Кто не учится у истории, того будет учить сама история
Чеченский омбудсмен считает, что доклад «Хьюман Райтс Вотч» рассчитан на людей, не знающих реальностей Чечни.
Международная организация «Хьюман Райтс Вотч» составила доклад, в котором утверждается, что в Чечне «насаждается исламский дресс-код для женщин».
Определенная часть наших интеллектуалов к месту и не совсем любят употреблять модные заграничные словечки. В данном случае термин «дресс-код» с прилагательным «исламский» употреблён умышленно и целенаправленно. Российский и европейский обыватель так напуган «исламским терроризмом», «исламским экстремизмом» и тому подобным, что, прочитав сочетание «исламский дресс-код», должен почувствовать опасность и насторожиться. Это недостойный и подлый приём. Термин «дресс-код» в переводе с английского – всего-навсего форма одежды, требуемая при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений.
А на самом деле нет в исламе никаких дресс-кодов. В исламе предписано, как нужно одеваться женщине, чтобы сохранить своё достоинство.
Муссирование темы дискриминации чеченских женщин на территории Чеченской Республики в последнее время доходит порой до абсурда. Информацию о якобы имеющихся нарушениях их права на частную жизнь, личную автономию, на свободу выражения убеждений и на свободу мысли, совести и религии и обсуждение этой темы пытаются перевести на международный уровень. Такой попыткой является и доклад «Хьюман Райтс Вотч». Авторы его утверждают, что глава Чеченской Республики запрещает женщинам появляться на работе и в общественных местах в нескромной одежде и без платка.
Уважение к женщине – одно из незыблемых основ чеченской традиции. Рамзан Кадыров стал инициатором учреждения Дня чеченской женщины и возведения памятника ей, сумел практически положить конец такому явлению, как похищение невест.
Навязывание определенной этнической группе чуждых ее ментальным особенностям веяний современной псевдомоды есть не что иное, как попытка изменить генетический код нации, что неминуемо ведёт к её деградации. Даже в коммунистические времена чеченцы сохранили свою национальную идентичность только благодаря бережному отношению к своим обычаям и традициям. Основным хранителем этих традиций была именно женщина. Женщина-мать у чеченцев занимала особое положение в семье и обществе. В чеченском обществе на женщину возлагается самая ответственная миссия – воспитание детей. Трепетное отношение к женщинам издревле было у чеченцев в крови. И тому есть немало свидетельств. Даже жестокая схватка прекращалась, когда женщина снимала с головы платок и бросала его между сражающимися. В чеченском обществе самым постыдным считается неуважение к родственникам матери и жены.
Об отношении чеченцев к женщине сказано и написано немало. Александр Казбеги писал: «Чеченская женщина свободнее всех женщин, и потому честнее всех. Никогда не допустит она никакой непристойности, хотя имеет право свободно общаться с мужчинами». О свободе чеченских женщин писал и царский генерал Ольшевский: «Должен сказать, что у чеченцев женский пол пользуется несравненно большей свободой, нежели у их соседей». В своей книге «Калужский пленник» Абузар Айдамиров приводит слова русского офицера, где он описывает отношение чеченцев к своим женщинам: «Женщина у них какая-то святая, неприкосновенная личность. Ее нельзя оскорблять и унижать ни словом, ни делом…». Любое преступление, совершенное в отношении женщины, каралось в чеченском обществе значительно строже, чем все иные преступления.
Даже эти примеры в достаточной степени свидетельствуют о том, что у чеченцев особого рода трепетное отношения к женщине.
Каково же, к примеру, в целом положение женщины в свободном в кавычках обществе, где ослаблен институт семьи? Реальность такова, что миллионы из них продаются и покупаются, среди них процветают алкоголизм, наркомания, и это – следствие потери уважения к женщине, полной деградации семейных ценностей.
Насилия над женщиной, её дискриминации со стороны властей Чеченской Республики, а тем более религиозных организаций, не может быть в принципе. На улицах Грозного и сегодня ходят женщины, одетые далеко не по исламским канонам и с непокрытой головой. Они активно участвуют в общественной жизни республики, немало их работает и в государственном секторе. Кстати, успешных предпринимателей в женской среде значительно больше, чем мужчин. В Чечне давно уже никто не удивляется, увидев женщину за рулем на улицах городов и сёл.
