаточно информации. Или неверно трактуем имеющуюся.

Один мой коллега, психолог, рассказывал о том, как он работает с распространенным среди подростков увлечением магией. «Вы, - говорит он, - хотите научиться колдовать? Но тогда сначала вам нужно расколдоваться! Вы же уже заколдованы, хотя сами и не понимаете этого». Внимательность – это шанс выйти из-под гипнотического влияния средств массовой информации и других форм трансляции доминирующей культуры. Перестать быть автоматом, который программируют все, кто в этом заинтересован, который некритично воспринимает и исполняет чужие внушения. Будучи внимательными, мы гораздо быстрее сможем стать такими, какими нам действительно хотелось бы, а не такими, какими нас вынудили обстоятельства.

Практика внимательности помогает нам:

* Лучше понимать свои психологические автоматизмы – то есть, избавиться от неконтролируемых действий и, в конечном итоге, от дурных привычек. Кто-то грызет ногти, кто-то курит, кто-то объедается, хотя уже давно не голоден. Практика внимательности позволяет, очнувшись в какой-то момент, выйдя их режима автопилота, взглянуть на невесть как оказавшийся в руке кусок торта и сказать себе: «Ну нет, на самом деле я вовсе не хочу его есть», положить обратно и забыть про него.
* Сделать обыденные действия более насыщенными, присутствовать здесь и сейчас, а не в своих мечтах, как молочница из басни.

Правда, чтобы научиться этому, придется приложить некоторые усилия. Например, заняться упражнениями, развивающими внимательность.
Упражнения на развитие внимательности

Первое упражнение: "Музыкальное тело"

Выберите приятную мелодичную музыку без слов, длящуюся около получаса. Найдите для занятий такое место и время, чтобы вас не побеспокоили (да-да, мобильник придется отключить). При прослушивании музыки обращайте внимание на свои ощущения в разных точках тела.

Начните с пальцев ног, постепенно перемещайте луч внимания выше, по голеням, коленям, бедрам. Дойдя до верхней части бедра, переместите луч внимания в кончики пальцев рук, и снова ведите его - по кистям рук, предплечьям, плечам.

Теперь очередь туловища. Внимание перемещается в низ живота, мышцы пресса (или то,что вместо них), грудную клетку, бока, поясницу, мышцы спины. Следите за своими ощущениями - если почувствуете сильное головокружение или сердцебиение, прекратите упражнение. Возможно, вам трудно будет вести луч внимания по обеим ногам или обеим рукам одновременно, сделайте это по отдельности. Ваши ощущения могут оказаться любыми: правильных или неправильных не существует. Это могут быть ощущения тепла или холода, тяжести или легкости, свободы или скованности и т.д.

Каков смысл этого упражнения? Дело в том, что воспоминания о прошлых ощущениях или фантазии о возможных будущих располагаются не в теле, а в «уме». Ум может уноситься невероятно далеко, полностью отрываясь от настоящего момента. Если тело при этом не расслабленно лежит на диване, а ходит и пытается что-то делать, мы оказываемся подобны курам, которые продолжают бегать и после того, как им отрубили голову. Ориентация в пространстве и осмысленность поведения примерно та же. Когда якорь внимательности брошен в телесные ощущения «здесь-и-сейчас», нас «сносит» гораздо меньше.

Мышцам шеи и головы всегда недостает нашего внимания. Если почувствуете напряжение или "зажатость", пошевелитесь, чтобы ее снять. После этого становится понятно, что помимо тех мышц, которые участвуют в поддержании позы или перемещении тела, у нас привычно напряжены еще многие другие. Например, мышцы челюстей (зачем стискивать зубы?) или мышцы шеи (как будто мы пытаемся засунуть голову в монитор, чтобы лучше понять написанное).

Стоит осознать, что какие-то мышцы напряжены зря, как они расслабляются практически сами собой (или начинают «громко требовать», чтобы их помассировали). Когда шея становится менее «зажатой», улучшается зрение.

Второе упражнение: "Следите за руками"

У этого упражнения должно быть четкое время начала и окончания – например, "во время обеда", "пока не дойду до поворота","пока еду в метро" и т.д. Задача обманчиво проста: что бы вы ни делали в этот период времени, следите за руками. Чувствуйте, что в нихпроисходит, что они делают. Если получается, пробуйте быть внимательным не только к ощущениям в руках, но и к ощущениям в ступнях ног. Получается и это? Следите за ощущениями в ягодицах, когда сидите, идете или стоите.

Третье упражнение: "Стоп!"

Для него вам понадобится звукозаписывающее устройство (или программа) и плеер. Запишите звук колокольчика или гонга, разделенный нерегулярными, непредсказуемыми временными интервалами. Запись может длиться полчаса, 45 минут или час - как вам удобнее. Дальше вы включаете эту запись в плеере и живете своей обычной жизнью, но с одним условием: когда вы слышите звуковой сигнал, вы замираете (как в игре "Море волнуется раз") и стараетесь быть внимательным ко всему, что происходит в вашем теле, к тому, что вы чувствуете, какие мысли приходят вам в голову. Единственное предупреждение: можно не замирать, когда вы переходите улицу, или когда наливаете в чашку кипяток.

