Подвиг сталинградцев: участие горожан в восстановлении Сталинграда

30/10/2012 - 13:10

Вопрос восстановления социально-экономического потенциала Сталинграда, хорошо изучен и широко освещен в научной литературе. Иначе обстоит дело с работами, по восстановлению объектов социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры. Хотя приложения усилий власти и народа, здесь оказались ничуть не меньшими, чем при выполнении производственных задач.

При восстановительных работах на объектах социокультурной сферы, проявились свои особенности. Эти работы производились несколькими путями, что стало характерной особенностью восстановления Сталинграда.
Основным заказчиком работ выступали различные ведомства центрального аппарата СССР. Но говорить о том, что восстановление Сталинграда, велось только по планам из Москвы, было бы ошибочно. Огромную роль в том, что в кратчайшие сроки город был восстановлен из руин, сыграли сами сталинградцы.

Субботники горожане стали проводить едва ли не сразу, после завершения боев в городе. И носили, эти праздники труда, поистине массовый характер.
Так, например, 20 июня 1943 года, состоялся массовый воскресник. Тысячи сталинградцев, в свой выходной день, вышли на стройки города. Жители Тракторозаводского района были заняты на восстановлении водопровода, школ и даже… яхт-клуба. Только в этом районе на воскресник вышло 3000 человек. Жители поселков Старая Отрада и Старая Бекетовка решили, в этот день, восстановить две школы- №56 и №122. Рабочие обувной фабрики направили две бригады добровольцев восстанавливать здание городского театра. Всего же, в акции приняли участие более 10 000 человек.

Поскольку, строящийся Сталинград остро нуждался в большом объеме самых различных материалов, на местах искали способы их замены. Так, главная газета области, «Сталинградская правда» опубликовала большую статью инженера Гурари, в которой тот предлагал смелее искать замену дефицитным стройматериалам. «Восстановление Сталинграда требует огромного количества всевозможных строительных материалов. При существующих условиях не всегда эти материалы есть. Поэтому широкое распространение должны найти заменители различных видов сырья. Глина с добавкой извести может заменить дефицитный алебастр для штукатурных работ. Хорошо промытый шлак можно использовать при бетонных работах, так как он дает легкое, дешевое и устойчивое перекрытие. Полуразрушенные стены с небольшой деформацией неответственных зданий не следует разбирать, их надо связать железобетонным поясом и заделать бреши, нанесенные осколками мин, авиабомб, снарядов. Досчатые переборки можно заменить хворостом- плетнем».

Широкий размах в Сталинграде получило «черкассовское движение».

13 июня 1943 года, в воскресенье, 19 женщин–сталинградок во главе с Александрой Черкасовой вышли на восстановление легендарного Дома Павлова.

Зачинателем движения общественников- строителей, которые работали на восстановлении города в выходные и вечером, после основной работы, явилась жена военнослужащего, жительница Сталинграда, Александра Максимовна Черкасова. Точнее, вдова. Как и у многих работников- общественников ее бригады, муж Черкасовой погиб на фронте.
Личность Александры Черкасовой не может не вызывать восхищения. Пережив в самом страшном месте Сталинградской битвы - Мамаевом кургане - все 200 дней сражения, она смогла выжит. Об ожесточенном характере боев, говорит хотя бы тот факт, что на один квадратный метр Мамаева кургана приходилось до 1250 осколков и пуль. Эта страшная цифра была обнародована в 60-е годы, при строительстве мемориального комплекса.

О силе характера говорит один из эпизодов сражения, когда в землянку, где прятались около 20 взрослых и детей, вполз раненый лейтенант. Тело его было посечено осколками. Спасая жизнь офицера, Александра Черкасова зубами вытаскивала из него осколки.

В июне 1943 года, заручившись согласием председателя Дзержинского райисполкома Мурашкиной, Черкасова решила организовать бригаду строителей- общественников. В первую бригаду вошли женщины и девушки, работницы трех детских садов. Именно эта бригада восстановила знаменитый Дом Павлова. Среди руин центра города Черкасова нашла четырехэтажное кирпичного здания на берегу Волги, на стене которого осталась надпись: «Мать-Родина! Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева. Этот дом отстоял гвардии сержант Яков Федотович Павлов». Еще в дни Сталинградской битвы этот дом стал легендой. С него и решено было начать работу бригады. «В руках женщин — кирки, лопаты, деревянные носилки. Ломами разбивали глыбы обугленных камней и бетона. На носилках спускали вниз, сбрасывали в воронки от бомб, которые со всех сторон окружали здание. В бригаде их было девятнадцать женщин — воспитательницы детских садов, работницы кухни, няни. На стройку ходили в юбках, сшитых из плащ-палаток и шинелей, в косынках из кусков парашюта, обуви не было — работали босиком. Детей приводили с собой, устраивали их рядом, постелив одеяльца на обрушенные камни. Пока матери работали, дети играли патронными гильзами, которые были разбросаны здесь повсюду. Женщины ежедневно выходили на стройку по вечерам, после своей основной работы в детском саду.

