На "АВТОВАЗЕ" планируется сократить свыше двух десятков тысяч человек.

24/09/2009 - 15:51
Читать u-f.ru на

Президент тольяттинского автогиганта обсудил антикризисную программу с профсоюзной организацией. В соответствии с ней на заводе планируется сократить свыше двух десятков тысяч человек. Независимый профсоюз "Единство" об этом проинформирован не был.

Вчера, 23 сентября, прошла встреча президента АвтоВАЗа Игоря Комарова и профсоюзной организации завода. Правозащитникам представили схему, согласно которой предприятие не досчитается не более 27,6 тыс. сотрудников. Как сообщается на официальном сайте АвтоВАЗа, правление «сумело значительно снизить первоначально обсуждавшуюся цифру высвобождаемого персонала в количестве 36 тыс. человек».
Массовое высвобождение

То, о чем так долго говорили и опасались, оказалось правдой: на заводе предстоят массовые сокращения. Как заявлено в пресс-релизе, перераспределение загрузки производственных мощностей происходит в рамках антикризисной программы. Сейчас на заводе работает 102 тыс. человек, и «такой коллектив не может обеспечить эффективность и самоокупаемость производства, поэтому достигнута договоренность о снижении численности персонала на 27 тыс. 600 человек». Сюда же входят 5 тыс. руководителей, специалистов и служащих, приказ о сокращении которых издан 14 сентября. После высвобождения десятков тысяч сотрудников на предприятии останется около 75 тыс. рабочих.

Снижение численности персонала необходимо заводу также потому, что программа предусматривает выпуск порядка полумиллиона машин в год, при этом завод работает в одну смену, а мощности задействованы лишь на 65%. Коллектив в нынешнем виде «не может обеспечить эффективность и самоокупаемость производства».

Похоже, профсоюз проникся насущными проблемами предприятия. В заявлении говорится, что «руководство АвтоВАЗа считает особенно важным понимание проблем предприятия профсоюзом»: убытки по сравнению с первым полугодием 2009 года удалось сократить более чем в 2 раза, и все потому, что меры были поддержаны коллективом.
Кто пойдет на улицу

Завод приводит «раскладку» по персоналу. Пенсионеров среди уволенных, по заверениям АвтоВАЗа, почти половина – 13 тыс. человек. Завод «гарантирует тем, кто уйдет на пенсию в сентябре-октябре этого года, все выплаты в полном объеме». Около 5,5 тыс. – служащие предпенсионного возраста, то есть женщины в возрасте от 53 лет и мужчины в возрасте от 58 лет. У этой категории «есть реальная возможность получить и государственную, и корпоративную пенсию».

Еще одна многочисленная группа, насчитывающая 9,1 тыс. рабочих, – вполне трудоспособные. Для них есть план занятости. Сообщается, что 6 тыс. из них будут снова востребованы на АвтоВАЗе на новой линии, проект которой принят совместно с Renault. Но произойдет это только к началу 2012 года. До этого им предложат «временные рабочие места в г.Тольятти, работа на строительстве объектов особой экономической зоны (ОЭЗ), проект которой обсуждается в правительстве, переобучение сроком до 5-6 месяцев с выплатой стипендии». На предприятиях ОЭЗ планируется задействовать от 3 до 5 тыс. человек.
Сохранить коллектив

Главная задача, согласно официальной информации,, – «сохранить работоспособный коллектив ВАЗа и действующее предприятие». По словам Комарова, правительство, министерство и банки ожидают от сотрудников завода выполнения своей части работы – повышения эффективности производства, выхода на уровень безубыточности и оптимизации численности персонала.

Решение социальных вопросов ляжет на плечи федеральных и региональных властей, которые, как заявляется, готовы помочь заводу. В Самарской области может быть создана особая экономическая зона, проект которой рассматривается властями.
Не все в курсе

«Нас о сокращениях не информировали», – сообщил корреспонденту лидер независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев, чья организация не была приглашена на встречу. По его словам, «Единство» будет препятствовать массовым сокращениям персонала АвтоВАЗа. «В середине октября мы планируем провести митинг и там определимся с дальнейшими действиями», – заявил правозащитник.

Золотарев считает, что высвобождение такого количества людей грозит социальными потрясениями в Тольятти. «Думаю, что у людей будут проблемы с трудоустройством», – заключает он.

Акционер АвтоВАЗа Юрий Целиков, напомнил, что на данный момент ничего нет, кроме 5 тыс. сокращенных рабочих. Антикризисную программу тоже не видели, говорит он. «Пока что это «предпродажная подготовка» завода», – отмечает Целиков и объясняет, что это – выражение образное, основанное на ощущениях от происходящего. Выпуск прежних объемов продукции будет проблематичным с учетом нынешнего состояния производственной и технологической дисциплины, говорит он.
Обсуждения с прокуратурой

В конце прошлой недели городская прокуратура Тольятти и прокуратура Автозаводского района города провели оперативное совещание с участием профсоюзного актива АвтоВАЗа и других предприятий. Работники прокуратуры «призвали лидеров к сотрудничеству в период массовых сокращений и рассказали о тонкостях трудового законодательства».
На встрече обсуждались грядущие сокращения. «Мы попросили профсоюзных лидеров немедленно сообщить о всех нарушениях, жалобах в период сокращений. Разъяснили права работников, рассказали о полагающихся компенсациях и соблюдении трудового законодательства», – пояснили в прокуратуре города.

Автор: Сергей САХАРКОВ