Энергосбыты со всеми на «ты»?

06/04/2011 - 11:50

Несколько номеров подряд (№ 9, 10) «ЮФ» уделяет особое внимание проводимой в стране реформе электроэнергетики и ее последствиям для социально-экономической ситуации на Юге России. Очень любопытную «нишу» в системе электроснабжения, как показал даже весьма поверхностный анализ, занимают разнообразные энергосбытовые организации. По логике реформы, они должны быть максимально приближены к конечному потребителю электричества – частным лицам, малому и среднему бизнесу, наиболее открыты и прозрачны, как продавец в магазине или на рынке. На самом деле всё обстоит иначе…

«Слабое звено»

По задумке реформаторов энергетики, разнообразные «сбыты» должны были стать розничными «реализаторами» электроэнергии, которые ничуть не хуже и не лучше продавцов любых иных товаров, централизованно производимых в другом месте или ряде других мест и проходящих через руки крупных и средних «оптовиков» (распределительных сетевых компаний). А что для любого реализатора наиболее ценно? Бойкое торговое место с хорошим потоком потенциальных покупателей, чистота и порядок вокруг торговой точки, добрая репутация у клиентов, умение их зазывать, да улыбка на лице. Вот, пожалуй, и всё. Разберемся подробнее.
«Торговые места» и «поток покупателей» сбытам организовало государство: они приобрели и застолбили территории своей работы, им поставляется энергия, которую нужно довести до потребителя, принять расчет, поблагодарить за покупку и продолжить работу. Сразу же возникает вопрос: кто из читающих эти строки потребителей и как часто получал благодарность за своевременные платежи и клиентскую верность от своих сбытовых организаций???

С чистотой и порядком – еще веселее. Если центральные офисы сбытовых организаций и территория непосредственно вокруг них выглядят вполне прилично, то собственно сетевое хозяйство зачастую похоже на самые мрачные фантазии Альфреда Хичкока или Стивена Кинга: покосившиеся столбы, оборванные провода, развороченные щитки. В многоквартирных домах, где нет ТСЖ или ЖСК (единого хозяина), представители пожарной охраны за сердце хватаются от одного вида электросетевого хозяйства! Не будем забывать о бесхозных сетях, о воровстве энергии, о перепадах напряжения и т.д. Всё это – прямые убытки сбытовиков-реализаторов, которые прямым ходом переадресуются на кошельки добросовестных плательщиков за электроэнергию! Но вместо «улыбки на лице» и создания доброй репутации у клиентов сбыты в основном занимаются чем-то совсем иным…

Применение «староваций»

Возьмем любопытный пример. В «Рейтинге крупнейших компаний Южного региона по объему реализации продукции» за 2007 год, составленном медиахолдингом «Эксперт» при поддержке представительства Президента РФ в ЮФО, «Энергосбыт Ростовэнерго» по объему реализации продукции занял 21-ю строчку из 150-ти, что на две позиции выше, чем РСК «Кубаньэнерго», и на 24 позиции «круче», чем «Роствертол»! «Волгоградэнергосбыт» расположился на 28-й позиции, «Кубаньэнергосбыт» – на 35-й, «Независимая энергосбытовая компания» («НЭСК») – на 39-й (строчкой выше, чем «Филип Моррис Кубань») и т.д.

А всего лишь через год с небольшим «Энергосбыт Ростовэнерго» вместе с «Донэнергосбытом» попали совсем в другой «рейтинг» – крупнейших неплательщиков оптового рынка электроэнергии за полученную и реализованную продукцию. 21 октября 2009 года было опубликовано «Совместное заявление руководителей ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» и ООО «Донэнергосбыт», в котором, в частности, говорится:
«Решение Правления НП «Совет рынка» о лишении ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» и ООО «Донэнергосбыт» c 1 января 2010 года статуса субъектов оптового рынка, права на участие в торговле на оптовом энергорынке, а также об исключении их из реестра субъектов оптового рынка, озвученное на пресс-конференции в Москве заместителем председателя Правления НП Сергеем Поповским, не столь однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Да, проблема задолженности ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» и ООО «Донэнергосбыт» перед участниками оптового рынка электроэнергии существует. Как, впрочем, и миллиардные задолженности потребителей перед нашими энергосбытовыми компаниями. И рассматривать эти два вопроса необходимо в одном контексте. Руководители компаний уже в течение длительного времени стремятся найти оптимальное решение данной проблемы, но, к сожалению, не находят понимания и поддержки у руководства НП «Совет рынка». Тем не менее, консенсусный потенциал далеко не исчерпан…».

Не правда ли, старая песня «о главном»: мы, мол, хорошие, но потребители, гады, не хотят нам платить, поэтому мы и работаем, как придется… К слову, «Совет рынка» свое решение так и не реализовал – вмешались политические факторы. Оба предприятия продолжают работать и поставлять нам электричество. Только вопрос остается открытым: а исправили ли они ситуацию по собственной задолженности? Или слова руководителя Минпромэнерго Ростовской области Сергея Михалева примерно двухнедельной давности о неудовлетворительном исполнении распределительными сетевыми компаниями своих инвестиционных программ за 2010 год вполне можно переадресовать нашим сбытам?

