Освобожденный от пиратов сухогруз Arctic Sea арестован как вещдок .

27/08/2009 - 08:38
Читать u-f.ru на

Вчера Басманный райсуд Москвы по ходатайству Следственного комитета при прокуратуре (СКП) России арестовал сухогруз Arctic Sea, захваченный пиратами в конце июля этого года. Решение было вынесено после того, как суд признал корабль вещдоком по уголовному делу о похищении людей (экипажа из 15 человек) и пиратстве. До окончания предварительного следствия судно будет находиться в полном распоряжении следствия, которое намерено осмотреть Arctic Sea и выяснить, какой на самом деле груз перевозило судно. Сейчас, по данным Минобороны, сухогруз в сопровождении военного сторожевого корабля "Ладный" движется в сторону Новороссийска и, как ожидается, прибудет туда в первой декаде сентября.

" В настоящее время следствие не располагает информацией о том, что там мог быть какой-либо запрещенный груз, — пояснили в СКП России. — Теперь Arctic Sea, шедший под флагом Мальты и освобожденный российским военным кораблем, в соответствии с международным законодательством находится под юрисдикцией России, представителем которой является командир российского военного корабля. В рамках уголовного дела готовятся и будут направлены в Швецию, Финляндию, на Мальту и в другие страны запросы о проведении следственных действий".

Между тем о том, что корабль вместе с грузом арестован по решению суда, технический оператор Arctic Sea — компания " Солчарт Архангельск " узнала от источников СМИ

"Это потрясающая новость, надо же, — изумился директор компании Николай Карпенков. — Только ничего хорошего в этом нет. Владельцы судна и так несут колоссальные убытки, а теперь это будет равноценно банкротству. Как они смогут расплатиться с покупателями и отправителями груза? Я не удивлюсь, если в конце концов исчезнут и корабль, и груз. Кроме того, мне не совсем понятно, на каком основании был арестован сухогруз, принадлежащий другому государству. Ведь Arctic Sea — часть Мальты".

По словам президента Ассоциации международного морского права Анатолия Колодкина, скорее всего, с Мальтой у России никаких разногласий не возникнет.

"Наверняка все эти нюансы были оговорены заранее, — пояснил он . — А согласно Конвенции ООН по морскому праву, если есть основания подозревать корабль в пиратстве, он может быть арестован захватившим его военным судном. Если я капитан военного корабля и знаю, что на судне пираты, то мне абсолютно все равно, под каким оно флагом. Но если версия в данном случае России не подтвердится, то по закону наша страна будет обязана компенсировать все убытки владельцу судна".

Несколько иную точку зрения высказал адвокат Владимир Жеребенков. По его мнению, вся история с арестом судна организована, чтобы передислоцировать Arctic Sea в российские воды. "Арест ограничил право судовладельцев распоряжаться кораблем, — заявил Владимир Жеребенков. — Эту санкцию могут снять или суд, или следователь. Кроме того, без ведома и разрешения последнего никто не имеет права осматривать сухогруз. Это некий ход конем. По большому счету для расследования захвата пиратами экипажа корабля в самом корабле нет острой необходимости. Ведь подозреваемые и потерпевшие уже в Москве, с ними ведутся следственные действия".

Автор: Сергей САХАРКОВ