Вместе с журналистом П. В. Ульевым бригада Черкасовой написала письмо в областную газету «Сталинградская правда». Женщины обращались ко всем жителям города с призывом после трудовой смены выходить на восстановление Сталинграда, создавать добровольческие бригады, осваивать строительные профессии, работать так же самоотверженно, как воюют на фронте солдаты.

Письмо бригады обсуждали около разрушенных мартеновских печей, взорванных подстанций, разбитых станков. Сталинградцы записывались в добровольческие бригады. Строители-общественники стали называть себя черкасовцами. 15 июня 1943 года патриотический почин бригады А. М. Черкасовой был одобрен на заседании бюро Сталинградского горкома партии и исполкома горсовета.

Движение, которое начала бригада Черкасовой, было таким же стремительным и широким, как весеннее половодье. Бригады создавались на каждом предприятии. Учредили личные черкасовские книжки, в которых помечали, сколько часов и где отработано».

Черкасовское движение действительно стремительно росло. 15 июня 1943 года «Сталинградская правда» впервые написала о желании 19 женщин создать постоянную бригаду для участия в восстановительных работах во внеурочное время и выходные дни. На первой полосе было помещено обращение черкасовок к жителям Сталинграда, с призывом, поддержат их начинание. А уже 18 июля газета «Сталинградская правда» поместила обращение ко всем добровольческим отрядам, призывая к соревнованию. В этом обращении сообщается, что только в одном, Дзержинском район, созданы и работают 108 трудовых бригад. В них трудятся более 2000 человек. «Для того, чтобы еще шире развернуть черкасовское движение, чтобы добиться наилучших успехов в восстановление нашего родного города, мы предлагаем организовать массовое социалистическое соревнование трудовых и добровольческих бригад».

Свой вклад в черкасовское движение внесли и научные работники ВУЗов Сталинграда. Так, газета «Сталинградская правда» сообщает: «профессора Сталинградского мединститута, как и все сталинградцы, принимают участие в черкасовском движении. Каждое воскресенье профессора Пытель, Иоффе, Сыроватко, Ершов, Могилевский, Набутович, в поликлинике №5 консультируют участников черкасовского движения, направляемых из районных поликлиник города».

На железной дороге, черкасовские бригады занимались после работы ремонтом путевых стрелок.

1948 год стал годом наивысшего успеха черкасовского движения. Только в этом году черкасовцами было восстановлено и построено около 150 жилых домов, подготовлены к занятиям и сданы эксплуатацию 7 школ, в самом центре Сталинграда был отстроен и торжественно открыт кинотеатр «Победа», на многие годы ставший главной киноплощадкой города. Черкасовцы проложили около 30 километров асфальтовых дорог, высадили тысячи деревьев.

С 1943 года до начала 50-х годов, черкасовцы приняли участие в восстановлении тысяч объектов. Начав деятельность с 19 человек, черкасовское движение выросло в мощную трудовую армию, насчитывающую 79000 человек. За этот же период времени, черкасовцы отработали на стройках Сталинграда 12 383622 человеко-часов.

В заключение сообщения о деятельности участников черкасовского движения по восстановлению Сталинграда, не могу не назвать имена всех 19 участниц первой бригады добровольцев. Не смотря на то, что движение носит имя Александры Черксовой, решение те 19 женщин принимали вместе, в равной степени. К сожалению, имена остальных 18 участниц первой бригады несправедливо забыты. Напомню их: А. Черкасова, Н. Кремлякова, А. Семилетова, С. Кипнис, В. Подсинникова, Н. Кузьмина, М. Величкина, Л. Козлова, П. Козлова, З. Борозденко, А. Иволгина, А. Кондратенко, М. Кузубова, Т. Нерезова, А. Мартынова, В. Конобевцева, Е. Конобевцева, З. Копейкина, Т. Петрова.

Михаил Серенко,
историк

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