ЯПОНИЯ ЗА КАДРОМ

28/03/2011 - 10:54

С 12 по 17 марта 2011 года был в командировке в Японии. Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о том, что осталось за кадром нашей поездки.

О том, как добирались до Японии, подробно писать не буду. Ничего особенного. По объективным причинам мы опоздали на стыковочный рейс из Абу-Даби в Токио. Пришлось лететь через Бангкок. А это еще 10 лишних часов в воздухе и прилет на сутки позже. В самолете пытаюсь учить японский и с каждой следующей фразой понимаю бессмысленность затеи. Воспроизвести простейшие слова еще можно, но прочитать их не реально. Вся надежда на англоговорящего японца, хотя и там с первого раза не поймешь. В японском языке нет некоторых звуков, а те, что есть, звучат иначе. Сразу и не поймешь на каком языке человек говорит.

Токио

Аэропорт Токио - Нарита. Отсюда через две префектуры надо попасть к гостинице в деловом районе Токио- Гинзе. Стоянка такси полупустая. В основном, это неубиваемые Тойоты Crown годов 90-х. Такси здесь имеют свои особенности: водители, сплошь за 60, в черных пиджаках и галстуках, а салон машины «украшен» чехлами из белой тюли с вологодскими кружевами. Есть в этом что-то от бюро ритуальных услуг. Цена на такси до гостиницы оказалась тоже вполне ритуальной - почти 300 долларов. Плюс ко всему, наш «драйвер-сан» всю дорогу не затыкался, разговаривая сам собой по японски. Отдать ему должное, иногда, чисто по-русски, он объезжал пробки через заправочные станции и сплошную разметку. Хитрил, так сказать.

Гостинца в Гинзе, так себе, но в 50 метрах «по картинке» уже тот Токио, который мы знаем все. Район небоскребов и сверкающей рекламы. Мой номер на 13-м этаже, а у ребят (корреспондента Антона Вольского и оператора Михаила Оркина) на 10-м. На лифте можно попасть только на свой этаж (по карточке), на остальные,- если кто-то тебя заберет с первого. Лестницы перекрыты. Не совсем, мягко говоря, удобно, но так здесь заведено и сделать ничего нельзя. Администратор гостиницы пожимает плечами. Он и сам не понимает почему так.

У нас с собой дозиметр. Фон на улице 0,14 мкЗв. Это меньше, чем в Москве, но, несмотря на это, город выглядит пустынно. Записываем Антона Вольского для утреннего эфира и я иду менять Доллары на Йены. На входе в Сити Банк застыл охранник. Форма синяя, ремень белый, портупея с пистолетом. Подхожу к стойке обмена. Но не так все просто, сначала надо взять номерок. Хотя в зале я один, это обязательно надо сделать. Загорается на табло моя цифра. Подхожу и протягиваю девушке пачку с «зелеными» и свой паспорт. Она ловко откладывает в сторону мелкие купюры. Поясняет: «Если бы я был клиентом этого банка, то мне бы их, конечно, поменяли». Далее, она делит «котлету» на две части и меняет только 1200$.

-Более этой суммы сегодня менять нельзя.

-Почему нельзя?

-Потому что, нельзя. Приходите завтра!

В этот момент в зале появляется еще один охранник. Смена пришла. Вошедший, отвешивает низкий поклон коллеге и с видом личной охраны императора встает на его место. Замер. Даже не моргает.

В Токио перебои с бензином. На заправках он еще есть, но очереди сумасшедшие. В один бак заливают на 3000 йен. Нужно искать транспорт и ехать на север. Здесь в Токио ловить нечего. Объехали дюжину «прокатных» контор, но ничего не получилось. В одном случае машину не выдавали по причине отсутствия бензина или машины, в других, требовали международные права, а у нас их не было. Местное такси отпало сразу. Правительство сказало на Север никому не ездить. Японцы народ понятливый, вот никто и не ездит. За любые деньги. Хайвэй в северном направлении открыт только для спецтранспорта. Придется ехать по проселочным дорогам. Если машину найдем.

Через «посредника» находим местного русского по имени Лев. Шесть лет живет в Японии. Разговорный японский в совершенстве. Цена, заломленная им за поездку на Север, за пределами понимания, но выбора нет. Как потом выяснилось, «русский посредник» взял себе 50%. Курва! Кому война, а кому мать родна!

На Сендай!

Выезжаем в 3 ночи. Несмотря на ранний час, движение плотное. В основном, машины идут с севера. Заезжаем в магазин. Полки почти пустые. Удается взять хлеба, воды и орехов. Кто бы мог подумать, что на ближайшие дни это станет нашей единственной пищей. Благо бензина полный бак. Наш водитель заправился еще в Йокогаме, отстояв в очереди два раза.

