Реформа образования
Рамазан Беданоков:
По качеству образования не можем подводить президента
Правительство России разрабатывает программу развития школ. Основные идеи были озвучены недавно Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным.
Среди задач и повышение на 30 процентов заработной платы учителям и создание мощных образовательных центров в регионах. Президент РФ Дмитрий Медведев высказал пожелание, чтобы министерство образования и науки Российской Федерации уже к осени подготовило окончательный вариант нового закона об образовании. О том, как обсуждаются эти вопросы в регионах, в частности в Республике Адыгея, мы беседуем с министром образования и науки Республики Адыгея Рамазаном Аслановичем Беданоковым.
- Безусловно, готовящаяся реформа образования в России получила широкий резонанс и в нашем регионе. В республике принята долгосрочная целевая программа развития образования на 2011- 2015 годы. Однако, должен заметить, что в отличие от ФЦП в нашей есть существенные нюансы. Так в новой программе сохранены все те направления, которые работали ранее в рамках нацпроекта в образовании. Это касается, в частности, поставок, приобретения для школ учебного, лабораторного, медицинского оборудования, спортинвентаря, школьных автобусов. Это – установка президента РА, поскольку на федеральном уровне эти направления нацпроекта были приостановлены, а потребность субъекта в их реализации – велика.
Кроме этого, мы учли все направления федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, которая предусматривает комплекс мер по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Современная школа призвана раскрыть личность - потенциал детей, стремление к знаниям, духовности, здоровому образу жизни. Школа готовит ребят к их будущей профессиональной деятельности, которая уже точно будет сопряжена с веком инновационных технологий, с требованием времени к школе.
Без сомнения, учитываем в республиканской программе и профессиональную подготовку. Немаловажно отметить, что по сравнению с предыдущей программой, которая завершилась в 2010 году, бюджет на реализацию новой республиканской ФЦП на 2011 - 2015 годы увеличится более чем в два раза и составит 160 млн. рублей.
Нужно отметить еще один__приоритет в республиканском образовании – работа с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Так называемые ресурсные центры при университетах выявляют талантливую молодежь. В частности в Республиканской естественно-математической школе при Адыгейском государственном университете на шести отделениях: математика, физика, химия, биология, компьютерные науки, история и культура адыгов. Преподавателями университета проводятся занятия для более 1 000 школьников из всех муниципальных образований республики.
По итогам участия в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников и других конкурсных мероприятиях представители Республики Адыгея ежегодно становятся лауреатами премии Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Только в прошлом году 2 наших учащихся удостоены грантов в размере 60 тыс. руб., 16 – по 30 тыс. руб., а в соответствии с Указом Президента Республики Адыгея 10 наиболее отличившихся представителей молодежи республики, обладающих неординарными способностями и ярко выраженным талантом, имеющих выдающиеся успехи в учебе, научных исследованиях, спорте, получивших широкое общественное признание, награждены республиканскими премиями в размере 10 тыс. рублей каждый.
Кроме этого, 93 школьникам и студентам учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования за особые успехи в обучении установлены и выплачиваются ежемесячные Президентские персональные стипендии в размере от 500 до 1 200 рублей каждая.
Республика Адыгея имеет многолетний опыт проведения заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников по различным учебным предметам.
В 2010 году финальный этап 36-й Всероссийской олимпиады школьников по математике, проводимый в республиканской столице уже в четвертый раз, носил характер международного. Его участниками были школьники из Китая, Болгарии и других стран, которые с удовольствием приезжают в Адыгею на столь престижные конкурсы. Безусловно, как отмечено министром образования и науки РФ, это следствие условий, созданных в республике для проведения подобных мероприятий. Не случайно и Президент РА Аслан Тхакушинов отметил важность данных мероприятий для Адыгеи. Это, по словам главы республики, является своеобразным признанием заслуг региона в сфере образования.
По инициативе Президента Республики Адыгея Аслана Китовича Тхакушинова, начиная с 2008 года, в республике осуществляется оказание поддержки на конкурсной основе муниципальным ДОУ и педагогам муниципальных ДОУ, внедряющим инновационные формы работы, обеспечивающие успех. За последние три года по итогам конкурсного отбора 30 муниципальных дошкольных образовательных учреждений удостоены денежной премии в размере 300 тыс. рублей каждая (всего 9 млн. рублей). Руководители муниципальных ДОУ - победители конкурсного отбора, направляют средства государственной поддержки (премии) на приобретение мебели, компьютерной техники (оргтехники), игрового, оздоровительного оборудования, программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
На оказание финансовой поддержки лучшим педагогам муниципальных дошкольных образовательных учреждений из республиканского бюджета за три года выделено 6 млн. рублей, которые вручены 179 педагогам-победителям и призерам конкурсного отбора.