Кстати, вскоре после составления упомянутого выше рейтинга генеральный директор ОАО «НЭСК», депутат Законодательного собрания Краснодарского края Алексей Невский в одном из интервью описал основные проблемы сбытов так: «Электроэнергетика обязана идти на несколько шагов впереди общего развития экономики, но сегодня мы отстаем и не всегда способны обеспечить потребности потребителей. Основная причина в том, что сети устарели – и физически, и морально. Проблема появилась не вчера. Электроэнергетическая система края в том виде, в котором она существует, создавалась в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века, когда в отрасль направлялись серьезные бюджетные средства. То есть свыше 30–40 лет назад. Но срок эксплуатации воздушных и кабельных линий, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов – 15–25 лет. Таким образом, свыше 70 процентов оборудования краснодарских сетей эксплуатируется дольше нормативных сроков. Мы искусственно продлеваем им «жизнь», модернизируя сети, но это не решает проблемы принципиально» (газета «Краснодарские известия», 6 марта 2008 года, выпуск № 38).
Проблема не решается принципиально – кто скажет лучше? Иными словами, донашивается старый кафтан, на котором заплатки ставить уже некуда, а накопление (привлечение) инвестиционных средств, модернизация оборудования, инновации и т.д. – это всё подарим будущим поколениям? Мы работаем по принципу «староваций» и будем работать только так? Или предложим давно избитый и не работающий выход: собрать побольше денег с населения (в виде тарифа, IPO, любым иным из 100 «сравнительно честных способов отъема денег» Остапа Бендера), большую часть проесть, а остальное – неэффективно вложить в один-два объекта??? Хороши реализаторы!

Работать некогда – судимся!

Из проблемы «неплатежей» потребителей сбытам, по логике, должны вытекать все остальные проблемы: сбыты не рассчитываются со средними оптовиками (распределительные сетевые компании), те – в свою очередь – не модернизируют сетевой комплекс и не расплачиваются с оптовым рынком электроэнергии, отсюда возникает нехватка средств у генерирующих предприятий и т.д. Всё логично? Не совсем.

Покажите нам оптового или мелкооптового поставщика любой продукции, который будет тупо поставлять ее реализаторам, которые не рассчитываются за поставки? Это прямая работа себе в убыток, которую в наши рыночные времена никто позволить себе не может. И сетевики продолжают это делать, очевидно, не по своей доброй воле, а под нажимом «сверху», из-за пресловутых «политических» факторов! Ведь властям всех уровней необходимо избираться или утверждаться, нужны спокойствие и благоденствие в массах (или их видимость).

Ладно, пусть так. Но кто и когда, наконец, возьмется за розничных реализаторов всерьез и научит их работать? Почему операторы мобильной связи, имеющие ничуть не меньше клиентов, чем энергосбыты, могут наладить своевременную оплату услуг (даже банальным путем отключения неплательщиков), а сбыты – нет? Скажете, у «сотовиков» нет на балансе разветвленной сети проводов? Замечательно! У ЮТК она есть тоже! Но на сайте этой компании можно заказать любую услугу, выписать себе «квитанцию» и оплатить ее, не выходя из дома! А у наших «сбытов» это не практикуется – иди в офис, выстаивай очередь, кланяйся… Может, нет соответствующих технологий? – Есть! Цитируем коммерческое предложение одной из ростовских компаний: «Опыт работы с несколькими крупнейшими сбытовыми компаниями показывает, что правильные организационно-технологические процессы сбора платежей может снизить процент неплатежей на 20–25 %».

Кстати, в январе завершился первый этап конкурса «Лучший энергосбыт РФ – 2010», на который заявилось всего лишь немногим более 30 сбытов России. Среди победителей в четырех номинациях «южных» сбытов не замечено. Скажете, не подавались? – А кто мешает? В вездесущей «Википедии», где за размещение информации денег не берут, нашлось всего восемь (по всей России, хотя это – цифра сбытов, работающих на территории одного крупного региона!) сбытовых энергокомпаний! А может, потому и не заявляемся на конкурс, что, к примеру, в номинации «Максимально клиентоориентированная энергосбытовая компания» оценивалось несколько параметров: доступность офисов компании для клиентов (рассчитывалась как соотношение общего числа офисов обслуживания к общему числу обслуживаемых клиентов), широта-узость способов оплаты электроэнергии и услуг, наличие-отсутствие скидок и бонусных программ и пр.?

Зато арбитражные суды просто завалены исками с участием сбытовых компаний. По запросу «Энергосбыт Ростовэнерго» и «Донэнергосбыт» сайт Арбитражного суда Ростовской области выдает более 2000 дел за последние пять лей! Одних они банкротят, с других – взыскивают, третьим – стараются не платить. Чего стоит один только иск (дело № А-53-21184-2010) о взыскании с «Донэнергосбыта» в пользу «Донэнерго» почти 26 млн рублей? Или не менее «аппетитное» дело № А-53-17863-2010 о взыскании с «Энергосбыта Ростовэнерго» в пользу «МРСК Юга» почти 3,5 млрд рублей (изначально заявлялось более 14 млрд)?

Где уж тут сбытам работать? Остается только судиться-рядиться. И «клиентоориентированная» политика сбытов на практике, к сожалению, сводится в чисто «бабло»-ориентированную политику. А клиенту в ней, как известно, места не находится. Может, потому-то люди и не хотят рассчитываться своевременно с такими замечательными «реализаторами»?

Маргарита ЕФРЕМОВА

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