Что же получилось?

Разумеется, перед тем как писать эту статью, а испробовала упражнения на внимательность на себе. И вот к каким результатам они привели.

Эмоции. Практикуя внимательность, начинаешь замечать чувства и эмоции, когда они только-только зарождаются – от этого распознаешь их более четко и можешь выбирать, хочешь ли действительно им поддаться. Внимательность дает совсем иное отношение к собственным эмоциям – более спокойное и вместе с тем более интенсивное. До того, как я стала заниматься этой практикой, у меня от плохого самочувствия автоматически портилось настроение. Теперь я осознаю: «Ага, я не выспалась, у меня насморк, и тело все как неродное. Есть риск, что от этого мне станет себя жалко, и настроение испортится. Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы физическое самочувствие улучшилось, а настроение не «сползло» в пучины уныния?..»

Общение. В результате внимательности в общении появляется некоторый «зазор» между «я слышу, что он говорит», «я задумываюсь, что это могло бы значить», «я выстраиваю свою интерпретацию», «я действую в соответствии со своей интерпретацией». Возникает возможность остановиться и спросить себя: «Откуда этот вывод, что он меня не уважает? А-а, это я подумала, что ему все равно, что мне важно, чтобы мы завтра вместе пошли на день рождения к моей лучшей подруге. А подумала я это после того, как он на мой вопрос с намеком: «Ты чего завтра вечером делаешь?» ответил: «Дома сижу, футбол смотрю»».

В начале освоения практики внимательности я ощутила «отделенность», отдельность от других людей – и то, что на самом деле я, кроме своих представлений о них, ничего на самом деле не знаю.

В результате возникло чувство ненасытного, но при этом уважительного любопытства к людям, потому что они удивительно другие, каждый по-своему. Как будто бы (а может, так оно и есть) уделяешь тем, с кем общаешься, внимание более высокого качества. Общение с другими, контакт, близость возможны только в настоящем. Это интересно само по себе, а также, бесспорно, помогает мне в работе.

Личные отношения. Если продолжать быть внимательным во время занятий любовью, то в случае, если отношения между партнерами гармоничны, оба – и тот, кто практикует внимательность, и другой – испытывают ни с чем не сравнимые переживания встречи, со-присутствия, со-прикосновения. Если отношения негармоничны, то внимательность позволяет быстрее придти к пониманию того, что именно вызывает диссонанс. И тогда что-то может быть быстрее предпринято для его устранения.

Внимательность к боли превращает ее в «ощущение», внимательность к неболевым ощущениям тела превращает их в удовольствие. А уж во что превращается удовольствие, если быть к нему внимательным, - словами не передать. Внимательность к процессу дает возможность радоваться не только достижению целей и «сбыче мечт», но и «радоваться, что живу», просто так.

Однако здесь кроется ловушка: испытав, будучи внимательным, какое-то потрясающее переживание, человек может начать отвергать все остальные, которые предлагает ему жизнь, борется с ее течением, пытаясь «остановить мгновение». Внимательность – это не погоня за счастьем, не движение к какой-нибудь цели, это более полное проживание процесса жизни, от момента к моменту.

Концентрация внимания — ключ ко всему. Если развито внимание, остальное дается просто. Чтобы получить успех в начинании, нужно с вниманием и концентрацией, отнестись к нему. Лучи сознания, должны быть направлены на одно дело и в одну цель. Эта практика, поможет решить многие проблемы жизни. Вы получите ключ, благодаря которому, сможете войти в любую дверь…

Что такое внимание?

В жизни, внимание рассеивается на тысячи забот и обязанностей. Разрывает на части собственный разум. Солнце осознания, разбито на миллионы частей. Концентрация внимания нарушается, из за стремления созерцать множество вещей этого мира. Внимание — тонкий предмет, осознать его сложно. Внимание не «ухватить». Каждый сам чувствует, что такое внимание на личном опыте. Вы и есть внимание…

"Фотографирование" — стирание

1. Сядьте, расслабьтесь. Желательно "освободить" голову от размышлений, в момент выполнения упражнения у Вас не должно быть ни одной мысли!
2. Найдите приятный или вообще любой предмет.
3. Смотрите на него неотрывно в течение 3 — 5 секунд, стараясь запомнить, как бы "сфотографировать" (на вдохе).
4. Закройте глаза и в течение 3 — 5 секунд старайтесь вызвать этот предмет в воображении (на задержке дыхания), затем выдохните, мысленно постепенно растворяя образ (как бы выбрасывая куда-либо и т.д.).

Как и когда делать упражнение?

