Парламент. Республика Адыгея. Практика
Анатолий ИВАНОВ:
Политические страсти – одно, для нас же важно работать эффективно
Уже по сложившейся традиции в начале года «ЮФ» проводит интервью с председателем Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея А.Г. ИВАНОВЫМ.
– Анатолий Георгиевич, у вас огромный опыт парламентской работы. Вы возглавляете Госсовет РА с апреля 2007 года, до этого времени исполняли обязанности председателя, были заместителем, избирались депутатом четвертого созыва, возглавляли комитет. Как руководитель республиканского парламента как оцениваете работу законодательного органа РА за весь период пятого созыва?
– Этот период особо отмечен тем, что пришлось работать в довольно сложных условиях, вызванных пресловутым финансовым экономическим кризисом. Тем не менее, парламент Республики Адыгея не допустил сбоя ни по каким направлениям, все комитеты отработали добросовестно. Всё запланированное выполнили. Мы вполне осознавали, что, живя на Северном Кавказе, в нашей маленькой многонациональной республике, социальная напряженность в регионе могла иметь весьма негативные последствия. Но руководство республики, парламент делали всё возможное, чтобы не допустить всплеска страстей, в частности, связанных с безработицей, которые проявлялись в соседних северокавказских республиках. Мы искали пути и контролировали ситуацию. Были приняты соответствующие решения, в частности по налогам для предпринимателей и по безработице. С помощью федерального центра нам удалось ее снизить в этот период более чем наполовину. Нельзя сбрасывать со счетов и заслуги нашего мирного населения, которое с пониманием относилось к проблемам республики, связанным с кризисом. Всё это как раз и консолидировало наше общество больше, чем раскалывало. Считаю, в этом плане мы неплохо поработали для поддержания стабильности в регионе.
Здесь не могу не отметить и фактор «Единой России», фракция которой в республиканском парламенте является основной организующей. Она выступала в роли стабилизатора во всех ситуациях. Помогал нам и тесный контакт со всеми иными партиями, которые представлены в Госсовете. Политические страсти больше свойственны федеральным парламентариям, а для нас важно больше работать. За нами стоят люди, которым каждый день нужна наша поддержка. Мы с ними общаемся, встречаемся и на уровне Госсовета, и на уровне округов – в селах и аулах. И, думаю, та стабильная ситуация, которая есть сегодня в Адыгее, создана в том числе и благодаря работе депутатского корпуса. Мы все решали важные для населения задачи сообща.
– В чем еще особенности работы парламента пятого созыва?
– В соответствии с законодательной инициативой Президента Республики Адыгея А.К. Тхакушинова внесены изменения в Закон Республики Адыгея от 13 февраля 2008 года № 148 «Об уполномоченном по правам человека в Республике Адыгея» в части обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановления нарушенных прав ребенка, а также оптимизации деятельности уполномоченного. Так, ст. 12.1 Закона в редакции от 8 ноября 2010 года № 385 к основным задачам уполномоченного относит: содействие восстановлению нарушенных прав граждан; обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановление нарушенных прав ребенка; правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Одна из особенностей – в 2010 году в парламенте республики впервые был заслушан отчет уполномоченного по правам человека Анатолия Яковлевича Осокина. Это наш бывший парламентарий, возглавлявший ранее в парламенте комитет. Просмотрели и заслушали его доклад не как с точки зрения бумажного творчества, а действенного подхода к существующему вопросу, связанному с проблемами человека, какие вопросы волнуют, как решаются.
Некоторые предложения, инициативы депутатов сейчас, что называется, в разработке, далее, полагаю, станут результативными. Поэтому мы должны с учетом того что время сегодня иное, работать на перспективу, правильно расставлять акценты.
И как бы то ни было, парламент РА отработал этот созыв добросовестно. Мы всегда открыты для диалога с избирателями и не уходили от решения проблем. Каждый комитет, депутат вел прием граждан у себя в округах, мы также ведем прием. И в большинстве случаев помогаем тем, кто к нам обращается, за небольшим исключением, когда вопросы должны решаться в ином правовом поле – связанные, к примеру, с судебными органами.
И Президент Адыгеи Аслан Китович Тхакушинов отмечал, что Госсовет отработал без сбоев на высоком профессиональном уровне.
– В чем, на ваш взгляд, будут отличаться предстоящие выборы от предыдущей компании?
