При Генштабе создана рабочая группа, которая должна решить проблемы, связанные со введением института капелланов в вооруженных силах РФ.

25/08/2009 - 07:16
Читать u-f.ru на

При Генштабе создана рабочая группа, которая должна решить проблемы, связанные со введением института капелланов в вооруженных силах РФ.

Во время первоначального обсуждения этой темы выяснились два пункта, относительно которых российские священнослужители расходятся во мнениях. Первый касается доли верующих той или иной конфессии в военной части, начиная с которой имеет смысл дерать штатного священнослужителя. Предварительно названа цифра в 10%.
Заместитель председателя Совета муфтиев России Дамир Гизатуллин возразил, что нельзя пренебрегать религиозными потребностями не только 10%, но и «полпроцента» военнослужащих.

Второй пункт, вызвавший разногласия, заключается в том, что военное духовенство будет представлять только 4 традиционные для России религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм. "За бортом" остались, в частности, старообрядцы, католики и протестанты.

Заместитель председателя синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерей Михаил Васильев заявил, что отметил, что отказ от оружия и принятия присяги является типичным для представителей пятидесятников, адвентистов и баптистов и, по его сведениям, носит массовый характер. Священник уверен, что такой «отказ от выполнения своих гражданских обязанностей» является следствием того, что «кто-то замутил мозги» молодым людям, которые «к призывному возрасту оказались выключенными из национальной обороны и безопасности». Причем, по мнению о. Михаила, такая «страшная метаморфоза» происходит с молодыми представителями названных деноминаций именно в России, тогда как в западных странах протестанты не отказываются от выполнения воинского долга. Зампред синодального отдела не рассматривает российских протестантов как «традиционное» религиозное течение и считает их слишком малочисленными, «не больше арифметической погрешности».

Мы попросили священнослужителей прокомментировать оба этих спорных пункта.
Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, отметил, что веру арифметикой не меряют.

"Сегодня мы присутствуем при начале очень нужного и очень важного дела. Вопросы, которые сегодня возникают, предвещают большую кропотливую работу. Мы стоим только у ее начала, делаем первый шаг: хотя у Церкви и есть многолетняя богатая история окормления солдат и офицеров, но традиция была прервана, и надо всему учиться заново", - сказал он.

"Конечно, веру арифметикой не меряют и механике она неподвластна. Наша задача, если нам Господь сегодня доверяет этой работой заниматься, - засучить рукава и начать спокойно, нормально работать по введению института военного духовенства, и эту работу надо делать тщательно. Я думаю, всех нас можно пока только поздравить с тем, что она все-таки началась", - добавил священник.
аместитель председателя синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями игумен Савва (Молчанов) рассказал, что входит в обязанности православного священнослужителя в армии.

"Священнослужители, которые представляют самые многочисленные вероисповедания, входят в штат вооруженных сил. Это в первую очередь относится к православным и мусульманам. Что касается людей других вероисповеданий, то существует такая исторически сложившаяся практика, подкрепленная уже современным опытом служения духовенства в войсках: если я встречаю в части какого-то военнослужащего, который исповедует другую религию или придерживается какого-то христианского течения, и в части нет соответствующего священнослужителя, то в обязанности православного военного священника входит организовать встречу этого военнослужащего с представителем соответствующего духовенства - или в воинской части, или же, по договоренности с командованием, за ее пределами. Подчеркну: это входит в обязательные функции православного священнослужителя. Таким образом, ни полпроцента, ни одна десятая процента, - никто не будет ущемлен в своих правах", - сказал он.

"Что касается протестантов, то я думаю, что каждый человек, который служил в Вооруженных силах, конечно, с большим сожалением относится к тому мировоззрению, которое запрещает молодому человеку принимать присягу и с оружием в руках стоять на защите своего Отечества, своего дома, своей собственной семьи и других. Но опять-таки обязательная задача священнослужителя в воинской части - стремиться к единству воинского коллектива. В моей практике были случаи, когда священник встречал в воинской части человека, которого призвали, находящегося уже в полку, при полной боевой готовности, который отказывается принимать присягу, брать в руки оружие, дотрагиваться до оружия. В таких случаях священник обязан сделать все, чтобы даже такое мировоззрение, которое, конечно, трудно одобрить (представьте себе, что бы с нами было, если бы брать в руки оружие отказались бы православные и мусульмане), - не стало причиной для религиозного конфликта. Где угодно священник мог бы поспорить с такой позицией, но только не находясь в рядах Вооруженных сил, - там он должен выполнять совершенно иные задачи. И одна из этих задач - единство воинского коллектива и мир внутри него", - подчеркнул священник.

