Будет ли лето опять огненным?

05/04/2011 - 12:15
Подпишитесь на ЮФ на

Наступила весна. А вместе с ней пришел сезон лесных (или как модно сейчас говорить, природных) пожаров. Прошлый год вместе с ненормально жарким и сухим летом был, в полном смысле этого слова, катастрофическим из-за лесных пожаров в центральных областях России. Тушить пожары в лесах было некому после прошедшего реформирования, а честнее сказать уничтожения лесной охраны Российских лесов.

В то же время, находящиеся в тех же климатических и географических условиях, Беларусь и Украина, имеющие систему лесной охраны классического образца, отделались лёгким испугом - общее количество лесных пожаров в этих странах не превысило средние показатели.

Президентом и правительством РФ было сказано множество нужных и красивых слов, дано огромное количество обещаний. Интерес общества к проблеме лесных пожаров постепенно угас…

Что же фактически имеет страна на сегодня, когда пожароопасный сезон уже даже и не на пороге, а начался? Если говорить честно, то НИЧЕГО. Формально лесная охрана восстановлена и на неё возложены функции пожарного контроля и надзора в лесах. Красиво звучит правда?

На самом же деле функции эти возложены на лесничества, которые по Лесному Кодексу РФ не имеют права заниматься хозяйственной деятельностью и не имеют ни техники, ни людей, ни реальной возможности держать ситуацию под контролем. Фактическая численность «лесной охраны» в РФ отражена в Проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня и предельной численности должностных лиц, которые осуществляют государственный лесной контроль и надзор и которым разрешено хранение, ношение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия» и в общем составляет по всей стране в Органах управления лесами субъектов Российской Федерации (всего) – 14345 (областные управления и лесничества), Федеральное агентство лесного хозяйства (с территориальными органами и подведомственными учреждениями) – 650, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (с территориальными органами) – 600, то есть всего 15595 человек (вот какая точность!).

При этом до реформы численность была не менее 120 000 человек!

Очень неоднозначна и цифра работающих в лесных органах по регионам. Малолесная (250 тысяч га лесов) Белгородская область имеет численность «лесной охраны» 210 человек, а например Томская область (26 миллионов(!) 722,0 тыс. га) всего 205 человек, Омская область (1 миллион 233,1 тысячи гектаров) аж целых 125 человек! Сможет ли один человек контролировать и тушить лесные пожары на площади 130 351 га (что фактически возлагают на работников лесничеств предновогодние поправки в главный лесной закон!) – это уже даже и не смешно… Да и в той же Белгородской области до реформы работало 2500 человек в лесной отрасли и контроль за ситуацией в лесах в пожарный период было повседневной работой, а не подвигом…

Со всем остальным дела обстоят примерно так же. Увеличение ответственности за поджоги практически ничего не дает, если поджигателей ловить некому, и доказать факт поджога при действующем законодательстве почти невозможно; Рослесхоз вряд ли сможет эффективно воспользоваться новыми расширенными полномочиями, поскольку он и со старыми-то толком не справлялся из-за нехватки специалистов; от создания дополнительных круглосуточных диспетчерских пунктов будет мало толку, если оперативно направить на тушение пожара будет некого и не на чем.

Весь ужас ситуации ещё и в том, что руководство страны и отрасли не видит или не хочет видеть реального положения дел в отрасли. Ниже приводится текст официального сообщения о видеоконференции с сайта Правительства РФ. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубков провёл видеоконференцию «О профилактике и предупреждении лесных пожаров в России» На прямую связь с ситуационным центром Правительства Российской Федерации вышли руководители 80 регионов России. Открывая совещание В.А.Зубков, в частности, сказал: «Сегодня мы подведём итоги работы Правительства, Федерального агентства лесного хозяйства и регионов по подготовке к предстоящему пожароопасному сезону. Он не за горами, в первую очередь для регионов юга России.

Поэтому регионы уже сейчас должны быть готовы на практике применить те наработки и те ресурсы, подготовка которых велась с осени прошлого года. Напомню, прошлый год стал беспрецедентным по количеству лесных пожаров. Их было зарегистрировано более 32 тыс. на площади 2,3 млн га. Погибли люди. Нанесён огромный ущерб экономике. Только для лесного комплекса он превысил 85 млрд рублей. Поэтому задача, как все вы хорошо знаете, сверхактуальная. При этом уже сейчас надо сосредоточиться на завершении практических мероприятий по профилактике и предупреждению пожаров и особое внимание уделить защите населённых пунктов, сельских поселений, сельхозугодий и объектов инфраструктуры.