– Мы знаем, что время быстротечно. За пять лет происходит очень многое, и молодежь подрастает, сменяются поколения. Сегодня на выборы приходит то поколение, которое родилось в 90-е годы, отмеченные хаосом и нестабильностью. Сложность в том, что это поколение воспитывались в иной среде, у них иные ментальность, взгляды. В то же время партийные догмы, идейный посыл, которые существовали в доперестроечное время, продвигаемые существовавшей в то время партийной системой, сегодня отступают. На первый план должен выходить социальный аспект: что тот или иной претендент в парламент может предложить для улучшения социальной составляющей в регионе? Как реализовать то, что пока в мыслях и на бумаге? Как люди будут жить, растить детей, в это непростое время, к чему мы придем? Вот на эти практические вопросы надо сегодня отвечать, идя на выборы.
– Депутатами парламента РА принят целый блок законов, связанных с изменениями избирательного законодательства республики. Что здесь нового?
– В целях повышения гарантий представительства политических партий и совершенствования выборного законодательства в Закон Республики Адыгея от 4 августа 2005 года № 351 «О выборах депутатов Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея» внесен ряд изменений.
В соответствии с последними редакциями Закона политическая партия, желающая принять участие в выборах, при выдвижении списка кандидатов должна сформировать в его составе до 27 региональных групп. Учитывая необходимость улучшения представительства партий, допускается создание партиями и меньшего числа региональных групп, но не менее 14-ти. В каждой региональной группе может быть не меньше двух и не больше пяти кандидатов. Общереспубликанская часть списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать в себя не более трех кандидатов. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз. Если партия не сможет сформировать 14 региональных групп в составе списка, то она лишается возможности участия в выборах по единому избирательному округу. Если одна их 14 групп представленного в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея партийного списка по каким-либо причинам распалась, то партия также снимается с выборов.
Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется либо партией, либо путем самовыдвижения. Партия может выдвинуть не только своих членов, но и граждан, не являющихся членами партии. Общее число кандидатов по одномандатным избирательным округам ничем не ограничено. Решения о выдвижении списков кандидатов принимаются на съездах и конференциях партий либо их региональных отделений в соответствии с положениями уставов партий.
Мир и стабильность – наши приоритеты
– Насколько продуктивно работал республиканский парламент в 2010 году?
– Здесь я без цифр не обойдусь. Но только они могут охарактеризовать весь масштаб нашей работы. Итак, в 2010 году мы провели 10 заседаний Госсовета – Хасэ Республики Адыгея, на которых рассмотрено 260 вопросов, принято 93 закона РА, из них 22 «базовых» и 61 закон республики по внесению изменений в действующие законы, внесены две поправки в Конституцию Республики Адыгея, 8 законов – по признанию утратившими силу законов и отдельных статей законов РА. Приняты и направлены 7 обращений Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея к федеральным органам государственной власти с различными предложениями, принято 266 постановлений, из них 34 – по отзывам на проекты федеральных законов, 1 – по поддержке законодательных инициатив субъектов РФ. Заслушано 18 информаций кабинета министров, в том числе в рамках «правительственного часа» – 13. Рассмотренные вопросы затрагивают проблемы различных сфер жизнедеятельности республики, в том числе: государственная власть и местное самоуправление – 93 (35,7 %), бюджетно-финансовые отношения и экономические вопросы – 51 (19,6 %), социальные отношения, здравоохранение – 29 (11,2 %), культура, спорт, аграрная политика, экология и природопользование и многие другие.
Безусловно, деятельность республиканского парламента была направлена на реализацию основной функции законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Адыгея – дальнейшее формирование и совершенствование региональной нормативно-правовой базы, а также приведение республиканского законодательства в соответствие с требованиями федерального.
Приоритеты в работе определялись Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегией развития России до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, разработанной по инициативе Президента Адыгеи Аслана Китовича Тхакушинова. В работу депутатов были внесены некоторые коррективы, обусловленные системным экономическим кризисом и финансовой нестабильностью: важно было выработать в данных условиях конкретные меры, направленные на снижение уровня безработицы, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, выполнение всех социальных обязательств. О чем говорилось уже выше.
В истекшем году проведена значительная работа, в частности, по разработке и принятию законодательных актов, обеспечивающих реализацию федеральных законов, законодательному обеспечению антикризисных мер, ориентированных на поддержание социально-экономической стабильности в Республике Адыгея, – законодательному обеспечению и реализации президентских инициатив по преодолению коррупции.