Следует отметить, что в 2010 году профессиональный конкурс педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений проходил необычно. Путь к победе был усложнен тем, что участники Конкурса кроме заочного этапа должны были пройти и очный этап, то есть показать себя в деле. Право участия в очном этапе Конкурса в соответствии с Положением о Конкурсе, утвержденном Министерством образования и науки Республики Адыгея, получили 9 педагогов, набравшие наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам республиканского (заочного) этапа Конкурса. Победителями очного этапа конкурса стали 3 педагога, набравшие наибольшее количество баллов по результатам очного этапа Конкурса. Им вручена денежная премия в размере 80 тыс. рублей каждая. 6 педагогов из участников очного этапа Конкурса стали обладателями денежной премии в размере 50 тыс. рублей каждый. Призерами заочного этапа Конкурса стали 38 педагогов муниципальных ДОУ - обладатели денежной премии в размере 30 тыс. рублей каждый.
Что касается последней инициативы Правительства России – повышения заработной платы учителям школы на 30 процентов, поручения Председателя правительства РФ Владимира Владимировича Путина подготовить соответствующие документы и начать выплаты с 1 сентября текущего года, нас, руководителей органов управления образованием в регионах собирали в Москве по этому вопросу, рассматривался он и на региональном уровне. Что требуется от субъектов? Необходимо подготовить план действий по реализации принятых обязательств, исходя из того, что зарплату будет обеспечивать региональный бюджет, а федеральные субсидии пойдут на модернизацию общего образования. Мы свои предложения, замечания уже представили в федеральное министерство образования и науки. В настоящее время на уровне субъекта разрабатываются проекты изменений в нормативные правовые акты, разрабатываются схемы , по которым будем действовать.. Естественно будет пересмотрен бюджет республики. До 1 августа мы уже должны выйти с соответствующим документом, с обозначенной суммой, которая пойдет на выплаты педагогам уже с 1 сентября. Полагаю, все будет подготовлено своевременно.
Данный вопрос на контроле Президента, Кабинета министров Республики Адыгея, поддерживается депутатским корпусом республики, региональным отделением Единой России.
ЕГЭ и малые академии
– Если говорить в общем, показатели результатов единого государственного экзамена из года в год в республике улучшаются. Средний тестовый балл на 2-3- балла у выпускников школ республики выше по большей части предметов итоговой аттестации, чем среднероссийский. В организационном плане Республика Адыгея не испытывает трудностей в проведении ЕГЭ потому, что с первого дня его введения в России участвует в этом процессе ежегодно, в этом году уже девятый раз. Анализируются и устраняются недостатки, допущенные прежде. Кстати, существующая тенденция, что дети хорошо сдают ЕГЭ, получают высокие результаты в республике, поступают в московские и другие престижные вузы России, а после первого семестра их отчисляют, к Адыгее не относится. Все наши выпускники, поступившие после успешной сдачи экзаменов в вузы страны, продолжают учиться успешно. Республике не приходится краснеть за своих выпускников. Даже жаль, что талантливая молодежь, хорошие специалисты зачастую остаются на постоянное место жительства в тех городах, где учатся.
Безусловно, в проведении ЕГЭ, в связи с реформой образования, новыми стандартами в образовании в частности, в старших классах, то, о чем сейчас идет полемика, споры – об основных предметах по выбору дисциплин и стыковка предметов, возможны изменения, дополнения. Однако, ЕГЭ уже девять лет в работе, он прочно поставлен на рельсы и по ним уже будем двигаться.
Нельзя не отметить факт личного участия Президента Республики Адыгея в вопросах, касающихся модернизации системы образования, изначально его роли в этих процессах, контроля, поручений. Отсюда и более чем в два раза возросший объем финансирования отрасли, отсюда – продолжение реализации всех осуществлявшихся ранее направлений системы образования. Более того – поддержка с его стороны дистанционного образования детей с ограниченными возможностями, соответствующее финансирование этих программ из республиканского бюджета. На сегодня 85 детей-инвалидов, которые не могут посещать школу, обучаются с использованием дистанционных технологий на дому - от первого и до последнего класса. Ведется строительство школ, их реконструкция. По инициативе президента, при его поддержке закончено строительство новой школы в Адыгейске с плавательным бассейном, новая школа для детей-инвалидов с нарушениями зрения и слуха.. В ближайшей перспективе из республиканского бюджета будут выделены средства на строительство еще одного детского сада, и этот процесс не останавливается, поскольку потребность в этом в Адыгее есть. И, естественно, по качеству образования мы не можем подводить президента.
