Россияне хотят выбирать, но не знают кого
Большинство российских граждан недовольны положением в стране, избирательной системой и нынешней властью, но на выборах все равно победят "тандем" и "Единая Россия".
Об этом свидетельствуют опубликованные в четверг результаты первого опроса "Левада-центра", посвященного предстоящим выборам в Госдуму.
Эксперты уверены, что в нынешнем избирательном цикле политических перемен не случится - слишком смутны и не конкретны чаяния электората.
Самым сенсационным результатом стало практически единодушное (73% против 11%) желание вернуть в избирательные бюллетени графу "против всех", отмененную в 2006 году.
Единоросс Владимир Плигин, возглавлявший как тогда, так и сейчас комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, объяснил это "необходимостью повышения политического сознания и активности избирателей, ответственности кандидатов и политических партий".
"Я голосую против всех!"
Так пел лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров в кинокомедии "День выборов". Песня с нецензурным припевом блестяще передала настроение немалой части граждан - послать всех подальше, с хохотом продемонстрировать кукиш и политике, и кандидатам, и избирательной процедуре.
"Растет неудовлетворенность системой выборов, падает рейтинг "Единой России", и люди хотят иметь графу, в которой они могли бы выразить свое неудовольствие власти, при этом не видя партии, которой они могли бы доверять", - заявил Русской службе Би-би-си декан факультета политологии Высшей школы экономики Марк Урнов.
"Тот искусственный выбор, к которому наши власти привели население, ему не нравится", - соглашается ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин.
Некоторые наблюдатели видят в стремлении вернуть графу "против всех" позитивное явление.
"Эти результаты показывают полное отчуждение народа, тотальное отторжение любых предложений власти. Отмена пункта "против всех", отмена выборов депутатов по одномандатным округам - результаты правления Путина. И народ это отвергает", - говорит депутат-коммунист Сергей Обухов.
"Общество всегда хотело, чтобы в бланках был пункт "против всех". Сейчас власть находится в тупике, она пытается что-то менять, не меняя ничего, но нельзя постоянно показывать декорации вместо реальных действий", - прокомментировал итоги опроса политолог Александр Кынев.
Однако Марк Урнов считает такое настроение "инфантилизмом".
Он напоминает, что при дележе думских мандатов голоса избирателей, поставивших галочку в графе "против всех", плюсуются партиям, преодолевшим семипроцентный барьер, и в выигрыше окажется, прежде всего, та из них, которая наберет относительное большинство голосов, то есть "Единая Россия".
"А если представить себе чудо - "против всех" проголосуют свыше пятидесяти процентов - то выборы будут признаны несостоявшимися. И дальше что?" - недоумевает эксперт.
По мнению Урнова, избирателям, недовольным властью, следует не капризничать, а выбрать, с их точки зрения, наименьшее из зол среди партий, представленных в бюллетенях.
Кроме того, если кому-то так уж хочется голосовать "против всех", такая возможность есть и сейчас: для этого надо поставить галочки против названий нескольких партий, и бюллетень признают недействительным.
"Избиратели считают порчу бюллетеня хулиганством, - поясняет Павел Салин. - При этом они хотят графу "против всех", чтобы власть понимала, что вот столько-то людей проголосовало против этой самой власти".
С голосованием против чего-нибудь в России проблем никогда не было. Хуже обстояло дело с выбором "за".
Синдром Онегина
По данным проводившихся в последние годы опросов на самые различные темы, от отношения к НАТО до отношения к гей-парадам, либеральных взглядов последовательно придерживаются около 15% россиян.
Этого достаточно, чтобы либеральная партия, при грамотной предвыборной кампании и отсутствии административного давления, создала в Думе свою фракцию. Но говорить о массовой популярности либеральной идеи не приходится. Тем более, что россиянам еще с 1990-х годов идея традиционно нравится больше, чем имеющиеся в наличии либералы.
По мнению экспертов, существует достаточно широкий запрос на систему ценностей, которую Павел Салин охарактеризовал как "национализм с человеческим лицом", а Марк Урнов без обиняков назвал фашизмом: национальная идея, сильная власть, социальная справедливость, капитализм, но без "слишком богатых".
Однако этот товар на идеологическом рынке уже предлагают ЛДПР и "Патриоты России". При этом поддержка партии Жириновского устойчиво находится на уровне 10-12 процентов, а "Патриоты", по данным социологов, вообще в Думу не проходят.
Чем-то сегодняшняя Россия похожа на Евгения Онегина, который, по определению Белинского, "не знал, чего он хочет, зато хорошо знал, чего он не хочет".
За честную конкуренцию и плюрализм
По данным Левада-центра, россияне хотят снижения барьера для прохождения партий в Думу (46% против 28%) и возвращения выборов по одномандатным округам (49% против 16%).
