И вновь – грузите анализы тоннами!

06/04/2011 - 10:44

Под таким заголовком в рубрике «Коррупция и преступность» «Южный Федеральный» в ноябре минувшего года рассказал о чиновных «шалостях», вытворяемых деятелями из Государственного учреждения «Аксайская районная станция по борьбе с болезнями животных.

О системе самой настоящей обираловки и набивания своих, воистину бездонных, карманов. О полной бесконтрольности качества овощной продукции, доставляемой оптовиками на Аксайский рынок, у въезда в столицу ЮФО. Я напомню нашим читателям, за одно исследование образцов картошки драли с оптовиков суммы в 10, а то и 20 раз большие, чем это предусмотрено прейскурантами. В 10–20 раз больше, чем в Москве и Нижнем Новгороде, Саратове или где бы то ни было еще. Само исследование ловкостью рук лично мне напомнило виртуозные фокусы ростовских «щипачей».

Приносят продавцы ветеринарным надзиральщикам (в соответствии с их требованиями) пару килограммов картошки. Для проверки разрезаются аж две(!) штуки. Остальное лихо смахивается под прилавок. Себе, разумеется. (Вроде бы, мелочь, а к вечеру-то и набежит… Эдак с полтонны.) При этом сами прейскуранты, подписанные аксайской районной ветеринарно-надзорной начальницей госпожой Лизуновой, тщательно оберегаются. За семью печатями. Разумеется, если их вывесить на стене этой конторы, то всем сразу станет ясно, что это за госучреждение.
Руководители Аксайского оптового рынка уже давно, в самом начале своей деятельности, построили и предоставили ветеринарам прекрасное помещение для работы. Пользовались надзиратели этим помещением безвозмездно. А когда разразился скандал вокруг их откровенной симуляции кипучей деятельности, вокруг поборов, ветеринары оскорбились. И решили… Нет-нет, вовсе не приостановить или прекратить этот чиновно-щипаческий беспредел. (Это, право, было бы уж слишком. По карману бьет.) Удумала госпожа Лизунова с компанией вполне «безобидный» фокус. Уже два месяца лаборатория на Аксайском оптовом рынке стоит… наглухо запертой. Тихо растворились где-то могучие собиратели чужих денег (и картошки с луком). Эдакий фырк-взбырк. Мол, не нравится вам, как мы с вас три шкуры дерем, так мы обиделись! И вообще ничего делать не будем! Сами, типа, прибежите. И в ножки поклонитесь…

А теперь, читатель, бросим ретроспективный взгляд на некоторые аспекты деятельности этих «насмерть обиженных».

Ну вот хотя бы. Навскидку. Договор № 6 от 01.01.2010. По этому договору Аксайская районная станция по борьбе с болезнями животных берет на себя «осуществление ветеринарно-санитарной экспертизы». Откроем пункт 3.4 этого самого договора. В нем ведомство госпожи Лизуновой строго указывает на такое обстоятельство – мол, обязано ООО «Рынок Аксай» предоставить ветеринарам помещение под лабораторию вместе с оборудованием. Безвозмездно. Ну, то есть даром. И при этом ссылается Лизунова на федеральный закон «О ветеринарии». Однако госпожа Лизунова позабыла (наверное) в этот самый закон заглянуть. Дело в том, что еще в 2004 году в этом самом законе пунктик (№ 10) о «безвозмездном предоставлении» был упразднен! А это – шесть лет ветеринарной «халявы», да плюс «заработки» на самом рынке… Ничего так себе, да? Но это еще цветочки. Есть смысл бросить взгляд на устав этого самого государственного учреждения. Аксайского. Начнем сразу с главы № 5. Озаглавлена она «Управление учреждением». Пункт 5.2 сурово так указывает на то, что начальник учреждения является ведущим специалистом, главным ветврачом и главным государственным ветеринарным инспектором. Он распоряжается имуществом и финансами, открывает банковские счета и подписывает договоры, рулит кадровой политикой, самостоятельно решает все вопросы деятельности и много, много чего еще. Правда, в этом же документе черным по белому прописано: «Начальник учреждения не входит в штат учреждения»! Вот как. Есть и еще, мягко говоря, странности в этом уставе. Ну вот, 1.10: «Учреждение является некоммерческой организацией». И… «не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Вроде, понятно. Контролирующий орган, вроде бы. Однако откроем в этом уставе п. 3.6. Оказывается, что «…учреждение финансируется … как из бюджета области, так и от осуществления предпринимательской деятельности», «…в том числе доходы от оказания платных услуг». Хорошо-то как, господи! И нельзя, и можно! Самое широкое поле для деятельности. С одной стороны, в уставе прописаны обязанности по организации ветсан экспертизы в местах реализации и хранения продуктов», а с другой – полная свобода – захотели и закрыли лабораторию на самом крупном в области оптовом рынке этих самых продуктов, на оптовиков обидевшись.

