Русская община Карачаево-Черкесской Республики предлагает для преодоления кризиса власти механизмы стабилизации общественно-политической обстановки

01/03/2011 - 16:04

В ситуации досрочного прекращения полномочий президента Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) Бориса Эбзеева («по собственному желанию»), отставка которого принята Президентом РФ Д. Медведевым 26 февраля 2011 года, фактически в связи с продолжающимся в республике кризисом власти и нарастающей угрозой межэтнического противостояния, вызванными непродуманной попыткой Б.Эбзеева провести реформу по игнорированию принципа этничности во внутренней политике республики,инициативы Русской общины Карачаево-Черкесской Республики могут стать искомой платформой для достижения общественного согласия, а также диалога власти и гражданского общества.

Этнически окрашенные протестные мероприятия, фактически, не прекращались в КЧР до самого момента отставки, начавшись фактически сразу же после 8 октября 2008 года, когда Борис Эбзеев изложил свою концепцию реформы по «борьбе с этническим фактором в политике» и выстраиванию «новой реальности», еще в самом начале своей деятельности в качестве президента КЧР.

Взрыв этнической активности был спровоцирован намеренным игнорированием Б.Эбзеевым требований статей Конституции КЧР, касающихся национального представительства в Правительстве КЧР, его Президиуме, а также Президиуме Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики. Хотя именно Б.Эбзеев, будучи Президентом КЧР, являлся главным гарантам соблюдения Конституции КЧР на всей территории Карачаево-Черкесии. То, что Б.Эбзеев пришел на пост президента КЧР с поста судьи Конституционного суда Российской Федерации и вполне сознавал важность и необходимость соблюдения требований основного закона субъекта РФ, в независимости от того - плох он или хорош, являлось дополнительным раздражающим фактором для полиэтничного гражданского общества Карачаево-Черкесии. Тем более, что наличие этих статей в Конституции КЧР является отражением истории становления республики как самостоятельного субъекта РФ, институализируя итоги прежних лет активного, зачастую вооруженного, этнического противостояния, когда само существование единой Карачаево-Черкесской Республики было под большим вопросом.

Придя к власти, глава Карачаево-Черкесской Республики Борис Эбзеев лишил русских и казаков поста вице-президента КЧР, а адыгов - должности председателя правительства КЧР. Данное событие не оставило равнодушными, в первую очередь, черкесов. Утрата ключевого для объединенного адыгского этноса поста премьера в республике привела к политической активизации адыгов не только в Карачаево-Черкесии, но и в соседних с ней регионах. В результате республика была втянута в затяжной этнополитический кризис.

Русская община КЧР неоднократно предлагала и Б.Эбзееву и другим руководителям республте, через некоики проекты способные изменить ситуацию в Карачаево-Черкесии к лучшему – и в политическом, и социальном, и экономическом плане. Однако предложения или отвергались, или замалчивались, или, того хуже, использовались как «наработки правительства и администрации президента КЧР».

Следует отметить, что РОО «Русская община Карачаево-Черкесской Республики» с момента своего образования активно участвует в общественной, политической, социальной и культурной жизни всего Кавказа, но безусловным приоритетом, несомненно, является Карачаево-Черкесская Республика (КЧР). Свою твердую гражданскую позицию члены РОО «Русская община КЧР» наиболее активно проявили в 1999 году во время самых конфликтогенных выборов главы Карачаево-Черкесской Республики. В последствии, стремясь к достижению прочного гражданского согласия в многонациональном обществе Карачаево-Черкесии, РОО «РО КЧР» провела множество заметных социально важных и востребованных обществом массовых мероприятий – «Мир через спорт», «Мир через культуру», акции по защите прав детей, противодействию распространению наркотиков и множество других. Активно поддерживалась деятельность молодежных клубов, секций, организаций.

Особо целенаправленно РОО «РО КЧР» ведет активную деятельность по созданию благоприятного инвестиционного климата в Карачаево-Черкесии. С этой целью было оказано серьезное содействие органам государственной власти КЧР по организации официального визита в КЧР консула Германии г-на Вокалека и созданию «Российско-немецкого дома» в г.Черкесске (ликвидирован в начале 2010 года), организации визита Главы департамента по работе с Восточной Европой МИД Швеции г-на Торгны Хиннему. Проведена большая работа по подготовке официальных визитов государственных делегаций КЧР за рубеж: в ФРГ - федеральную землю «Саксония» (во главе с Президентом В.Семеновым), в США - штат Флорида (во главе с Президентом М.Батдыевым). Проводится большая работа с международным экспертным сообществом для повышения рейтинга инвестиционной привлекательности республики.
С целю содействия устойчивого экономического развития КЧР, руководству республики неоднократно предлагались разработанные РОО «РО КЧР» инновационные проекты, носящие как региональный, так и межрегиональный, и международный характер.