Через каждые 3 — 5 раз меняйте способ "фотографирования" — стирания, скорость и ритм. Все время ищите новые способы и параллельно с ними — состояния изумления и озарения. Повторяйте упражнение 30-50 раз, не менее двух раз в день по 10-15 минут. Предметы внимания необходимо чередовать, например, вещи на Вашем столе или картины, висящие на стене. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении, например, изображение на картине, помогайте себе ощущениями — почувствуйте то, что нарисовано на ней, эмоции, которые она у Вас вызывает и так далее.

Как развить у ребенка внимательность

Для начала хотим предупредить, что развить у ребенка такое качество, как внимательность - крайне непростая задача. Она решается, если родитель во время занятий с ребенком будет соблюдать, как минимум, три следующих условия:

1. Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение сколь угодно долгого времени, пока не появятся нужные результаты.

2. Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы вы могли выполнять упражнения вместе.

3. Во время занятий родитель должен быть спокойным и доброжелательным.

Соблюдение всех этих условий может быть приравнено к подвигу! Однако, если вы любящий родитель, а у вашего ребенка есть проблемы со вниманием, тогда вперед и за дело!!!

Для начала предлагаем определиться с тем, а какого, собственно, результата вы хотите достичь? Остерегайтесь ставить слишком высокие цели, если ребенок еще не умеет малого! Например, родитель хочет, чтобы ребенок самостоятельно умел сосредоточиться при выполнении любого задания. Если ребенок на данном этапе жизни плохо концентрирует внимание даже тогда, когда ему об этом напоминают, то сначала имеет смысл сформулировать задачу: научить ребенка направлять и удерживать внимание на нужном предмете или действии в течение, например, 5-10 минут.

Договоритесь с ребенком о том, что значит слово «внимание». Что именно он должен сделать, услышав это слово от вас или от учителя? Попробуйте описать состояние, когда вы внимательны, а потом расскажите ребенку, что это значит. Например : «Когда я прошу тебя быть внимательным, это означает, что нужно убрать из рук все лишнее, сесть прямо, смотреть в книгу и сосредоточиться на том, что там написано».

Можно еще описать состояние внимания так: «Представь, что над предметом (на который нужно направить внимание ребенка) загорается лампочка, освещает его и тебе хочется наблюдать за тем, что происходит внутри этого света». Или попросите ребенка одной рукой рисовать круг, а второй треугольник. То состояние, которое требуется для качественного выполнения этого задания и есть состояние внимания.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый. Удивительно, но когда учитель на уроке перестает говорить: «Не отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы такие невнимательные!», а вместо этого произносит: «Давайте договоримся: когда я говорю «Внимание», я жду, чтобы вы положили ручки на парту, сели прямо и стали смотреть на доску», - дети тут же начинают его понимать!

Когда ребенок уже знает, что означает слово «внимание», с ним можно организовать игру. Кстати, лучше, если все упражнения, которые вы собираетесь выполнять, были бы преподнесены, как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес. Это важно. Взрослый может сказать: « Но ведь в жизни ребенок должен концентрировать внимание и тогда, когда неинтересно!» Верно. Только попробуйте сами долго удерживать внимание на неинтересном вам объекте, и вы поймете, как это сложно. А если представить, что это игра… Поэтому и важно, чтобы необходимость сосредоточиться вызывала у ребенка положительные эмоции.

Итак, игра. Договоритесь с ребенком, что когда вы идете по улице один из вас может в любой момент времени сказать: «Внимание на тот дом!», или «Внимание на кошку!» Это означает, что некоторое время вы вместе рассматриваете выбранный объект, а потом по очереди описываете его самым подробным образом: цвет, форма, детали, поведение (если объект живой), звуки. Можно представить, какой он на ощупь. Похвалите ребенка за то, как он сделал описание, скажите, что вам особенно понравилось. Например: «Здорово, что ты заметил, что кошка не полностью черная, и что одно ухо у нее меньше другого! Ты очень внимателен, молодец!» Пусть он тоже похвалит вас. Это будет способствовать развитию умения быть внимательным к тому, что говорит собеседник.

Дома можно попросить ребенка выполнить такое упражнение: в течение пяти минут в какой-нибудь газетной статье вычеркивать все встретившиеся буквы «а». При этом ставится условие, что если ребенок пропустит больше четырех букв, тот он проиграл, а если четыре и меньше, то выиграл. Затем выполните упражнение сами, а ребенок пусть тщательно проверит! Похвалите его! Это задание можно усложнить: одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать.

Еще один хороший вариант: сначала одну букву вычеркиваем, а другую подчеркиваем, затем по команде: «Внимание!», работа идет наоборот - первую подчеркиваем, а вторую вычеркиваем. Главное, уважаемые родители, помните, что достижение нужного результата требует времени и вашего терпения. Поддерживайте ребенка, создавайте хорошее настроение себе и ему, выполняйте упражнения, и вы непременно добьетесь того, чего хотите!

Можно в форме развлечений, воспользоваться сайтом:

kinopoisk.ru/level/75/
kinopoisk.ru/level/74/

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