Образовательный стандарт
С 1 сентября в обязательном порядке начальная школа переходит на новый образовательный стандарт. О том, как это происходит в Республике Адыгея, рассказывает начальник отдела общего и дошкольного образования Светлана Махмудовна Воздамирова.
Апробация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения началась в Республике Адыгея с 1 сентября 2009 года в 10 государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. На первом этапе участники апробации отрабатывали механизмы организации внеурочной деятельности обучающихся. Следует отметить, что в основном к участию в апробации были привлечены учителя и школы-участники приоритетного национального проекта «Образование». Это объясняется тем, что органы управления образованием муниципальных районов и городских округов отбирали школы для участия в апробации по определенным критериям, одним их которых была «готовность» образовательного учреждения к апробации, принимали ли эти школы участие в других проектах, учитывалась также «мотивированность» педагогического коллектива и руководителя образовательного учреждения. В сентябре-ноябре 2009 года проекты, представленные школами, прошли экспертную оценку комиссии Министерства образования и науки Республики Адыгея, в состав которой вошли и представители ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет» (далее – АГУ). По итогам экспертной оценки проектов 8 общеобразовательным школам присвоен статус региональной экспериментальной площадки на 2010–2013 годы.
Занятия по внеурочной деятельности проводили учителя-предметники, учителя начальных классов, преподаватели учреждений дополнительного образования. По результатам мониторинга число педагогов учреждений дополнительного образования от общего числа педагогов, привлеченных к проведению внеурочных занятий, составило 17,5%. Преподаватели учреждений дополнительного образования привлекались в основном для проведения внеурочных занятий по таким направлениям как: спортивное, художественно-эстетическое, научно-познавательное.
В рамках реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Республике Адыгея в текущем 2010-2001 учебном году в апробации введения ФГОС НОО участвуют 36 школ. Необходимо отметить, что по сравнению с прошлым учебным годом в текущем учебном году доля общеобразовательных учреждений республики, участвующих в апробации стандартов нового поколения, увеличилась в 3,6 раза (2009 г. – 10 школ, 2010 г. – 36 школ), доля учащихся возросла в 10,5 раза (2009 г. – 591 чел., 2010 г. – 1470 чел.).
Первый год апробации ФГОС НОО показал, что введение нового стандарта является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешную организацию, является постоянное научное и методическое сопровождение стандарта, включая консультирование и обучение всех организаторов и участников организации этого процесса. В течение 2009–2010 годов Министерством образования и науки Республики Адыгея совместно с АРИПК проведено несколько выездных республиканских семинаров-совещаний для руководителей и специалистов органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, руководителей городских и районных методических объединений, учителей начальных классов с целью подготовки участников по организации введения нового стандарта. Тематика семинаров: «ФГОС: от теоретических вопросов к практической реализации». Среди основных вопросов, которые обсуждали участники семинаров, были такие, как: стратегия введения ФГОС НОО в муниципальных образованиях, знакомство с различными моделями введения ФГОС НОО на муниципальном уровне, проблемы и риски, связанные с введением ФГОС НОО, готовность образовательных учреждений к реализации ФГОС НОО.
Практика апробации стандарта в течение двух лет показала, что необходимо осмысление самого стандарта, не только представителями управленческого звена, но и самими педагогами, в первую очередь учителями начальных классов; принятие ими стандарта как компонента, который будет определять жизнь школы на протяжении следующих лет. Предстоит изменить мышление педагогов, настроить их на инновационный лад, подготовить к восприятию новизны стандарта и научить методам деятельностной педагогики. И это самая сложная задача, которую предстоит решать. Другой важный момент – это повышение квалификации учителей, в первую очередь учителей начальных классов, а также директоров и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, курирующих начальную ступень обучения. Вопросы финансового обеспечения, создания условий, предусмотренных стандартом, потребуют многих умений от директоров школ. Не секрет, что сегодня в Республике Адыгея, как и в целом по России, очень мало школ, которые в полной мере будут отвечать всем требованиям по критериям перехода на новый стандарт. И тем не менее поэтапная работа в этом направлении планомерно проводится в республике.