Государственные закупки по-ростовски: оно нам надо?

29/08/2012 - 15:54

Среди многообразия зон ответственности Министерства экономического развития Ростовской области есть такое важное направление, как организация государственных закупок. Предполагается, что на деньги налогоплательщиков с помощью Минэкономразвития различные структуры исполнительной власти покупают услуги и товары, которые необходимы для реализации их функций. А раз деньги налогоплательщиков — то предполагается, что все эти траты в конечном итоге осуществляются в народных интересах. Как говорится, кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Но если внимательно присмотреться к некоторым лотам, которые разыгрываются на конкурсах Минэкономразвития, можно задаться вопросом даже не о цене «банкета» — о необходимости в самой девушке.

Согласно закону вся информация о тендерах, которые проводит областное Минэкономразвития, должна быть в открытом доступе. Так оно и есть. Вот этот адрес: http://www.torgi.donland.ru

Тратить деньги налогоплательщиков по статье «Госзакупки» можно несколькими законными способами. Основных два — конкурсы и аукционы. Аукционы — это когда идут торги с игрой на понижение (то есть побеждает тот участник, который согласится выполнить услугу или продать товар за меньшие деньги, сэкономив средства налогоплательщиков). С конкурсами другая история — в соответствии с параметрами заказа, претенденты на его исполнение (то есть претенденты на бюджетное финансирование) подают заявки, в конвертах — нет, не взятки, — перечень документов, которыми доказывают желание и способность выполнить государственный заказ. По истечении определенного срока собирается конкурсная комиссия, которая вскрывает эти конверты и исходя из определенного набора требований (время исполнения заказа, стоимость, наличие разрешительной документации и т.д.) определяет победителя.

Сейчас на сайте Минэкономразвития еще можно подать заявки на участие почти в 60 конкурсах. На общем кону — 255 миллионов рублей народных денег с мелочью. Большинство конкурсов — это закупки муниципалитетами различных услуг (питание школьников, страхование жизни глав территорий, сдача в аренду муниципальной недвижимости ect.). Но среди этой серой прозы чиновники Миннэкономразвития умудряются выкроить место, время (а главное — деньги) на организацию настоящих праздников. Можно даже сказать, аттракционов щедрости.

На пути к 146 %
Судя по удельной доле лотов, самым нуждающимся в деньгах налогоплательщиков ведомством можно считать Областную избирательную комиссию: сейчас в ее интересах Минэкономразвития собирает заявки на 5 конкурсов. На что же предполагается пустить народные средства?

200 тысяч рублей чиновники готовы отдать тому, кто подготовит брошюру со статистическими данными по муниципальным выборам, прошедшим в 2011 году на 30 территориях области. Деньги хоть относительно и небольшие, но не с потолка свалились. А потому, чтобы их освоить, исполнитель должен будет выполнить солидный объем работы: забрать у избиркома статистику, аналитические статьи (написанные членами избиркома), нарисовать диаграммы, отобрать фотографии (которые бы наглядно демонстрировали как члены избиркомов учатся, ведут информационно-разъяснительную работу, как голосуют избиратели, в том числе инвалиды), включить в будущий сборник обращение главы облизбиркома, затем всё это отредактировать-откорректировать, придумать дизайн книжечки и до 15 ноября представить заказчику вариант на утверждение. А как же само производство, в смысле печать книжечек? Нет, 200 тысяч — это только на идею и, так сказать, ее силуэт. А на воплощение соучастники — избирком и Минэкономразвития, — видимо, будут еще раз (раз ?) залезать в карман налогоплательщиков.

Еще на 452 600 рублей облизбирком хочет отчебучить два конкурса. Первый называется «Областной конкурс молодежных объединений, занимающихся электоральной тематикой» (134 600 рублей). Второй — «Конкурс среди молодых избирателей «Знаток Конституции и избирательного права» (игрища со знаниями основных законов потянули на 318 000 рублей). Ну, допустим, проведут они эти конкурсы, и дипломы будут в рамочках, а призы — не дешевле 300 рублей. А дальше-то что? Ведь уже даже члены партии власти признают: конституция хороша, реализация статей (особенно в части прав граждан) — затруднена или вообще отсутствует... Ой, кажется, только что накликала еще один конкурс...