Нынешний пожароопасный сезон лесному хозяйству предстоит провести в новых организационных и финансовых условиях. По решению Президента Российской Федерации Правительством проведена реорганизация управления лесным хозяйством: Рослесхоз напрямую подчинён Правительству и наделён новыми полномочиями. Приняты подготовленные Правительством изменения в Лесной кодекс России и другие законодательные акты, касающиеся обеспечения пожарной безопасности. Усилены административная и уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в отношении как юридических, так и физических лиц. Законодательством увеличена с двух до четырёх лет уголовная ответственность за поджог лесов и нанесённый вследствие этого ущерб в крупном размере.

При этом лесничие и работники, осуществляющие государственный контрольный надзор в лесах, получили право составления протоколов, фиксирующих эти правонарушения. Установлен порядок взаимодействия органов исполнительной власти по профилактике, тушению и предупреждению лесных пожаров. Федеральным агентством лесного хозяйства разработаны унифицированные проекты структур управления лесами в регионах с учётом их особенностей – лесистости, развитости переработки древесины, инфраструктуры. Рослесхозом также создан и приступил к работе центральный круглосуточный и круглогодичный пункт диспетчерского управления. Федеральное финансирование мероприятий, связанных с пожарной безопасностью, увеличено более чем в 4 раза – с 2,2 млрд рублей в 2010 году до 9,5 млрд рублей в текущем году.

Все эти деньги – уже в регионах. Из 9,5 млрд рублей 4,5 млрд руб. – субвенции на осуществление противопожарных мероприятий, 5 млрд рублей – субсидии бюджетам регионов на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудование пожарно-химических станций. Аналогичная сумма запланирована в бюджетах 2012 и 2013 годов. Для усиления координации взаимодействия федеральных и региональных органов власти по обеспечению противопожарной безопасности в лесах создана Межведомственная рабочая группа. В её состав вошли представители Рослесхоза, МЧС России, Минпромторга России, Минприроды России, Минфина России, МВД России, Минобороны России, Минрегиона России, Минэкономразвития России, Правительства Московской области. Таким образом, необходимый комплекс мер по обеспечению подготовки к пожароопасному сезону 2011 г. Правительством принят. Сегодня посмотрим, как они работают в регионах.

Хотел бы отметить положительный опыт в работе ряда регионов по подготовке к пожароопасному сезону. Увеличены объёмы работ по содержанию дорог противопожарного назначения в Белгородской, Брянской, Калужской и Ярославской областях. В Белгородской, Костромской и Владимирской областях возросли объёмы работ по устройству противопожарных полос и барьеров. В 37 регионах созданы региональные противопожарные диспетчерские пункты. В остальных регионах эта работа завершается. В этой связи прошу обратить особое внимание на эту работу руководство Республики Коми, Новгородской, Рязанской, Ивановской, Воронежской, а также Липецкой областей.

Прошу руководителей регионов также уделить особое внимание завершению создания специализированных учреждений по охране лесов от пожаров, утверждению планов тушения пожаров, проведению в полном объёме учений по подготовке к пожароопасному сезону. Подчеркну, неисполнение регионами переданных полномочий в области лесных отношений повлечет за собой персональную ответственность должностных лиц. Отдельная задача – решение вопросов, связанных с обводнением торфяников в Московской области. Этот вопрос – на особом контроле. По территории области сохраняются точечные торфяные пожары. Руководству Московской области рекомендовано ускорить работы по обеспечению обводнения торфяников». Взято с http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=9093

Правительство, видимо, не представляет себе даже финансовую сторону дела. В частности, в своем выступлении Зубков сообщил, что "Федеральное финансирование мероприятий, связанных с пожарной безопасностью, увеличено более чем в 4 раза – с 2,2 млрд рублей в 2010 году до 9,5 млрд рублей в текущем году. Все эти деньги – уже в регионах. Из 9,5 млрд рублей 4,5 млрд руб. – субвенции на осуществление противопожарных мероприятий, 5 млрд рублей – субсидии бюджетам регионов на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудование пожарно-химических станций".

В реальности 5 миллиардов рублей субсидий регионам на приобретение лесопожарной техники пока до регионов не дошли и в ближайшее время вряд ли дойдут, хотя бы потому, что правительством не утверждено распределение их между регионами. Но даже если эти деньги дойдут до регионов в самые ближайшие дни (что маловероятно), с учетом времени, необходимого на размещение заказов на технику, на ее поставку заказчикам, постановку на учет, исправление заводских недоделок и дефектов, укомплектование и т.д., работать эта техника в сезон пожаров 2011 года уже не сможет.

