Рискуя быть побитой камнями, или в защиту ЕГЭ
Рискуя быть побитой камнями, вступлюсь за ЕГЭ. Точнее даже так: спрошу — чего на зеркало пенять, коли рожа крива?
А крива она прежде всего у тех, кто и кричит громче всех: у родителей, которые стонут, что их дети выходят из школы безграмотными, потому что их не учат, а натаскивают на вопросы и ответы; у учителей, особенно плохих, для которых ЕГЭ стал каким-никаким измерителем их профессиональных качеств; наконец, у политиков-популистов, рассчитывающих на голоса и тех и других. Ну, согласитесь, смешно, когда вчера еще третий человек в государстве, б. спикер Совета Федерации Сергей Миронов, утверждает, что ЕГЭ загубил нашу замечательную среднюю школу, а зарплата учителей больше похожа на подачки. Он десять лет на Луне, что ли, жил? Но бог с ними, с политиками и учителями — первые в нашей системе обречены на клоунский колпак, вторые при всех режимах — страдающая сторона.
Плата за бессмертие
Родители — вот кто удивляет меня более всего.
Милые мои, а дети, они — чьи? Фурсенко? Глебовой? Или и вовсе некоей абстракции под названием «государство»?
Может, вы забыли, но именно вы, 17 или 18 лет назад, в тиши спален, без всяких фурсенков с канделябрами, начинали этот, наверное, самый замечательный процесс в своей жизни: воспроизводство собственного «я», которое одновременно и вы, и не вы — вы, вдвоем, создавали это чудо, ваше продолжение, которое будет нести ваши черты, ваши гены, память о вас, когда ваш личный земной путь подойдет к концу. Или — это я к мамам — вы думали, что 9 месяцев под сердцем вы вынашивали солдата Отечества? Сотворение ребенка — абсолютно эгоистический процесс: тепло у груди — у вашей груди, стакан воды — к вашей, а не чиновницы из Рособрнадзора, постели, фотографии — на вашем столе и в вашем портмоне, а не училки по истории, внук — ваш внук — «господи, как же он/она похож/а на моего отца/маму». Вы хотите бессмертия — вы рожаете детей. Бессмертия — своего, собственного, не чужого дяди — ну так, может, и стоит позаботиться о нем?
Государственные школы плохие? Учителя требуют мзду за оценки? Хороших учителей перекупают частные школы, а в публичных платят копейки? Учебники — глаза бы не видели? В вузах взятки, и вообще — везде? Ну да? Вы только сегодня об этом узнали? Ах, знали и вчера, но власть плохая! Так не голосуйте за воров и жуликов, не отдавайте свое право выбора чиновникам, не идите, как бараны, во всякие фронты, не уповайте на Отца народов — он не ваш отец, у него свои две девочки на выданье — о них и заботится.
Вы хотите бессмертия — вы рожаете детей. Бессмертия — своего, собственного, не чужого дяди — ну так, может, и стоит позаботиться о нем?
Власть плохая — это факт. Но на хорошую уйдут годы. Ваши дети своих успеют нарожать. Будете ждать? Вольному воля. Только ребенок ваш при приеме на работу будет рассказывать работодателю, что Лев Толстой написал «Основной инстинкт», и в приличную компанию его не возьмут. А если возьмут, то не вашего ребенка, а ребенка большого чиновника — при прочих равных по части знаний, то есть полного отсутствия оных, у него в портмоне золотая кредитная карточка и связи отца.
Плохо учат литературе — а без знания текстов русской классики нет и не может быть достойного русского языка: в книжных магазинах, в отличие от советских времен, все есть — и Пушкин, и Салтыков-Щедрин, и Толстой с Островским и Аксаковым. И эти книжки взаимополезно с детьми прочитать. Не знают, когда началась династия Романовых, слыхом не слыхали, что кроме абсолютистской традиции в русской политической истории были и два века новгородской прямой демократии, при упоминании Хартии вольностей поднимают бровки домиком? Ключевский, Скрынников, Рассел с Локком — в любых форматах, включая электронные, и с избытком. Сложнее с таблицей умножения и тригонометрией: в советское время любой папа-инженер был одновременно и репетитором для своих отпрысков. Сейчас инженеров нет — все сплошь менеджеры, но найти домашнего учителя на три часа в неделю — тоже не логорифм взять.