И апофеоз претензий облизбиркома — 500 000 рублей на подготовку материалов для еще одной книжечки. На этот раз — из серии «История власти» под рабочим названием «Белокалитвинская земля: общество и власть». Тут почти так же, как с электоральной статистикой, только денег в 2,5 раза больше и источником информации будет не облизбирком, а архив. То есть полмиллиона народных рублей — это только на очертания, на полную материализацию «Белокалитвинской земли» в тираже, необходимом «для проектов, направленных на повышение правовой культуры избирателей и организаторов выборов», надо полагать, еще один конкурс как-нибудь организуют.

Галопом по Европам
Распределяя на конкурсах народные деньги, Минэкономразвития не забывает и о своих интересах. Одна из любимых забав ведомства — участие в различных выставках. За эксгибиционизм в интересах региона отвечает Департамент инвестиций и предпринимательской деятельности. Сейчас он выступает заказчиком трех конкурсов.
300 000 бюджетных рублей достанутся той компании, которая сумеет «обеспечить нестандартную застройку выставочной площади (56 кв. м) нестандартным выставочным оборудованием» на Международной специализированной выставке «Индустрия напитков/Russian Wine Fair» (20—22 ноября 2012 года, г. Москва). На что другое, а уж на нестандартное представление иные компании горазды. То живую «русалку» в аквариум засунут, то глобус Ростовской области придумают... На этот раз, наверное, тоже что-то сообразят — тема (вино) как-то сама обязывает...

Помимо формы есть в условиях конкурса пункты и о содержании: нужно затащить на экспозицию Дона не меньше 10 деловых партнеров, провести переговоры и подписать не менее «2-х соглашений, меморандумов о сотрудничестве, протоколов о намерении, договоров». Учитывая опять же тему выставки (да под хорошую закуску), думается, что задача по привлечению 2 потенциальных партнеров за 300 000 рублей — дело вполне выполнимое.

Вино будет в ноябре. А пока в октябре можно будет потренироваться на хлебе и других продуктах питания: за 2,73 млн рублей нужно обустроить экспозицию Ростовской области
на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень» (11—14 октября 2012 года, г. Москва). Так как народных денег планируется потратить в 9 раз больше, чем на винное гульбище, то и требования к результатам от участия в «Золотой осени» более жесткие — нужно будет заключить договоры не с двумя, а уже с тремя потенциальными инвесторами.
Есть и третий конкурс по выставочной теме Но тут уже и времени в обрез, и условия специфические, и сумма такая, что получателем бюджетных денег, скорее всего, станет фирма, проверенная ходками не на одну выставку. Речь идет о Международной специализированной выставке коммерческой недвижимости и инвестиций «EXPO REAL» (8—10 октября 2012 года, г. Мюнхен, ФРГ), под которую решено потянуть из бюджета 8,87 млн рублей.

Мюнхен — не Москва, недвижимость — не колбаса, тут одной оригинальностью концепции выставки (на чудеса экспозиции чиновники готовы выделить половину всего финансового объема лота) многого, видимо, не добьешься. Здесь требуется личное присутствие четырех официальных лиц. В соответствии с чем Минэкономразвития разработало «Комплекс мер по организации участия делегации Ростовской области в выставке, в том числе обеспечение перелета, проживания и транспортного обслуживания членов делегации». В перечень вошли визовая поддержка и медицинская страховка, доставка членов официальной делегации по маршруту Ростов-на-Дону–Мюнхен–Ростов-на-Дону с привлечением услуг зала официальных делегаций аэропортов гг. Ростова-на-Дону и Мюнхена для всех членов официальной делегации, проживание членов делегации в центре Мюнхена в отеле «4 звезды» (два «полулюкса» и два «стандарта»). Для передвижения делегации нужно будет организовать микроавтобус на 6—10 мест с русско-говорящим водителем.