Что касается субвенций, то их действительно стало больше, но увеличение будет полностью съедено увеличившимися трудозатратами на поддержание отраслевого бумагооборота и обслуживание всевозможных проверок - масштабы того и другого серьезно увеличились по сравнению с прошлым годом. Часть субвенций тем или иным способом придется потратить на закрытие прошлогодних долгов перед организациями, тушившими пожары - иначе эти организации в 2011 году привлечь к тушению новых пожаров не получится. Плюс инфляция и прочие мелкие неприятности... Так что в итоге денег на тушение лесных пожаров из состава субвенций будет примерно столько же, сколько было в прошлом году. А 2,2 миллиарда рублей (как, впрочем, и 4,5 миллиардов) - это слишком маленькое финансирование для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень пожарной безопасности в лесах. Взято с http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=9093

Примерно так же считает и руководитель Рослесхоза Глава Рослесхоза доволен уровнем подготовки регионов к пожароопасному периоду "Российская газета" - www.rg.ru 01.04.2011, 15:08 Глава Рослесхоза Виктор Масляков доволен уровнем подготовки в российских регионах к пожароопасному периоду. Об этом он сообщил сегодня журналистам по итогам видео-конференции в правительстве РФ по профилактике лесных пожаров. По прогнозам Гидрометцентра, пожароопасный период для юга России наступит в этом году с середины апреля, а для центральных регионов - в первую декаду мая. "У нас ощущение хорошее, и мы видим, что регионы очень активно включились в процесс подготовки к пожароопасному периоду", - сказал Масляков, упомянув, однако, что все-таки "проблем много, поскольку они копились годами".

По оценке главы Рослесхоза, принятые в последние месяцы решения по финансированию, законодательному обеспечению работы по охране лесов и изменения в Лесной кодекс "дают возможность сегодня регионам управлять ситуацией и нормально строить свою работу".

Довольны в ведомстве и активностью регионов в плане предложений по совершенствованию этой системы. Так, сегодня на совещании прозвучало предложение активизировать внеплановые проверки лесничеств и пожарных станций. Использование выделенных регионам средств из федерального центра Масляков оценивает, как достаточно эффективное. Он напомнил, что 5 млрд было направлено из федерального бюджета только на формирование пожарно-химических станций /ПХС/ третьего типа, которые укомплектованы тяжелой техникой и будут отвечать за лесные участки площадью более 500 тыс га, ликвидировать в случае возникновения крупные лесные пожары. В совокупности к этой сумме регионы добавили 3,5 млрд рублей. "За 5 млрд рублей мы спокойны, работа идет с софинансированием районов", - ответил он на вопрос об освоении федеральных средств. "Что касается в целом в этом году софинансирования - 33 млрд рублей из федерального бюджета выделено на лесное хозяйство, 6,5 млрд - из региональных", - добавил он. По словам Маслякова, новые мощные пожарные части уже практически готовы к работе: "сейчас регионы готовят помещения и начинается поставка техники". Источник: ИТАР-ТАСС

Сезон лесных пожаров начался, и по традиции предыдущих лет Рослесхоз и МЧС не считают нужным информировать граждан о происходящем, и не включают сведения о природных пожарах в материалы, публикуемые на их официальных сайтах. В сводках чрезвычайных ситуаций, ежедневно публикуемых на официальном сайте МЧС, информация о природных пожарах в период с начала года по 1 апреля включительно не появлялась ни разу.

На официальных сайтах Рослесхоза и ФГУ "Авиалесоохрана" информация о текущей пожарной обстановке отсутствует. Сайт подведомственного МЧС Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) вообще находится на стадии разработки, полезной информации на нем почти нет. При этом природные пожары действуют уже в значительном числе регионов России - пока в основном палы сухой травы и тростника, но начинаются уже и пожары в лесах, были крупные пожары в заповедниках и на других особо охраняемых природных территориях, уже сгорели от палов сухой травы первые дачные дома и хозяйственные постройки, возникала угроза объектам топливно-энергетического комплекса. Ситуация с пожарами на природных территориях развивается быстрее, чем год назад, а реакция органов государственной власти на начинающуюся пожарную катастрофу столь же неадекватна, как в начале 2010 года. (взято с http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=9091)

Тактика и стратегия руководства абсолютно не изменилась. Замалчивание, лукавство (а фактически беззастенчивая ложь), а с момента, когда все перейдёт за критическую отметку- поиск стрелочников. Стрелочниками заранее назначены работники лесного хозяйства… По сути, несмотря на все обещания и заверения «власть имущих», граждане как были, так и остались абсолютно беззащитными от «природных» пожаров и на это лето. Власти остались глухими к требованиям своего народа….

Боже, спаси Россию, дай дождливое лето…

http://forum-msk.org/material/economic/5949782.html

Источник: 
Автор: Сергей САХАРКОВ