А утвердил этот аксайский устав замначальника Управления ветеринарии Ростовской области г-н Поляков. Наверное, читали, когда утверждали...
Нет, конечно же, не пугайтесь, жители Ростова и окрестностей. Надутые «от обиды» щеки ребят, во главе с госпожой Лизуновой никак не скажутся на безопасности продукции, поставляемой на Аксайский оптовый рынок.
Администрация рынка нашла выход. Сами отбирают пробы, отвозят в лабораторию Федеральной службы Россельхознадзора – в Ростов.

Опечатанными отдают на исследование. Это немного дольше и хлопотнее. Но зато без аксайских поборов, взбрыков и обид лизуновской конторы. Только вот вопрос остается: а нам что, в области, из бюджета областного больше деньги тратить не на что, кроме таких вот, «сильно обидевшихся», рэкетиров в белых халатах? И еще один момент, так сказать, обнадеживающий. По жалобе администрации Аксайского оптового рынка Федеральная антимонопольная служба уже указывала аксайским ветеринарам на явные несуразицы в их деятельности. В частности, было предписано устранить недостатки, наказать виновных, а самое главное, обосновать свои коммерческие аппетиты и представить расчеты. Антимонопольную службу тоже удивили расценки на «исследования», проводимые аксайскими ветеринарами. Оно и понятно.

Передо мной лежит документ, утвержденной всё той же госпожой Лизуновой. Это «Временный прейскурант на платные ветеринарные услуги растениеводческой продукции для рынка». Утвердила госпожа Лизунова этот документ уже 11 января 2011 года. И вот после разразившегося скандала, после настоящей акции протеста против поборов на рынке, вновь в этом временном прейскуранте прописывает госпожа Лизунова лукавые цифры. А суть всё та же – две картофелины из мешка весом 100 кг. Исследование обойдется в 31 рубль, а если у тебя тонна картошки, то те же две картофелины за те же три минуты разрежут уже за 57 рублей. А если больше тонны, то 177 рублей готовь, ну и т.д... «Утвердила» этот прейскурант госпожа Лизунова.

23 марта Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области констатировало наличие грубых нарушений в деятельности аксайских ветеринаров во главе с госпожой Лизуновой. Открытым остается вопрос: Не дороговато ли жителям Ростовской области обходится эта контора? Деньги из бюджета. Деньги от откровенных поборов, а значит, и рост цен на продукты и не менее неизбежная нервотрепка.

Когда верстался номер, в редакцию поступила информация о том, что в минувшую пятницу, среди бела дня, на рынок «Аксай» был брошен десант ростовской полиции – ГИБДД, ОМОН и «в штатском» тоже полицейский народец. На вопросы оказавшейся на месте съемочной группы одного из российских телеканалов ответственный полицейский деятель пояснил, что это – «борьба с терроризмом». Правда, когда загорелась лампочка на включенной видеокамере, «борьба с терроризмом» стремительно закончилась... Подробности в следующем номере.

Сергей СЛЕПЦОВ

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