На трехдневные мюнхенские покатушки 4 официальных лиц щедрое Минэкономразвития готово выделить более 500 000 бюджетных рублей. В среднем один день одного члена делегации обойдется донским налогоплательщикам в 40 тысяч рублей.

За то, что вся эта «свадьба» за народные деньги проведет в Мюнхене три полных дня, победитель конкурса должен будет обеспечить заявленный заказчиком результат — те же 10 переговоров и 2 подписанных соглашения (что и на винной, и на сельхозвыставке).

Консультируй это!
Но еще охотнее, чем на брошюры и выставки, Минэкономразвития готово вбухивать народные деньги на обучение и различные консультации.

В роли учителей еще могут себя попробовать те претенденты на народные деньги, которые могут организовать обучение чиновников, учителей и членов всё того же неугомонного избиркома.

За 161 000 рублей учителей нужно будет научить управляться с ПО с открытым кодом. Понятно, что многих на такие деньги не обучишь. Поэтому ограничились группой в 35 человек, которых за 72 часа нужно будет превратить в уверенных линуксоидов. Почему-то вспомнилась картинка из не таких уж далеких 90-х. Соседка (дама работала начальником отдела одного промышленного предприятия) за деньги компании обучалась работе на компьютере. Месяца два обучалась. Но и после окончания курсов еще какое-то время вместо значка @ писала слово «собака»...

Почти на 1 млн рублей можно рассчитывать, если конкурсной комиссии понравятся предложения по организации обучения 68 человек из кадрового резерва правительства Ростовской области по теме «Менеджмент в органах власти».

И 1,1 млн рублей — «приз» за организацию обучения членов избирательных комиссий на краткосрочных курсах повышения профессиональной квалификации (72 часа) по программе дополнительного профессионального образования «Избирательное право и избирательный процесс».

Но вся предыдущая цифирь меркнет перед грандиозностью пилотного проекта по организации консультационной поддержки «субъектов малого и среднего предпринимательства и граждан, желающих организовать собственное дело». Финансовая емкость проекта — 31,8 миллиона бюджетных рублей. Заказчик (то есть тот, кто будет определять, который из претендентов достоин освоить народные миллионы) — само Минэкономразвития в лице Департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области. Деньги нужно будет истратить на оборудование информационно-консультационных пунктов в муниципалитетах 55 территорий Ростовской области. И затем в течение 7 месяцев консультировать (по телефону, в режиме онлайн, при личном общении) потенциальных средних, малых и совсем одиноких предпринимателей «по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования в муниципальных образованиях области» и т.д. и т.п. А чтобы претендентам на народные рубли жизнь не казалась мёдом, заказчик поставил четкие «нормы выработки». Одних семинаров нужно будет провести на каждой территории не менее 7 штук. И только личных консультаций ежемесячно должно быть от 140 до 118 штук (в зависимости от численности населения города или района)...

….Читая эту конкурсную документацию, вспоминаю картинки из детства. Как и всем детям, мне мама варила манную кашу. Как и многие дети, я эту кашу не любила. И как многие дети, придумывала отмазки. Причем мои были в буквальном смысле отмазками. Когда в тарелке оставалось уже немного каши, я ее размазывала по всей площади: и я не давлюсь ненавистной кашей, и маме в глаза не бросается выброшенный на помойку продукт.
Мне кажется, иные чиновники в детстве поступали так же. И оценили эффективность детских технологий во взрослой жизни. Если вбухать одномоментно 6—8—10 миллионов бюджетных рублей на закупку иномарок — это станет всем заметно и может случиться скандал.

А если вот так — почти 50 миллионов по 9 направлениям, не совсем понятным с точки зрения полезности для населения области, — так это же почти альтруизм выходит.

Виктория МАКАРЕНКО, обозреватель «Новой газеты в Южном федеральном»

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