Важным направлением законотворческой деятельности Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея в 2010 году явилось совершенствование законодательства о социальном развитии. Именно вопросы социальной направленности – всегда наиболее актуальны. Это – цены и тарифы на коммунальные услуги, охрана здоровья, обеспечение льготных категорий граждан лекарственными средствами и их ценообразование, рост потребительских цен, обеспечение жильем многодетных и особо нуждающихся семей и многое другое.
– В одном из интервью «ЮФ» глава Адыгеи Аслан Китович Тхакушинов говорил о преимуществах РА с весьма благоприятным природным климатом – здесь 300 солнечных дней в году. А каков инвестиционный климат с точки зрения законодателей?
– Одним из приоритетных направлений экономического развития республики остается реализация крупных инвестпроектов с участием российских и зарубежных партнеров. На сегодняшний день в РА качественно изменился инвестиционный климат, что позволило за последние три года увеличить объем инвестиций в основной капитал в 3,5 раза, их объем составил 44 млрд руб. В настоящее время на территории Адыгеи реализуется 40 крупных инвестиционных проектов общим объёмом свыше 41 млрд руб., направленных на развитие реального сектора экономики, и прежде всего сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и туризма.
Вопросы совершенствования налогового законодательства с целью активизации инвестиционной деятельности в республике занимают отдельный блок законодательных актов. Так, в целях увеличения доходной части республиканского бюджета РА внесены изменения, в частности в закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея» в части предоставления налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим инвестиционную деятельность в отношении отраслей и объектов, определенных важнейшими для инвестирования на период полной окупаемости вложенных средств, но не более расчетного срока окупаемости. Предлагаемые изменения направлены на уточнение налоговых льгот. При этом предоставление указанных налоговых льгот ограничено трехлетним сроком.
– Анатолий Георгиевич, вы некоторое время назад являлись председательствующим от Республики Адыгея в Южно-Российской Парламентской Ассоциации (ЮРПА), в которую входили все регионы ЮФО до образования СКФО. Теперь на Юге России два федеральных округа, и ЮРПА «раскололась» надвое. Не утратила ли своей значимости Ассоциация в связи с этим фактом?
– По этому поводу хотел бы сказать следующее. Несмотря на то что Юг России разделен теперь на два федеральных округа и, соответственно, образовалось две Ассоциации – ЮФО и СКФО, считаю, нам надо продолжать работать вместе. У нас одни задачи и проблемы. Мы продолжаем общаться, представители ЮРПА северокавказских республик звонят, как прежде, советуются. Ведь у нас опыт межпарламентской деятельности значительный, ЮРПА уже более десятка лет. И, думаю, мы будем продолжать работать консолидировано. Ведь мы все здесь, в нашем Южном регионе, что называется, варимся в одном котле, и проблемы у нас зачастую одинаковы. И поэтому мы хотим работать вместе и еще тесней.
Подтверждение сказанному – XIII Конференции ЮРПА, состоявшаяся в декабре 2010 года в Ростове-на-Дону. В мероприятии приняли участие парламентские делегации из шести субъектов ЮФО, в том числе и из Адыгеи, которую возглавлял я, двух субъектов СКФО и Республики Абхазия. В ходе конференции было принято решение о принятии в качестве ассоциированных членов ЮРПА Народного Собрания (парламента) Карачаево-Черкесской Республики и Народного Собрания Республики Ингушетия.
Межпарламентская деятельность Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея осуществлялась по нескольким направлениям: это участие в работе Совета законодателей России (Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными и представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации), сотрудничество с фракциями, комитетами и комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, с законодательными органами государственной власти других субъектов, Ассоциации экономического взаимодействия субъектов ЮФО РФ «Северный Кавказ».
Важнейшим аспектом межпарламентской деятельности Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея остается взаимодействие и сотрудничество в целях поддержания межконфессионального и межнационального согласия в Северокавказском регионе, решение актуальных социальных и экономических проблем.
Осуществление законотворческой деятельности в едином конституционном поле и установление межпарламентского сотрудничества в целях укрепления мира и стабильности на Кавказе являются приоритетными для Республики Адыгея.
Ольга МОРОЗОВА, Майкоп, Республика Адыгея