43% выступают за реальную многопартийность. Нынешняя ситуация, когда в парламенте все решает одна партия, устраивает 36%.
59% россиян считают выборы "борьбой бюрократических кланов за доступ к госбюджету", и лишь 28% - "всенародным действием".
53% уверены, что будет "лишь имитация выборов, а распределение мест в Думе произойдет по решению властей". Противоположной точки зрения придерживаются 35%.
54% респондентов прогнозируют широкое применение "грязных технологий", и только 29% ожидает честных и законных выборов.
"Доверие к институту выборов снижается последние шесть лет, - констатирует председатель Межрегионального объединения избирателей "Голос" Андрей Бузин. - Еще в 1999 году выборы были конкурентными, в 2003-м и 2007-м ситуация становилась все хуже и хуже".
Нет такой партии!
Марк Урнов смотрит на ситуацию неоднозначно.
"Вот это "глас народа - глас Божий", вот это будет обязательно!" - заявил он, комментируя предчувствия избирателей касательно фальсификаций и подтасовок.
С другой стороны, по мнению эксперта, разговоры о том, что "голосуй, не голосуй - все равно проиграешь" нередко служат для избирателей оправданием отсутствия у них гражданской позиции.
В начале 1990-х годов, напоминает он, на каждом участке присутствовало несколько наблюдателей как от демократов, так и от коммунистов, а сегодня невозможно найти людей, готовых бесплатно пожертвовать выходным днем.
Когда большинство определенно хотело Ельцина, тот побеждал, несмотря ни на что, а весьма скептически настроенный по отношению к российской политической системе Григорий Явлинский однажды высказался в том духе, что путем подтасовок можно натянуть из 49 процентов 52, но сделать из двадцати пятьдесят невозможно.
"Дикая апатия", - говорит Урнов.
"Если новый Ельцин и появится, то не раньше, чем к следующей кампании, - убежден Павел Салин. – Нет сегодня такого кандидата или партии".
Закономерный итог
В результате, при всем недовольстве избирателей существующим положением, новая Дума, по данным Левада-центра, практически не будет отличаться от нынешней.
Когда социологи спросили россиян не об их туманных пожеланиях, а о конкретных электоральных намерениях, то выяснилось, что "Единая Россия" может рассчитывать на 53,6% голосов, что ниже установленной ею самой цели в 60%, но при помощи пропагандистской кампании и административного ресурса рубеж вполне может быть взят.
КПРФ предварительно набирает 18,3%, ЛДПР 12%, "Справедливая Россия" балансирует на грани прохождения в Думу.
Отрицательный рекорд
В тот же день другой социологический центр, Фонд "Общественное мнение", опубликовал данные ежемесячного опроса об отношении россиян к первым лицам государства.
Он показал самое низкое доверие к Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину, выражаясь языком синоптиков, "за всю историю наблюдений".
По результатам на 23-24 июля, Медведеву доверяют 43% граждан против 49% в 2008 году, когда он был избран президентом, и 62% в январе 2010 года, когда был зафиксирован максимальный рейтинг.
Уровень недоверия президенту с января повысился с 14% до 23%, хотя прежде он не поднимался выше 15%.
Путину доверяет ровно половина граждан. С третьего квартала 2009 года число его сторонников сократилось почти в полтора раза.
Антирейтинг Путина с начала 2011 года вырос с 13% до 21%.
Такая тенденция Нажать неуклонно прослеживается
с начала года.
"Левада-центр" также спросил россиян об их отношении к Медведеву и Путину, хотя в несколько иной редакции.
40% хотят, чтобы в выборах 2012 года участвовали и Медведев, и Путин, а 23% не желают голосовать ни за одного, ни за другого.
На вопрос, кого они хотели бы видеть следующим президентом, 27% назвали Путина и 18% Медведева, что в совокупности составляет меньше половины электората.
Альтернативы не видно
Тем не менее, эксперты находят эти новости неприятными, но не драматичными для участников "тандема". Несмотря на усиление критического отношения к ним в обществе, солидарный "кандидат Кремля" по-прежнему имеет все шансы победить уже в первом туре.
"В целом, все достаточно устойчиво и стабильно. Ничего не произошло и не случилось", - успокаивает президент ФОМ Александр Ослон.
"О критическом снижении уровня доверия президенту и премьеру говорить не приходится. При этом отрыв обоих участников тандема от ближайших соперников кратный", - говорит генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, объясняя изменения общественных настроений воздействием "летнего сезонного фактора".
"Любой из членов "тандема" победит в силу отсутствия конкуренции и альтернативы", - резюмирует Марк Урнов.
Артем Кречетников
bbc.co.uk