План поездки следующий: Выскочить на побережье и проехать вдоль линии, на которую обрушилось цунами. Конечная точка поездки- Сендай.

К 9 утра заезжаем в город Иваки. В городе глухая пробка. Принимаем вправо, пытаемся объехать ее дворами и огородами. Кажется, получилось и вот мы на берегу. Небольшой поселок в 15 километрах от Иваки. Здесь волна была сравнительно небольшой, но последствия все равно удручают. Небольшие суда выбросило на берег, машины и дома свалены в кучу. На развалинах роются чудом уцелевшие хозяева. Разговаривают с нами неохотно.

-Что у вас здесь было?

-Дом и мастерская…Ничего не осталось. Пытаюсь хоть что-нибудь спасти.

В итоге, нас культурно, по-японски посылают. Снимаем короткий репортаж, перегоняем материал в Москву через спутник. Можно двигаться дальше. Хотя, разница с Москвой в 6 часов дает некоторое преимущество в работе, но это тяжело физически. Начинаешь работать по местному времени, а продолжаешь по московскому. Тем временем дозиметр показывает повышенный фон- 2,5-4,0 мкЗв. Количество проезжающих мимо автомобилей поубавилось, но пока это не сильно тревожит. Отсюда до фукусимской АЭС еще километров 20-30.

Поехали. Водитель Лев травит байки про местную жизнь, но заметно клюет носом. У него пошли вторые сутки без сна. Задаю ободряющие вопросы.

-А что Лев у вас здесь с якудзой?

-Какая якудза,- дети малые! Вся их принадлежность к мафии, это татуировки (кстати любая татуировка в Японии это принадлежность к мафии), одежда с покемонами и мотоциклы без глушителей. Мне тут один местный задолжал сто тысяч долларов. Сказал, что отдавать не будет, а расписки не было, все по устной договоренности. Обратился я в якудзу. Приехали, со мной поговорили, потом поехали к нему, тоже поговорили…. Возвращаются и говорят: Он не сможет отдать деньги. Я им: Почему? А они мне: Если он будет отдавать, то ему нечем будет кормить семью, у него ведь дети…. Я им: Так можно сделать то-то и то-то… А они мне: Этого мы делать не будем, это про-ти-во-за-кон-но! Вот такая мафия.)

- Ну, ведь сидит же кто-то в тюрьмах?

-О. это отдельная история. Вот, допустим, решили они кого-нибудь грохнуть… Собираются, обсуждают все в деталях, выбирают того, кто это сделает. Исполнитель, киллер по-нашему, выслеживает жертву, стреляет в нее из пистолета и убивает….После этого кладет пистолет на асфальт, становится на колени и ….ждет полицию. Потом сидит 20 лет в тюрьме и выходит с почетом.

Дорога пошла от побережья влево. Начались гористые участки. И вдруг…, как-то внезапно, закончились и машины и люди. Мы въехали в зону отчуждения, из которой выселили всех жителей. Нет, дорога по-прежнему проходила через населенные пункты, мы по-прежнему тормозили на светофорах и соблюдали ПДД, но вокруг - безжизненная пустыня. На очередном перекрестке видим маленькую собачонку. Чуть с ума не сошла, бедолага, увидев наш автомобиль. Люди, ау!?

Счетчик Гейгера взбесился. Показывает нам все 250-300 мкЗв. Заметно нервничаем. Мы уже прошли точку возврата и выбора нет. В баке меньше половины и до Токио мы не дотянем, а если в объезд, то не доедем и до Сендая. Шансов заправиться по дороге- ноль. Принимаем решение двигаться только вперед. Горы становятся круче. Но тут, новая напасть - трещины и разрывы на дороге, -последствия землетрясения. Полотно в некоторых местах оплыло и вздыбилось, трещины узкие, но глубиной в несколько метров. В некоторых разломах застрявшие автомобили. Самим бы не провалиться! Выскакиваем из машины на помощь нашей Мазде. Толкаем всем миром. Пошла, родимая!

Дозиметр по-прежнему поет свою унылую песню. Уровень радиации спал, но держится на уровне 90-100 мкЗв. Справа показались трубы фукусимской АЭС. До них километров пять, не больше. Пишем корреспондента на фоне АЭС и в путь. Все равно жутко….

Резонно рассуждаем, что за зоной отчуждения должен быть блок-пост где всех проверяют на предмет радиоактивного заражения. А это еще один эпизод в наш репортаж. А не вышло…., как въехали в зону свободно, так и выехали из нее. Ни полиции, ни военных, ни гвардии…. Знак бы хоть поставили, радиация, мол, опасно…..

Жизнь вокруг началась так же внезапно, как и закончилась два часа назад. Появились машины и люди. Но бензина в баке все меньше. «На лампочке-лампочке» въезжаем в Сендай. Город, между прочим, достаточно большой, миллионник. Заметно похолодало и пошел снег с дождем. Первая же гостиница с японским названием. Заходим. Интернет есть, а вот номеров в наличии нет. Живут в гостинице в основном журналисты.

Видим, что съезжают французы. Всей толпой. Эвакуация…. Мы к администратору.

-Места есть?

-Мест нет!

-Так французы выезжают, заселите в их номера.

-Нельзя

-Почему?

-Номера не убраны

-Мы согласны жить в неубранных номерах, нам все равно негде жить.

-Нельзя. Приходите завтра.

Эх, где ты матушка-Россия!? У нас, конечно, тоже своих чудиков хватает, но в подобной ситуации поселили бы, хоть в подсобку, чаю бы предложили, одеяло из дома принесли. Может быть деньги бы взяли, но не выгнали. Не может человек спать зимой на улице! Жалко таких людей!

В этот момент гостиницу хорошо тряхнуло. Те, кто были в фойе, бросились к выходу. Через минуту вернулись. Смеются. Мечта каждого журналиста снять «как трясет». Мечта не сбылась.

Звоню Шефу в Москву. Объясняю, что «бензина нет» и как выбираться отсюда- непонятно. Он советует обратиться к МЧС России, они где-то недалеко от нас. Снабжает телефонами и обещает «пробить» через московское начальство. Рано утром надо позвонить, авось помогут.

Решаем остаться в гостинице. Нелегально. Назло японским инструкциям. Поднимаемся на 10-ый этаж. Холодно. Сквозняк гуляет по коридору. Раскладываем на полу вещи, облачаемся во все самое теплое. Но пол бетонный и холод продирает насквозь. Устали, но сон не приходит. Внешне мы похожи на пленных французов. Умудряемся юморить. На наши негромкие шутки из соседнего номера выходит самурай и грозно на нас смотрит. Мы затихаем, мало ли что? О самурае мы быстро забыли. А он, как выяснилось, не забыл.

Следующие три часа прошли в борьбе за тепло. Квадратный чемодан никак не хотел принимать очертания шеи. В районе трех ночи опять тряхнуло. Все оторвали головы от рюкзаков и почти хором сказали: «опять тряхнуло!». И опять вырубились.

В пять утра «наш самурай» спокойно вышел из номера и направился к лифту. «Куда это он?»-подумали мы. Наверняка «стучать» пошел! И настучал ведь, козлина… Через 10 минут в нашем коридоре появились две девушки-администратора в марлевых масках. Запахло международным скандалом. Но первый вопрос «ответственных работниц» обескуражил.

-Вы в каком номере проживаете?

«Пленный француз» Антон Вольский невозмутимо ответил:

-Ни в каком номере мы не проживаем…

Мы давимся от смеха, так как наше стойбище, его вид, должны исключать подобные вопросы. И так все ясно.

-Тогда вы не можете здесь находиться.

-Тогда мы сейчас уйдем.

Пока мы сворачивались, девушки терпеливо ждали рядом. После, проводили нас до лифта.

Раннее японское утро и мокрый снег за окном пробудили зверский аппетит. В фойе гостиницы накрывали на завтрак.

-Простите, а если мы заплатим, мы могли бы позавтракать?

Для убедительности из кармана извлекаем пачку купюр. Даже потрясли ею. Но порядок в Японии не продается ни за какие деньги.

Девушка равнодушно посмотрела на деньги и сухо сказала:

-Завтрак только для тех, кто проживает в гостинице.

Круг замкнулся. А жрать хочется…..

МЧС

Половина шестого. Звоню нашим спасателям.

-Андрей, привет, не разбудил?

-Да мы уже давно на ногах

-Нам бензин нужен и вас за работой снять хотим.

-Приезжайте, «порешаем».

-А вы где находитесь?

-Стоянка возле стадиона. Здесь все спасатели стоят лагерем и морг рядом. От вас не далеко, километров пять.

Расталкиваем в машине, спящего Льва. Садимся. Едем. Но километров оказалось совсем не пять, а двадцать пять. По закону подлости «собрали» все светофоры в городе. Хоть бы доехать! Возле палаточного лагеря МЧС машина издает прощальный всхлип и встает. Все. Приехали.

Встречает Андрей. Рады друг- другу, хотя видимся впервые. Родные лица, русские.

-Андрей, нам нужен бензин. Литров 15.

-А бензина нет, ребята.

-Как нет, ты ведь сказал «порешаем»!?

Из палатки выходит небритый Володя Легошин, Герой России, заслуженный спасатель. С Володей мы давно знакомы. Но Володя тоже неумолим.

- Ребята, нет у нас бензина! Что мы привезли с собой самолетом, тем и пользуемся. Генераторы, машины заправляем. Японцы ничего нам не дают. Нет, не дадим, не просите! У нас литр воды в день на человека. С рожами немытыми ходим.