Доклад «Хьюман Райтс Вотч» рассчитан на людей, не знающих реальностей Чечни и накрепко закодированных некоторыми СМИ на восприятие её образа только в черных красках. Ознакомившись с этим докладом, сердобольный обыватель должен спросить: почему молчит и не протестует прогрессивная общественность России и Европы? Пытаясь закрепить в сознании публики всю «трагичность» положения женщин в Чеченской Республике, как ультиматум звучат строки доклада, и это, я уверен, делается умышленно: «Федеральный центр должен положить конец насаждению в Чечне исламского дресс-кода»; «международные партнеры России должны усилить пристальное внимание к резкому ухудшению ситуации с правами женщин в Чеченской Республике». Чеченские руководители, в том числе и я, обвиняются в том, что «при этом никто из них (чеченских чиновников) не говорил о необходимости менять обычаи». Видно, авторы доклада имеют смутные представления об обычаях и традициях народа и о том, что их невозможно в одночасье изменить даже по желанию самых высокопоставленных чиновников.
Доклад имеет предвзятый характер. Если же выбросить многостраничную игру слов, которая не имеет отношения к рассматриваемой теме, то, как говорится, давайте посмотрим, что в остатке. Доказательная база состоит из сведений о хулиганских выходках в городе Грозном (обращаем внимание читателя, что сведений из других регионов ЧР не имеется), которые имели место и были осуждены чеченскими властями и мной. По свидетельству самих же авторов доклада, в Чеченской Республике не существует правовых документов, на основе которых можно было бы утверждать, что здесь «насаждают» какой-то дресс-код для женщин.
Как пишут авторы, «доклад основан на материалах интервью, проводившихся «Хьюман Райтс Вотч» в Грозном в сентябре 2010 года, и дополнительных исследований в октябре-декабре того же года».
Что же на самом деле представляют собой эти «исследования», если оставить в стороне не имеющие отношения к теме рассуждения Р.А. Кадырова, как гражданина, о роли женщины в чеченском обществе? Перечислим эти «исследования»: «Летом 2010 года «Хьюман Райтс Вотч» стала получать заслуживающие доверия сообщения»; «В сентябре мы опросили в Чечне двух пострадавших в таких эпизодах и трёх очевидцев»; «Мы располагаем сведениями о двух случаях во время Рамадана, когда в травле женщин… участвовали сотрудники местных силовых органов». (Хотя непонятно, откуда такая уверенность.) Добавим сюда еще их «дополнительные интервью, которые проводились в Москве или по телефону из Москвы». Опять непонятно, как связаны рассматриваемая тема и «исследования» в Москве.
На основе таких «исследований» делаются «глобальные» выводы. И рекомендации в ультимативной форме.
Авторы доклада не имеют представления о чеченском обществе и об исламе. Они в упор не хотят видеть, что существуют разные цивилизации, культуры и что их ценностные установки не всегда могут и должны совпадать. Это надо прежде всего признавать и уважать. В наше время необходимо учиться жить вместе со всеми этими данностями, а не пытаться навязывать друг другу своё видение и понимание мира. Тем более опыт человечества подтверждает, что это бесполезное занятие и оно только больше отчуждает людей друг от друга.
Изначально несостоятельность и необъективность доклада «Хьюман Райтс Вотч» заложены в их уверенности в том, что «универсальные нормы о правах человека охватывают всех людей…» и что этими мерками можно оценивать любую ситуацию.
Авторы доклада не осознают или не желают признавать, что когда в мировые процессы втягиваются новые цивилизации и культуры, сама идея прав человека нуждается в новом осмыслении и прочтении. Как бы этого кому ни хотелось, но не может эта идея в старой (западной) трактовке объять необъятный и такой разнообразный мир. Подтверждение тому – масса кричащих примеров. Мы же видим, чем обернулась попытка «демократизации» Афганистана и Ирака. Это сотни тысяч человеческих жертв и трагедия миллионов. Однако некоторых «радетелей» прав людей этот опыт ничему не научил. Но, как говорится, кто не учится у истории, того будет учить сама история.
Уполномоченный по правам человека в ЧР Н.С. НУХАЖИЕВ