Для выполнения социальных обязательств Россия будет вынуждена на внешнем рынке занять около $60 млрд.

08/19/2009 - 17:21

В ближайшие три года доходы российского бюджета будут падать на фоне низких цен на нефть, сокращения внешней торговли и снижающихся налоговых поступлений, объяснил Минфин в проекте основных направлений бюджетной политики на 2010–2012 годы. Для выполнения социальных обязательств на внешнем рынке придется занять около $60 млрд.

Доходы бюджета в следующем году сократятся до 15,7% ВВП (в этом году – 17,1% ВВП). В 2011 году уровень поступлений в бюджет останется неизменным, а в 2012-м опустится до 15,5% ВВП. Эти цифры приводит Минфин в проекте основных направлений бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, опубликованном на сайте ведомства. При этом расходы бюджета в следующие три года также будут сокращаться: если в 2010 году они составят 23,2% ВВП против 25,9% ВВП в 2009 году, то уже в 2011 и 2012 годах они уменьшатся до 20% ВВП и 18,5% ВВП соответственно.

Объем доходов, поступивших в бюджет за семь месяцев с начала года, из-за кризиса сократился на треть. «По последним данным о доходах в федеральный бюджет, с января по июль текущего года они составили 67% за такой же период прошлого года», – заявил вице-премьер Александр Жуков на совещании с руководителями субъектов Центрального федерального округа по межбюджетным отношениям в Смоленске.

Резкое сокращение доходов в ближайшие годы Минфин объясняет прежде всего падением мировых цен на сырье. В частности, в 2010–2011 годы цены на нефть и газ будут на 36–40% (или $35–40) ниже, чем всего восемь месяцев назад писал Минфин в прежнем варианте основных направлений бюджетной политики на эти годы.

Снижение объемов внешней торговли также съедает поступления в государственную казну: в следующем году экспорт рухнет относительно прежних прогнозов на 45% в долларовом выражении, импорт – на 55–58%.

Свою роль сыграет и сокращение налоговой базы. В частности, налогооблагаемая прибыль предприятий будет ниже, чем ожидалось, на 37% в 2010 году и на 43% в 2011 году. Кроме того, государство снизило налоговые ставки, чтобы помочь предприятиям преодолеть последствия кризиса. Так, отмечается в проекте, ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет, снизилась с 6,5% до 2%, что стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

«Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств», – отмечается в проекте.

Основные траты бюджета связаны с дефицитом Пенсионного фонда России, на покрытие которого в 2010 году будет направлено 1,166 трлн рублей, в 2011 году – 662,4 млрд рублей, в 2012 году – 730,1 млрд рублей. Также государство в следующем году намерено поднять расходы по национальному проекту «Здоровье» на 12,1% – до 114,8 млрд рублей. При этом расходы сохранятся и в следующие годы, тогда как расходы на «Образование» останутся на прежнем уровне – по 16 млрд рублей в следующие три года.

В 2010 году ВВП России увеличится на 1%, в 2011 году – на 2,6%, в 2012 году – на 3,8%, надеется Минфин. Положительная динамика экономического роста в России восстановится благодаря правительственным...

При этом бюджетникам и безработным не стоит рассчитывать на увеличение доходов, хотя бы в пределах инфляции.

«Сейчас на федеральном уровне мы приняли решение не индексировать заработную плату работникам бюджетной сферы», – заявил вице-премьер Александр Жуков в среду на совещании с руководителями Центрального федерального округа по подходам к формированию межбюджетных отношений на 2010-2012 годы. «Пособия по безработице не будут в 2010 году индексироваться как по минимальному, так и по максимальному уровню. Это решение принято окончательно, и я бы попросил регионы учесть это в бюджетах», – добавил замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин. В то же время, по словам Жукова, если экономическая ситуация будет складываться лучше прогнозов, индексация будет проведена. Но даже несмотря на такую экономию,

именно расходы на социальные выплаты создадут львиную долю дефицита бюджета в следующие годы, отмечают эксперты.

Дефицит бюджета в 2010 году составит 7,5% ВВП, но уже в следующие годы он будет постепенно сокращаться до 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году. «Если сравнивать с бюджетом прежних лет, то в новом проекте расходы на федеральные целевые программы, инвестиционные расходы в очень урезанном виде, тогда как социальные расходы сильно выросли», – отмечает главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров.

Регионы смогут увеличить бюджеты за счет роста некоторых налоговых ставок. Предполагается, что их индексация принесет в региональные бюджеты дополнительные 96,6 млрд рублей в 2010 году, заявил замглавы...

Главными источниками покрытия бюджетной дыры в 2010 году останутся Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Это означает, что Резервный фонд будет практически полностью исчерпан уже в следующем году. Если в начале 2009 года он составлял 4,027 трлн рублей, то уже к началу 2010 года, по прогнозу Минфина, снизится до 1,55 трлн рублей. Те средства, которые могли бы пополнить фонд, пойдут на финансирование расходов бюджета. Фонд национального благосостояния может быть исчерпан в 2014-2015 годах. Исходя из планов правительства, к концу 2012 года размер фонда составит 0,9 трлн рублей против 2,6 трлн рублей на начало 2009 года.

Таким образом, уже в следующие годы Россия вынуждена будет обратиться и к внешним заимствованиям. Согласно прогнозам Минфина, в 2010–2012 годах на внешнем рынке предполагается занять почти $60 млрд с учетом выпуска евробондов. Из них $600 млн придется на кредиты международных финансовых организаций. Совокупный объем госдолга вырастет до 16,41% ВВП к 2012 году с 10,04% ВВП в 2009 году. «Учитывая аппетиты правительства по расходам, трудно представить, чтобы Минфин ориентировался только на внутренний рынок», – отмечает главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин. Тем более что у России внешний долг относительно невысок. «У нас сейчас низкая долговая нагрузка как исторически, так и по сравнению с другими странами. Для России внешний долг в размере 10% ВВП – вполне посильная нагрузка», – соглашается Тихомиров.

Раздел: 
Публикации
автор:
Сергей САХАРКОВ

Новости партнеров: