Быть ли кадетскому корпусу в Терском казачьем войске.Пять углов круглого стола.

26/02/2010 - 13:16
Читать u-f.ru на

Создание казачьего кадетского корпуса в Ставрополе – один из главных вопросов круглого стола, который прошел 16 февраля 2010 года в Южно-Российском лицее казачества и народов Кавказа города Железноводска. Однако собравшиеся в процессе обсуждения затронули и многие другие проблемы, касающиеся действующих образовательных учреждений с кадетским (казачьим) компонентом.

Угол первый: эмоции
Проведению этого мероприятия предшествовали ознакомительные депутатские рейды комитета Государственной Думы Ставропольского края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству. Депутаты побывали в Григорополисском профессиональном лицее имени атамана М. И. Платова, в Профессиональном лицее имени казачьего генерала С.С. Николаева (г. Михайловск), в ессентукской школе №5 и школе №19 города Пятигорска.
Открыл заседание «круглого стола» председатель вышеназванного комитета Евгений Васильевич Болховитин, подчеркнув, что инициаторами данного мероприятия является Терское казачье войско, возглавляемое атаманом Василием Павловичем Бондаревым. После чего он четко обозначил тему «О развитии кадетского (казачьего) образования в Ставропольском крае»:
- Год назад был принят закон о кадетском образовании и для его реализации требуются скоординированные действия всех ветвей: власти, казачества, общественности и СМИ.
Евгений Болховитин не скрывал своего интереса к тому, будут ли присутствовать на встрече пятигорские казаки, с которыми у него буквально полчаса назад состоялся очень темпераментный разговор. Он лично пригласил их поучаствовать в обсуждении волнующих вопросов, и, не увидев их в зале, предположил, что они, может быть, все-таки появятся.
К сожалению, этого не случилось. И все пламенные речи остались, как говорится, «за углом». Конечно, казаков можно понять, ведь кроме них практически никто не оказывает помощь учебным заведениям, имеющим казачьи классы. Но все-таки позицию «Не мешайте нам!» не назовешь правильной. Ведь, прежде всего, все казаки живут в правовом государстве, во-вторых, состоят в Терском казачьем войске и только, в-третьих, являются представителями конкретного казачьего общества. И если руководство края приезжает как раз для того, чтобы разобраться в проблемах и помочь на законодательном уровне, не стоит оставаться в стороне. Ведь именно отсутствие механизма реализации принятых законов тормозит развитие кадетского (казачьего) образования. А обиды из раздела «все равно ничего не изменится, никто нам не поможет» да и разговоры на эмоциях уж никак не исправят ситуации.

Угол второй: родители
Несмотря на то, что тема «круглого стола» была четко обозначена, выступления участников свелись в основном к уже имеющимся успешным цифрам и достижениям. Евгению Васильевичу, ведущему заседание, приходилось буквально клещами вытягивать человеческие формулировки. А куда проще было сказать, что казачьи классы – это очень хорошо! Там дети изучают историю, традиции, занимаются военно-патриотической подготовкой... Ну и давайте будем дальше развивать все это, ведь фактически в нашей сломанной стране воспитанием подрастающего поколения, кроме казачества, никто не занимается! И теперь, когда Ставрополье вошло в Северо-Кавказский федеральный округ, мы с полным правом можем говорить о создании на его территории кадетского казачьего корпуса.
Удивляет, что на вопросы Болховитина, даже во время предварительных встреч, некоторые директора обозначенных учебных заведений никак не могли сказать главного: дети хотят носить форму, хотят изучать традиции казачества и историю православия!
И так хотелось задать вопрос: «Уважаемые! А если бы в ваших заведениях не было казачьих классов? Что бы вы показали приехавшей комиссии?». Ведь вы сами с гордостью смотрите на этих ребят в черкесках, показывающих строевую подготовку и владение оружием, поющих казачьи песни и творящие молитву перед иконой.
- Мы не можем навязать родителям тот или иной тип класса, - сказала в своем выступлении замминистра образования СК Ирина Владимировна Кувалдина. – Только они вправе выбирать программу для своих детей. И никакие указы тут не помогут.
Да ведь никто и не говорит о навязывании. Просто, стоит родителям ознакомиться с теми дисциплинами, которые предполагает казачий компонент, или даже просто увидеть казачий праздник с участием других учащихся, как выбор однозначно будет в пользу казачьего класса.
- В течение трех лет у нас наблюдается положительная динамика по набору казачат, - не согласился с такой постановкой вопроса и заместитель директора Григорополисского профессионального лицея им. атамана М. И. Платова Геннадий Борисович Дюмин. – Наше заведение исконно казачье, оно построено сто лет назад и все здесь пронизано духом казачьим. Нам не приходится уговаривать родителей: они все хотят. В этот учебный год вместо 25 человек одной группы мы набрали 50! И на собственном опыте мы убедились, что альтернативы казачеству в сельской местности нет, и я это подчеркиваю! Могу привести такой пример: когда наши старушки видят молодого человека, который крестится на храм, то они сами готовы на него креститься. И все знают, что он не совершит правонарушения или хулиганского поступка.
Тут же высказалось и другое мнение: «А не слишком ли много вольностей мы позволяем? Родители выбирают образование, дети могут то или сё... Неужели никаких обязательств?» Но этот вопрос как-то остался без ответа, а тема незаметно перешла на деньги.

Угол третий: деньги
Недостаток педагогических кадров был назван в числе одной из причин, тормозящих развитие кадетского (казачьего) образования, в том числе, и открытия новых классов, осуществляющих в своих программах казачий компонент.
- К сожалению, мы имеем закон, который имеем, - справедливо заметила Ирина Кувалдина. - И когда учителя будут иметь достойные зарплаты, тогда будут и достойные кадры.
Исполняющий обязанности главы города Железноводска Александр Федорович Добровольский выразил мнение большинства присутствующих, когда сказал, что проведение «круглого стола» именно в Южно-Российском лицее казачества и народов Кавказа не случайно. Ведь «Казаки – это не только визитная карточка лицея, но и лицо, и гордость нашего города. И мы считаем, что организация именно такой подготовки учащихся способствует формированию сильных личностей, готовых к защите Отечества». Кроме того, он подчеркнул, что воспитание молодежи на основе традиций и культуры казачества является очень перспективным направлением, а выпускники таких заведений достаточно востребованы.
- Мы понимаем, что для нашего края необходимо создание кадетского корпуса, - все-таки согласилась Ирина Кувалдина. - И это одно из предложений, которое активно выдвигает комитет Ставропольского края по образованию и другие структуры, но мы не можем сбрасывать со счетов и то, что сейчас уже наработано. И наша задача в развитии этих классов и создание таких условий, чтобы ребята могли проживать рядом со своими родителями.
Надо заметить, что время от времени разговор обязательно сводился к вопросу финансирования:
- Не надо нам помогать с методикой, я прошу помочь в другом направлении...
- Деньгами?
- Да, и, прежде всего, кадетская (казачья) форма – это проявление гражданственности, и если она не в порядке, то мы не можем говорить о воспитании ребенка...
По мнению председателя комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Бориса Александровича Калинина, закон все-таки работает и не только на голом энтузиазме:
- Комитет выполняет закон в пределах своей компетенции... Исходя из наших возможностей, мы оказываем поддержку.
И после ознакомления присутствующих с конкретными цифрами по финансированию добавил, что комитет выступает за создание полноценного казачьего корпуса, но пока идет только переписка, в которой участвуют также министерства финансов и образования.
- На мой взгляд, для постановки вопроса о создании Президентского казачьего корпуса сейчас очень удачный момент, - считает он.
Все выступающие говорили о том, что реальную поддержку они получают лишь от местных казачьих обществ, от округа или ТКВ. Как правило, это помощь в приобретении формы для казачат, организация бесплатных обедов.
Звучали и предложения, с помощью которых можно было бы решить проблему финансирования казачьих классов. Например, предлагалось поднять вопрос об освобождении казаков от арендной платы за землю. И тогда они могли бы оказывать помощь более активно. Но прибывшие не были готовы отвечать на такие вопросы.

Угол четвертый: национальности
Директор Южно-Российского лицея казачества и народов Кавказа поделился с присутствующими своими наблюдениями:
- По сравнению с Ростовом и Краснодаром в учреждениях с казачьим компонентом у нас картина плачевная. У нас же весь казачий компонент основан на энтузиазме. Если директор учреждения не захочет, то и не будет в школе никакого компонента. Парадокс – мы что-то решаем, выполняем государственные и политические цели, обучаем у себя ребят из КЧР, Дагестана, Чечни, а все проблемы при этом лежат только на плечах города. И вся наша история – это история потерь – мы потеряли конно-спортивную школу, мы потеряли общежитие...
И еще один вопрос затронули казаки до начала заседания «круглого стола» - национальный состав казачьих классов. Будучи журналистом со стажем, я помню еще лет десять назад, когда я работала на одно московское издание, нам даже запрещали в своих материалах употреблять такие слова как грузин, армянин, чеченец... Почему-то считалось, что тем самым журналист якобы разжигает национальную рознь. Не спорю, может, в этом и есть какой-то смысл. Но сегодняшние высказывания казаков тоже заставляют задуматься. И разговор о национальной принадлежности детей в казачьих классах вызвал заметное оживление в зале: «Почему, когда создается еврейская школа, то в ней учатся лишь евреи? Если армянская, то армяне? Но если создается казачий класс, то почему туда берут всех подряд?».
Пожалуй, тут можно дать единственное объяснение – все эти народы считаются на территории России национальными меньшинствами. Но даже беглым взглядом можно заметить, что на Кавказе национальным меньшинством скоро станет православное русское население. Да и что умалчивать, известно, что в Назрани, например, уже нет ни одного русского. И вытеснение славян из кавказских республик идет стремительно.
На эти реплики Ирина Кувалдина заметила:
- По закону об образовании равны все, и учиться в классе с казачьим компонентом может любой желающий, хоть африканец, если он считает эту культуру своей, то он вправе выбирать. А вот делать отбор в классы по национальному признаку никто не имеет права. Это будет серьезным нарушением.
Директор кадетской школы имени генерала А. П. Ермолова Алексей Анатольевич Хитров неожиданно открестился от казачества, которое, по его же словам, стояло у истоков создания школы:
- Нет до сих пор единого органа управления, казаки свою свадьбу играют, кадеты свою. Считаю, что мы, прежде всего, являемся кадетами, а все остальное, что там развиваем на местах, это уже - ради Бога.
И тут же противоречит себе:
- Кадетская школа не отходила от казачества, я считаю, что на примере казачества нужно показывать историю русской армии и ее героическое прошлое... Я благодарен казачеству, которое стояло у истоков, и школа называется кадетская казачья... Но я против, чтобы дети переходили на интернатскую систему – они должны жить дома с родителями!

Угол пятый: закон
Главный недостаток в развитии казачьего кадетского образования, конечно, отсутствие механизма реализации тех законов, которые уже приняты. Но чтобы они работали, должна быть единая позиция и у тех, кто их принимает, и у тех, кто исполняет. Не надо друг другу «вставлять палки в колеса».
Атаман Терского казачьего войска Василий Павлович Бондарев был немногословен:
- Вырисовывается четкая картина, что возрождение казачества кроме казаков никому не нужно. Сегодня мы говорили о казачьем кадетском образовании, нас пытались убедить, что в названии учебных заведений и классов слово «казачье» не нужно! И сейчас оно всего лишь скромно стоит в скобках, в то время как в соседних регионах совсем другая картина. Грустно все это... Потому мне еще раз хочется сказать атаманам: «Кроме нас с вами никто ничего не сделает! Мы должны набраться терпения и в спокойной обстановке доказывать, что если мы кому-то не нужны, то нам нужно это, а нас используют только тогда, когда заставляют политические ситуации. И то, что мы сегодня не зовем на баррикады, не блокируем улицы, не перекрываем дороги, всех устраивает. Словом, ничего сегодня не изменится. Как мы содержали классы за свой счет, так и будем содержать, как строили церкви сами, так и будем продолжать... Но хотя бы своими силами мы все равно будем все это делать!
В итоге участники «круглого стола» решили направить в Совет при Президенте РФ по делам казачества предложение о создании президентского казачьего корпуса в городе Ставрополе в связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа. Кроме того, обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ от Ставропольского края с просьбой поддержать проект федерального закона №290378-5 «О внесении изменения в статью 12 Закона РФ «Об образовании» (в части расширения перечня типов образовательных учреждений).
Также было решено направить ряд предложений в Правительство Ставропольского края и в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края.
Пресс центр "Южный Федеральный"

Автор: Сергей САХАРКОВ