За мошенничество и убийство в состоянии аффекта будут наказывать штрафом
Госдума намерена рассмотреть президентский законопроект «О внесении изменений в УК РФ», либерализующий экономические статьи Кодекса, во втором чтении. Как оказалось при изучении документа, при подготовке его ко второму чтению, Дума пошла даже дальше президента. В частности, за мошенничество, совершенное группой и по предварительному сговору, депутаты теперь предлагают ограничиваться… штрафом.
Между первым и вторым чтениями в документе появились, на первый взгляд, не самые значительные изменения. Так, к принятию рекомендуются всего 17 поправок, к отклонению— 13. По сведениям из аппарата комитета Госдумы по уголовному, административному, процессуальному и арбитражному законодательству, вели подготовку поправок два самых ярых адепта декриминализации «экономических» статей УК— первый зампред Владимир Груздев и зампред Андрей Назаров (оба из «Единой России»).
Начал комитет скромно: с либерализации УК для убийц. Для начала депутаты предлагают изменить (в сторону смягчения) ст. 107 УК («убийство в состоянии аффекта»). По их мнению, статья должна начинаться с санкции в виде исправительных работ, а не ограничения свободы, как сейчас. Не менее либеральны думцы и в отношении убийц, превысивших пределы необходимой самообороны (ст. 108 УК)— они предлагают ввести нижнюю планку также в виде «исправительных работ на срок до двух лет». Сейчас речь в статье идет минимум об ограничении свободы на такой же срок. Та же участь постигла и ст. 109 УК («причинение смерти по неосторожности»): депутаты предлагают суду осуждать таковых убийц к исправительным работам на два года.
За мошенничество не сажать
Полностью претерпели изменения ко второму чтению ст. 159 и ст. 160 УК РФ («мошенничество» и «присвоение или растрата»). Так, в части 1-й статьи 159 предложено полностью исключить тюремный срок— ограничиться штрафными санкциями и ограничением свободы (домашний арест), которые уже есть в этой статье. Часть вторая той же статьи, по мысли Груздева и Назарова, должна оставаться на «откуп» судье— исключается нижняя часть уголовных санкций.
Также они предлагают смягчить третью часть (вместо «от 2 до 6 лет» лишения свободы сделать «до 5») и четвертую часть этой статьи (вместо «от 5 до 10» сделать «до 8»). Учитывая, что в российских тюрьмах по ст. 159 отбывают срок довольно значительная часть заключенных, принятие таких поправок принесет системе ФСИН и судам немало головной боли— предстоит неизбежный пересмотр части приговоров.
Либерализация «влет»
Госдума решила и мягко отнестись к банкротам: так, в ст. 195 («Неправомерные действия при банкротстве») они вносят такие изменения— увеличивают сумму штрафа либо удержаний из зарплаты банкрота, вместе с тем пряча его от ареста (либо от срока). Максимум, что будет грозить банкроту в этом случае— домашний арест.
Для хулиганов (ст. 213 УК) думцы предлагают исключить нижний порог исправительных работ, а для незаконных предпринимателей (ст.289)— убрать нижний порог ареста.
Депутаты заручились поддержкой своих изменений не только у думского руководства, но и в ГПУ президента. Насколько палата поддержит такую заметную либерализацию, станет ясно уже на этой неделе, однако, на практике, законопроекты, внесенные президентом, проходят Госдуму и утверждаются Советом федерации, что называется, «влет».
Штрафы помогут экономике
«В основе как президентского законопроекта, так и депутатских поправок лежит правильный принцип— люди должны расплачиваться за незначительные экономические преступления не свободой, а деньгами или репутацией»,— считает руководитель Центра проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.
«То давление, которое оказывается сегодня на предпринимателей, судя по множеству уголовных дел, превратило этот класс в изгоев, — сетует эксперт. — В ходу мнение, что только сумасшедший сейчас может становиться предпринимателем, потому что все, что ты создашь, рано или поздно отнимут или перераспределят». С такой позицией у страны нет будущего, уверен Толстых, потому что ее развитие обеспечивает в первую очередь экономический класс, который внедряет новые технологии и инновации.
«Поэтому президентский законопроект вполне своевременный, — считает Толстых, — он призван сделать экономическую атмосферу в России более свободной и безопасной». В то же время эксперт опасается, что инициатива встретит противодействие со стороны депутатов, которые представляют в Госдуме интересы так называемого «силового блока». «Ведь эти поправки лишают наши правоохранительные органы возможности оказывать существенное давление на предпринимателей и держать их в узде»,— поясняет Павел Толстых.