"Когда я работал в разных полках Таманской дивизии, то у меня были прекрасные отношения с мусульманами. Они с большим уважением относились ко мне, православному священнослужителю. Если поначалу у них и возникала какая-то враждебность, то после нашего знакомства, после бесед, на которые они приходили абсолютно добровольно, у нас не то что не было никаких недопониманий, но они стали относиться ко мне даже с большим интересом, чем мои православные. Мне с ними было тоже очень интересно общаться, отвечать на их эмоциональные вопросы. Конечно, сперва надо было их убедить, что я с уважением отношусь к их вере", - рассказал он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что присутствие духовенства ни в коем случае не должно негативно сказываться на выполнении боевых задач.

"По закону, традиционных религий в стране четыре. Вопросы, связанные с остальными, должны рассматриваться тогда, когда уже основные решения будут приняты. Протестантизм, действительно, для России совершенно не характерен. При СССР он был распространен в основном в Прибалтике, а теперь говорить о протестантизме в России как о заметном явлении, мне кажется, не приходится", - сказал он.

"Что касается доли военнослужащих, необходимой для введения в штат полкового священника, то вопрос кажется довольно специфическим. Мне кажется, Министерство обороны совместно с социологическими службами и традиционными религиями должны провести какие-то исследования, чтобы выяснить реальное положение дел. Если окажется, что представителей той или иной религии вдруг окажется совсем незначительное число, то, возможно, следует подумать о комплектации частей с учетом вероисповедания. Иначе будет беспорядок какой-то, а присутствие духовенства ни в коем случае не должно негативно сказываться на выполнении поставленных задач", - добавил священник.
Исмаил-хаджи Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, считает, что важна не доля представителей той или иной конфессии, а их абсолютная численность.

"Согласно шариату, если где-то есть сорок мусульман, то им уже нужен имам, независимо от процентного соотношения", - сказал он.

"Что касается других конфессий, то надо отметить, что наоборот, мы старались ограничить этот список традиционными религиями, чтобы не дать проникнуть на это поле сектантам. Я считаю, что это правильное решение", - добавил Исмаил-хаджи.
Муфтий Чувашии, первый зампред ДУМ России Альбир-хазрат Крганов призвал при восстановлении института военного духовенства опираться на опыт дореволюционной России.

"Введение института военных священников - правильное решение, и для российского воинства это не новшество. Нам необходимо учитывать опыт дореволюционной России, периода, когда у нас в стране было военное духовенство. И в то время, и сегодня духовное окормление, духовное воспитание военнослужащих было необходимо", - сказал он.

"Разумеется, какие-то нормы нужны: не стоит держать духовенство той или иной религии там, где оно не востребовано. Но не должны быть обделены все конфессии, присутствующие в той или иной части", - считает Альбир-хазрат.

"Так уж сложилось, что традиционных для России религий именно четыре, что и в российском законодательстве отмечено. Таков объективный факт. Возможно, какие-то меры для приверженцев иных конфессий и надо будет принимать, но сейчас трудно сказать, как эта проблема будет решаться", - сказал он.

"Я думаю, вообще пока критиковать еще рановато. Уверен, что все проблемы будут постепенно решены, потому что и Минобороны, и духовенство настроены на конструктивный диалог", - заключил муфтий.
Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) раввин Зиновий Львович Коган считает необходимым начатую в армии работу продолжить в МВД и МЧС.

"Возрождение института военных священников в российской армии, мне кажется очень важным. Я надеюсь, что впоследствии это затронет не только армию, но и МВД, и МЧС", - сказал он.

"Надо понимать, что в процессе реализации проекта нормы будут меняться. Понятно, что поначалу надо удовлетворить самые неотложные нужды, то есть священнослужители появятся в первую очередь там, где много верующих соответствующего вероисповедания. То же касается и второго вопроса. Когда-нибудь дело дойдет и не только до традиционных российских конфессий. Но все нужно делать шаг за шагом", - добавил раввин.

"Внушают надежду и сегодняшние слова президента, сказанные в Бурятии - о его готовности оказывать в том числе и финансовую поддержку традиционным религиям в образовании, подготовке священнослужителей, реконструкции храмов. Это очень важно. Мы благодарны президенту за такую заботу", - заключил Зиновий Львович.

Автор: Сергей САХАРКОВ