Операция «Приватизация»
Мы продолжаем публикацию актуального интервью с президентом Союза предпринимателей и арендодателей, экономистом Андреем БУНИЧЕМ.
Третий способ я бы назвал «японским». Позволю себе небольшой исторический экскурс. Когда в 80-х годах прошлого века в США реально начали бояться растущей экономики Японии, был придуман такой ход: чтобы сбить японцев с экспортной деятельности, американцы смогли переориентировать их на финансовые спекуляции. Зарабатывать на росте курса иены стало выгоднее, чем заниматься производством и экспортом. Просто надувать «пузырь» цен на недвижимость в Токио и других крупных городах – прибыльнее, чем подавлять конкурентов по всему миру. Правда, когда всё это лопнуло, отрезвление стоило Японии очень дорого.
Вам это ничего не напоминает? Россию, например, с ее ценными бумагами?..
Итак – игра на финансовом рынке и опутывание госкомпаний кредитными обязательствами. Кредиты даются под залог акций. А сколько на сегодня у «Роснефти» или «Газпрома» накопилось облигаций и займов? Точно не скажу, но – огромное количество. Законом это не запрещено, хотя бы потому, что в начале «нулевых» никому и в голову не приходило, что можно набрать столько денег в долг.
Сегодня, качнись рынок, мы можем сильно удивиться. Потому что узнаем много нового про наши так называемые флагманы экономики. Чтобы не вдаваться в подробности, просто скажу: только при определенной конъюнктуре рынка «Газпром» принадлежит российскому правительству. Только при определенной конъюнктуре рынка «Роснефть» – российская госкомпания…
Государству, как владельцу больших долей в этих компаниях, придется либо очень сильно раскошелиться, погашая долг. Либо – отдать контроль держателям кредитных обязательств. А уже сейчас в мире обсуждают возможность «автоматического» перехода прав собственности в компаниях, не выполнивших свои обязательства, к кредиторам без участия акционеров.
Приватизация «по понятиям»
– Насколько я понимаю, помимо приватизации «по закону», в нашей стране есть еще и приватизация «по понятиям». То есть когда две стороны просто договариваются между собой и действуют в обход рынка.
– Это вообще фантастические процессы! Судите сами: можно ли назвать объявленное поглощение «Банка Москвы» другим банком приватизацией? Абсурд. Ни тендера, ни аукциона. Всё противоречит законам РФ…
– Ну, там была, на первый взгляд, логичная схема, как это можно сделать…
– Я повторяю: она незаконная. Просто об этом не особо говорят. По закону, сначала должен быть проведен аудит «Банка Москвы» – это ведь госимущество. Почему кто-то просто так берет огромный кусок столичного имущества и отдает кому-то другому? Огромный, прибыльный «Банк Москвы» – ценой в десятки миллиардов долларов – просто дарится ВТБ. И как это назвать?
Самое смешное, что ВТБ тоже стоит в очереди на приватизацию. Шувалов – первый вице-премьер Правительства РФ – уже заявил, что речь идет о продаже 51 % этого банка. Получается, что накануне приватизации ВТБ просто так дарится колоссальный кусок госимущества. Напомню, что до этого ему же достался и «ТрансКредитБанк», опорный банк РЖД.
Замечательно!
Возмутительно, что при этом нет никакой оценки «Банка Москвы». Кто-то заявлял, что в нем вскрыты крупные махинации. Так посчитайте, сколько там украли. Докажите это. Потом уже принимайте решение, причем публичное.
Раз не хотят раскрывать такую информацию, значит, капитализация банка намного выше любой недостачи.
– Да, это было смешно – осенью прошлого года в «Банк Москвы» пришли представители Счетной палаты РФ. Имеют право – банк работал с бюджетными деньгами. И вроде как даже начали аудит. А потом…
– А потом ушли. Как было официально сказано, по просьбе Собянина и по просьбе ВТБ. Слушайте, я читал устав Счетной палаты, там ничего подобного не предусмотрено. Ну не подчиняется Сергей Степашин ни мэру Москвы, ни председателю Госбанка. Президенту он подчиняется, а Собянину или Костину – нет.
Вообще, у Степашина приступы активности странным образом проявляются, когда нужно на кого-то надавить. Для большей сговорчивости.
Не так давно Счетная палата проверяла московский метрополитен. А после этого столица взяла, да и продала ОАО «Мосметрострой», ключевую организацию по строительству «подземки». Без какого-либо объяснения причин. Просто так.
Зачем было продавать «Мосметрострой»? Это АО исполняло конкретные работы для одного заказчика. Новый мэр Москвы, его замы постоянно говорят, что собираются увеличить темпы строительства метро. Городу до зарезу нужны новые километры. И – по логике – Собянин должен был просить, умолять не продавать никому «Метрострой», потому что для него это главный строитель «подземки»!
Продали. По цене, заниженной в пять раз – «Метрострой» в год имел больше заказов, чем за него получила казна. Теперь, став частным, он может спокойно свернуть любые работы здесь и уехать копать куда-нибудь в Эмираты или Саудовскую Аравию. Почему нет? Если так захочет новый частный владелец и если там предложат хорошие деньги.
И самое смешное, что мы даже не знаем, кто на самом деле купил это стратегическое предприятие.
– Особенно если знать, что метрополитен не только вид транспорта, но и важнейший объект гражданской обороны.
– Да, а нам рассказывают, что в него придут частные инвестиции, взамен часть метро будет отдана в концессию. Часть метро – это как? Вот тут станция частная, со своими правилами, а вот тут – государственная? И ведь это не бомж какой-то говорит, не сумасшедший, а министр транспорта России Левитин. Судя по всему, в трезвом состоянии. Бред…
– Вы сказали, что «Мосметрострой» продали за 20 процентов от его реальной стоимости. Но есть же и обратные примеры – когда государство не продает, а покупает. С переплатой.
– Из самых свежих примеров: в январе этого года «Транснефть» покупает Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Частное предприятие перешло под контроль государственной компании. Цена сделки – 2,5 млрд долларов, хотя все эксперты хором заявляли, что это на миллиард выше рыночной стоимости НМТП.
Но государство же у нас богатое, может себе позволить. И продать подешевле, и купить подороже. А потом, видимо, снова продать.