Я срываюсь.

-Вашу мать!! Так какого ***, мы перлись к вам эти двадцать пять километров? !!! Эх, вы…. «порешаем, порешаем». Решили…. Мы даже уехать от вас теперь не сможем.

МЧСовцы отходят в сторону и о чем-то спорят. Возвращаются.

-Хорошо. Дадим 10 литров и не больше.

-!!!

Двое спасателей понесли к нашей машине канистру и ловко залили в бак ….15 литров. Пока начальство не видит, так сказать. Лев чуть не рехнулся от радости и одарил ребят сигаретами. На время одной проблемой в нашей поездке стало меньше.
Сендай

Спасатели в лагере томятся от невостребованности. Японцы делают вид, что их здесь нет вовсе, мол, прилетели, сами ищите себе работу. Всем до единого понятно, что цель поездки чисто политическая- показать Японии наше искреннее желание помочь в трудную минуту. Но спасатели обычно ищут живых, а их тут уже нет подавно. Те немногие, кто уцелел от цунами, просто умерли от переохлаждения. Теперь поиском тел должны заниматься местные власти. Тем не менее, каждое утро, на автобусах спасатели МЧС выезжают на побережье. И копают.

Усадив в посольскую машину (здесь второй секретарь российского посольства) троих спасателей из лагеря, выезжаем в сторону океана. Собственно, можно ехать куда угодно, так как разбор завалов еще нигде не начинался. В трех километрах от береговой черты наталкиваемся на месиво из домов, автомобилей, деревьев, столбов…Поскольку рядом порт со складами, то к этому прибавляется все их содержимое- мешки с зерном и удобрениями, коробки с товарами, памперсы, канаты, одежда и утварь…. Человеческий глаз устроен особо, только он может оценить масштаб. Никакая техника на это не способна. Только взглянув на все это лично, на месте, понимаешь, что здесь произошло. Бескрайнее, до горизонта, пространство ужаса. Декорация смерти.

В иле, принесенном цунами лежат рыбины. В воздухе стоит запах тины. На одной из полузатопленных улочек видим открытую лавку с фруктами. Останавливаемся что-нибудь купить.

-Простите, а у вас виски есть?- спрашиваю я с надеждой (меня до сих пор колотит от нашей гостеприимной гостиницы).

-Есть,- пожилой японец виновато посмотрел на нас,- но я его не найду….

Только сейчас стало заметно, что все содержимое магазина превратилось в однородную массу, покрытую морским илом. Да….

Вернулись в лагерь МЧС. В числе прочих в нем еще и отряд хабаровчан, которые вчера прилетели на вертолете. Смотрю, лица какие-то радостные. Оказалось, рядом свернулся лагерь корейцев и те принесли нашим два ящика корейской кленовой водки. Хоть и не сорок градусов, а 18, но жизнь –то налаживается.

После полудня «посольский» вывел нас на закрытый хайвэй и снабдил табличкой «Russian delegation». На всякий случай. Впереди пустая дорога до Токио и заправки с лимитом в 10 литров без очереди.

На подъезде к столице еще раз столкнулись с японской нестандартностью. Обычное дело- ремонт дороги. Кегли полосатые по краям, все, как обычно огорожено. И знак. Дорожный знак. Выглядит это так: прямоугольник оранжевого цвета, на нем изображен человек. Снизу две ноги. Далее, на уровне паха- голова, чуть выше спина, руки свешены, кисти рук на уровне колен… Подумать можно о чем угодно, даже о самом неприличном.

-Лёва, что это!?

-Это знак «мы приносим свои извинения за причиненные неудобства»

Мы легли от хохота. Только тот, кто часто бывает в Японии знает, что благодарность и извинения у японцев обозначаются поклоном, и чем поклон ниже, тем извинения и благодарность сильнее. Здесь были «сильные извинения».

На прощальный ночлег нас приняла сеть японских отелей - Love Hotel, другие гостиницы были заняты беженцами с севера. В принципе, это гламурный бордель или домик для интимного общения. Администратора нет. Приезжаешь, подходишь к табло с фотографиями номеров, жмешь кнопку, входишь в номер. Чтобы выйти из номера надо засунуть в терминал купюру и дверь откроется, иначе никак. Внутри есть все, о чем можно мечтать, а главное идеальная чистота и порядок. Эти отели японцы используют обычно для общения с женами. Квартиры в Японии маленькие, детей много и «пообщаться» супругам просто негде. А тут за 120$двухэтажный номер с джакузи. И все инкогнито.

Следующим утром мы вылетели в Москву. 10 часов полета спал, как убитый. В телекомпании это назвали эвакуацией.

http://avtonomka.org/2010-04-02-14-55-39/putevie-zametki-bivshego-podvod...

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