Так, например, Русской общиной КЧР разработан и с 2007 года усиленно продвигается проект восстановления Военно-Сухумской дороги, реализация которого способна в кратчайшие сроки, фактически за полгода, вывести Карачаево-Черкесию из транспортного тупика, дать ей выход к Черному морю и инициировать мощнейший импульс к ускоренному экономическому развитию как КЧР и соседних с ней субъектов РФ в СКФО, так и Республики Абхазия. В настоящее время данный проект поддержан федеральным центром и является приоритетным для правительства Карачаево-Черкесской Республики. Там активно используется переданная Русской общиной документация по проекту, однако, при этом, руководством КЧР, тщательно «обходится» то обстоятельство, что именно предложение Русской общины КЧР «представляется перспективным» Министерству транспорта РФ и рекомендуется полпредству президента РФ в ЮФО (№ ЕМ-5/9233 от 06.11.2008) использовать именно Русскую общину КЧР в качестве инициатора запуска механизма государственно-частного партнерства при реализации проекта ВСД. Даная рекомендация была целенаправленно дана в ответ на обращение полпредства в Минтранс РФ по проблематике ВСД (№Ф-52-4858-34 от 23.09.2008 г.).

В тоже время члены РОО «РО КЧР» особо обеспокоены очередным нарастанием напряженности в области межнациональных отношений в республике, грозящей серьезно уронить имидж КЧР, как в РФ, так и за рубежом. Что, безусловно, крайне отрицательно скажется на социально-экономическом развитии Карачаево-Черкесии. Тревожит то обстоятельство, что руководители институтов гражданского общества КЧР, представляющие многонациональное общество республики, не в состоянии придти к консенсусу. Фактически, отсутствует механизм его достижения.

РОО «Русская община КЧР» уже неоднократно пыталась предложить руководству КЧР механизм, позволяющий предотвращать на территории КЧР возникновение масштабных зон, с высоким конфликтогенным потенциалом, грозящих перерасти в межэтническое противостояние народов, как это уже не раз случалось в истории Карачаево-Черкесии.

Так в 2006-2007 гг., с целью координации усилий общественных организаций Карачаево-Черкесской Республики в деле построения гражданского общества республики, цивилизованному снятию возникающих противоречий между народами, проживающими на территории Карачаево-Черкесии, предотвращению межнациональных противостояний, руководством РОО «Русская община КЧР» был разработан пакет документов и проведены публичные мероприятия по созданию Общественной палаты Карачаево-Черкесской Республики.
М. Батдыев, на тот момент Президент КЧР, публично одобрил эту инициативу. Была создана инициативная группа из 20 человек представителей гражданского общества, прошедших демократичные выборы на своих собраниях и конференциях. Эти делегаты выбрали рабочий орган (из 4 человек во главе с А.А. Урусовым), призванный координировать процесс довыборов членов Общественной палаты КЧР и юридического её оформления. Однако власти КЧР поспешили «перехватить инициативу» и создали Общественный совет при Президенте КЧР, подменяющий этот важнейший орган общественного контроля. В результате общественность КЧР не признала данное квазидемократическое образование и его легитимность, что не замедлило негативно сказаться в момент очередного обострения общественно-политической обстановки в КЧР в 2008-2011 гг.
Недовольные национальной политикой нынешнего руководства КЧР, руководители национальных общественных организаций республики создали «Координационный совет национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики», куда вошло по одному представителю от каждого народа КЧР и представляющих их национальных общественных организаций – «Адыгее-Хасэ» (черкесы), «Абаза» (абазины), «Русь» (русские), «Берлик» (ногайцы), «Кали-Архи» (греки), «Масис» (армяне), «Лаба» (осетины). Создание Координационного совета, по заявлениям его учредителей, направлено на поиск путей консолидации народов КЧР, недопущения конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях.

Секретариат РОД «Русь», председатель которой Н.Хохлачев, возглавляет «Координационный совет национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики», со страниц печатного органа Карачаево-Черкесского регионального общественного движения «Русь» («Русь» №2 (14) от 8 апреля 2010 года), в статье «Все кроме карачаевцев», недвусмысленно указал: «Свою деятельность в составе созданного Координационного Совета Президиум РОД «Русь» будет активно проводить вплоть до создания Общественной Палаты Карачаево-Черкесской Республики».

В тоже время, представители карачаевских национальных организаций КЧР и их Координационный комитет, находящиеся на другом полюсе возникшего противостояния, отказались от участия в работе Координационного совета национальных общественных организаций и движений Карачаево-Черкесской Республики.

