Автохлам возвращается на дороги
Насколько эффективна для России оказалась программа утилизации подержанных автомобилей? Этот вопрос, похоже, приобретает для страны все большую актуальность. Поводом стали статьи в печатных и интернет-изданиях, в которых утверждается, что списанные на свалку транспортные средства зачастую незаметно возвращаются обратно на дороги российских городов. Так, например, в Москве в ходе прошлогодней проверки нелегальных таксистов было выявлено сразу полсотни снятых с учета машин. В проблеме разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Анатолий Петров.
Одной из главных целей программы по утилизации старых автомобилей должна была стать поддержка российского автопрома. И покупать "Жигули" и "Москвичи", по-видимому, действительно стали чаще. Вот только не всегда новые, а, наоборот, те самые, которые уже отслужили свое и были отправлены в утиль. Выгодно это оказалось и для водителей, желающих без лишнего шума приобрести за копейки машину, пусть старую, но все еще на ходу, и для работников пунктов утилизации, которые получили возможность продавать такие машины, не обремененные какой бы то ни было ответственностью. Причем для россиян данная незаконная схема уже давно не в новинку, уверен заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто.
"Я знаю, например, совершенно точно - я был в Германии 10 лет назад - у них такая система работает. Я видел, как наши бывшие сограждане, работавшие на таких схемах, нашим гражданам такие машины продавали. Если это можно в Германии, то почему нельзя у нас?", - рассказывает Моржаретто.
Изначально, когда программа только была введена в действие, законная лазейка у желающих поучаствовать в такой схеме еще оставалась. Хозяева автомобилей утверждали, что сначала решили сдать машину в утиль, сняв его с учета. А затем неожиданно передумали, снова поставили на учет и вернули номера. Таких случаев оказалось немало, поэтому в порядок регистрации транспортных средств пришлось внести изменения. Теперь вернуть обратно на дорогу машину, списанную на свалку, законным путем невозможно, убежден обозреватель автомобильной газеты "Клаксон" Кирилл Сазонов.
"Согласно новому порядку регистрации транспортных средств, который вступил в силу в апреле этого года, автомобиль, который был снят с учета, заново поставить на него нельзя. Это невозможно", - говорит Сазонов.
Но то, что невозможно с точки зрения закона, пока что, тем не менее, вполне осуществимо. Например, в Интернете по-прежнему без проблем можно найти объявления о продаже машины, сданной в утиль. "Вести ФМ" связались по телефону с одним из таких продавцов.
- Алло, Денис?
- Да.
- Здравствуйте. Я по объявлению звоню. Вы продаете машину, да?
- Да.
- ВАЗ 2103 за 3 тысячи, да?
- Да.
- А как по документам с ней?
- Она для утилизации снята с учета.
- А в каком состоянии?
- Двигатель на месте, салон собранный. Человек, у которого я забирал ее, он сказал, что она была на ходу. Всю зиму в гараже простояла.
То есть купить списанную машину и уехать прямо на ней можно даже сейчас. Автоэксперты, впрочем, обращают внимание людей на то, что дешевая стоимость списанных в утиль в авто не стоит возможных последствий. Игорь Можаретто называет такую затею неоправданно рискованной.
"Ну, вот вы получили эту машину, однозначно это старая машина, старше 10 лет. Что с ней делать? Документы на нее официально получить нельзя. Какие-то липовые - это достаточно рискованно. Стоит ли рисковать ради машины стоимостью в 500 долларов?", - вопрошает эксперт.
Но все дело в том, что покупать такие машины могут не только законопослушные граждане. Для совершения преступлений автомобиль, который официально по документам не существует, - пожалуй, идеальный вариант. А это уже заставляет по-новому взглянуть на эту проблему.