Да, да, уже слышу: книги — деньги, репетиторы и подавно. Тут можно было бы ответить: на взятки ведь находятся? Но это, сознаю, нечестно: когда у человека удавка на шее (если сынка не возьмут в институт — ему грозит армия), не пристало спрашивать, почему он позволил ее на себя накинуть.
Другое расхожее возражение: мы платим налоги, из которых в том числе и должны финансироваться общедоступные школы. Платим. 13% — в два, а то и в три раза меньше, чем в любой цивилизованной стране мира: стоит ли удивляться, что учителя получают гроши? Иное дело, что воровскому государству и это платить — грех, но тут — см. про плохую власть.
Однако все эти аргументы, на мой взгляд, вообще теряют всякий смысл, когда речь заходит о будущем собственных детей, а хорошее образование — это сегодня важнейшее условие обеспеченного и достойного будущего — в этой ли стране, в другой ли.
Выбор цели
Вопрос — в приоритетах и ценностях. Не чиновников мин-, обл-, райобразования — родителей.
Не приходилось ли вам зимой оказаться поблизости от какой-нибудь школы — нет-нет, не в центре столицы, а на ее окраинах — в то время, как привозят или, напротив, забирают своих чад мамы и папы. Между тем стоило бы: шубы — на любой вкус. Ценой от тысячи до нескольких тысяч долларов. И машины. Пусть и не «Ауди», но и не «Жигули»: корейские, японские, немецкие «тачки». Ценой от десяти до нескольких десятков тысяч долларов. Имеют право? Да кто спорит. Что же голышом в российскую зиму ходить? Нет, конечно, но если проблема, где изыскать необходимые $$$ на репетитора, то можно и курточкой обойтись. А уж тот автопарк, что ездит по нашим дорогам, в дорогих городах богатейшей страны мира, Америки, не увидишь. У меня есть знакомая: с периодичностью раз в две недели она мне рассказывает о том, как плоха и ужасна школа ее дочери, которая не приучила девочку книжки читать. «А с ней читать не пробовали?» — «Нет, откуда у меня время: деньги зарабатывать надо». И при этом два раза в год она ездит отдыхать в Турцию и Египет.
Ну а если денег нет вовсе? Отвечаю: есть библиотеки, где русской классики — полные полки, а в залах — пустота.
Самое дорогое
Так кого винить? Пока машина важнее образования ребенка — будь то ЕГЭ или не ЕГЭ, итог один: «Базаров трахался с госпожой Одинцовой по идеологическим соображениям» — как было написано в одном из эссе по литературе. ЕГЭ — это инструмент, как степлер или ножницы, не более того. Можно выкинуть в корзинку ножницы, потому что они не режут, а можно взять и поточить. Можно ждать, что за вас это сделает чужой дядя, а можно сделать самому. Уж этот-то выбор у каждого из нас есть… В 30 км от Гарвардского университета есть городок типичного среднего класса Америки, Ньютон: здесь находятся лучшие публичные школы Восточного побережья США. Каждый год, по осени, здесь можно видеть молодых и не очень женщин и мужчин, стоящих с плакатами на пересечении улиц. На плакатах — фамилия и дальше «В родительский совет школы». Борьба нешуточная: листовки, собрания, дебаты. Попасть в совет — значит иметь возможность влиять на выбор учителей, на закупку оборудования, компьютеров, книг в школы, в которые ходят их дети. Плюс куча обязательств и проблем. И все это — после работы. Забесплатно. Во имя самого дорогого — своих собственных детей.
newtimes.ru
Опубликовано: 29.06.11