По мнению членов Русской общины КЧР, безусловно, необходимо, для создания действенного механизма стабилизации общественно-политической обстановки, достижения межэтнического согласия, мира и спокойствия в Карачаево-Черкесии, рассмотреть возможность создания при Народном Собрании (Парламенте) КЧР Общественной Палаты Карачаево-Черкесской Республики (ОП КЧР) выполняющей функцию Палаты Представителей многонационального сообщества Карачаево-Черкесской Республики.

При рассмотрении вопроса о создании Палаты Представителей при парламенте КЧР, следует принять к сведению депутатов НС КЧР то, что на заседании Президиума Госсовета РФ в Уфе 11 февраля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости использовать положительный опыт работы Общественной Палаты РФ в регионах и рекомендовал создать общественные палаты в каждом субъекте РФ на территории СКФО.

Члены ОП КЧР, выбираемые в Палату Представителей НС КЧР из институтов гражданского общества КЧР, выполняли бы функции экспертов в специфической области межэтнических отношений и этнической приемлемости для многонационального сообщества Карачаево-Черкесии выносимых на рассмотрение депутатов парламента КЧР правовых актов. Решение, принимаемое ОП КЧР, наделялось бы правами законодательной инициативы, которая бы рассматривалась в приоритетном порядке депутатами НС КЧР. А сама ОП КЧР выполняла бы функции общественного контроля за ветвями власти республики. В соответствии с требованием федерального законодательства, в форме общественных слушаний ОП КЧР контролировала бы формирование бюджета КЧР на следующий финансовый год и заслушивала бы отчет о его исполнении. Стала бы своеобразным общественным органом этического контроля (палатой НС КЧР по этике), подобно давно существующим структурам в странах с развитой демократией.

В случае востребованности парламентом КЧР данной инициативы, Русская община КЧР готова предоставить депутатам разработанный пакет необходимой документации (с обоснованием) по созданию ОП КЧР при НС КЧР. Но для этого, по меньшей мере, необходимо чтобы данное предложение в виде законодательной инициативы было вынесено на рассмотрение депутатов парламента КЧР.

Предложение - рассмотреть возможность создания при Народном Собрании (Парламенте) КЧР Общественной Палаты Карачаево-Черкесской Республики (ОП КЧР) выполняющей функцию Палаты Представителей многонационального сообщества Карачаево-Черкесской Республики, в ситуации досрочного прекращения полномочий президента Карачаево-Черкесской Республики Бориса Эбзеева (Указ Президента РФ Д. Медведева от 26 февраля 2011 года), может стать тем искомым инструментом, который поможет запустить процесс достижения гражданского и межэтнического согласия в многонациональном сообществе Карачаево-Черкесии.

РОО «РО КЧР» уже направляла на имя Председателя НС КЧР А.И. Иванова подобное предложение (№060 от 02.06.2010 г.), однако безрезультатно. Повторно подобное предложение было направлено Заместителю председателя Комитета Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики А.О. Токову (№001 от 21.02.2011 г.), непосредственно перед внеочередной сессией парламента КЧР, назначенной на 24 февраля 2011 года, на которую, Борис Эбзеев, на тот момент, еще действующий президент КЧР, пытаясь удержать ускользающую власть, возлагал большие надежды. Б.Эбзеев надеялся, что депутаты парламента КЧР на данной внеочередной сессии парламента однозначно выскажутся в его поддержку и таким образом легитимизируют его претензии на продление властных полномочий и нивелируют требования оппозиции об его отставке. Но из 73 депутатов парламента республики Эбзееву удалось собрать только 30. Остальные «срочно заболели», либо «выехали за пределы республики». Стало ясно, что Б.Эбзеев полностью утратил контроль над «рычагами управления» Карачаево-Черкесией, ведь на сессию парламента не явились даже многие депутаты из числа этнических карачаевцев, которых Эбзеев лично «продвинул» в депутаты республиканского парламента и считал членами «своей команды».

В субботу, 26.02.2011 года, Полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин представил правительству, главам муниципальных образований республики и парламентариям КЧР в качестве временно исполняющего обязанности главы Карачаево-Черкесской Республики Рашида Темрезова. Несомненно, что молодому выдвиженцу из кадрового резерва Президента Российской Федерации предстоит в самом ближайшем будущем нелегкое испытание по выводу Карачаево-Черкесии на путь устойчивого развития. Инициативы Русской общины КЧР могут значительно облегчить задачу Р. Темрезова, который, в силу своего возраста, находится у истоков своей политической карьеры. И, прежде всего, сохранить личную перспективу. Все в его руках. В том числе и выбор стиля управления республикой. Искушение выбора авторитарного правления, несомненно, не избежать, но умные учатся на чужих ошибках. А за примером далеко ходить не надо...

Андрей Гудимов

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