Поведенческие теории лидерства в малом бизнесе

09/08/2013 - 15:11
Читать u-f.ru на

Поведенческих теорий в области управления бизнесом пытаются описать психологию ведения бизнеса. Вместо того чтобы относиться к людям как к простым винтикам в механизме компании, поведенческие теоретики пытались понять, что действительно мотивирует работников. Малый бизнес зачастую зависит от человеческого вклада, который может помочь или потопить все предприятие. Небольшое количество рабочей силы еще больше нуждается в мотивационных руководителях. Поведенческие методы могут быть полезны в этом руководстве.

Потребности

Поведенческая теория обычно учитывает общие потребности, которые имеют все люди и которые все они стремятся удовлетворить. В соответствии с пониманием, выдвинутым психолог Абрахам Маслоу, у людей есть иерархия потребностей. Прежде всего, людям необходимо удовлетворить базовые потребности, как например, потребность в безопасности. Когда компании удовлетворяют основные потребности, они могут дополнительно мотивировать работников призывами к карьерному и личному росту. А мотивированные сотрудники значительно упрощают процесс управления предприятием.

Теория X и Y

Основываясь отчасти на эффекте Хоторна, Дуглас МакГрегор сформулировал очень влиятельную теорию поведенческого лидерства. По словам Макгрегора, работники изначально ленивы и, как только представится такая возможность, будут отлынивать от работы. Из-за этого многие лидеры делают вывод о том, что необходимо внедрять системы пристального контроля над сотрудниками с четкой иерархической структурой. Таким образом, единственный способ мотивации работников — деньги. Но согласно концепции Y — люди склонны к амбициозности, к стремлению достигать высоких результатов и выкладывать на 100%. Руководители, придерживающиеся данной концепции будут ориентироваться на раскрытие творческого потенциала своих подчиненных, а значит и методы мотивации будут заключаться в устранении барьеров на пути к личностному и карьерному росту.

Проактивное лидерство

Прежде всего, приверженцы поведенческого подхода к лидерству утверждают, что управление носит упреждающий характер. Лидеры, которые принимают активное ежедневное участие в работе, скорее всего, повысят эффективность сотрудников. Малые предприятия часто в состоянии переиграть более крупных конкурентов, потому что у них есть силы, объединяющие их вокруг общего видения. Менеджеры в малом бизнесе более склонны к тесному контакту с сотрудниками. Если вы работаете с новым коллективом и тесного контакта пока не наблюдается, рекомендуем пройти корпоративный тренинг.

Источник: 
автор:
Сергей САХАРКОВ