Сколько стоит пост построить? Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди НУХАЖИЕВ – о нарушении права жителей Чеченской Республики на свободу передвижения.

26/02/2009 - 19:15
Читать u-f.ru на

Поборы на административных границах с Чеченской Республикой на постах ГИБДД стали поводом для неоднократных обращений Уполномоченного по правам человека в ЧР к руководителям соответствующих ведомств соседних регионов и к федеральным властям. Эта тема не раз поднималась и в местной прессе.
Однако, несмотря на усилия чеченского омбудсмена, представителей СМИ, проблема до сих пор остается актуальной для водителей и пассажиров, выезжающих за пределы Чеченской Республики. Почему обращения омбудсмена к руководителям высших эшелонов региональной и федеральной власти не достигают необходимого результата? Об этом – наше интервью.

– Нурди Садиевич, вы не раз заявляли о многочисленных фактах нарушения права жителей Чеченской Республики на свободу передвижения. На чем основывались ваши заявления и что было предпринято вами для решения данной проблемы?

– Это самая болезненная проблема, когда граждане Российской Федерации, только лишь потому, что они являются жителями Чеченской Республики, не могут беспрепятственно передвигаться по территории своей страны из-за злоупотреблений сотрудников милиции. Ко мне обращаются водители автотранспорта, пассажиры с жалобами на поборы и вымогательство со стороны сотрудников милиции на приграничных постах ГИБДД, в частности, на территории Республики Дагестан и других соседних республик.
В 2004 году я обращался к министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву по поводу противоправных действий по отношению к жителям Чеченской Республики на приграничных постах «Кавказ» и «Герзель». После соответствующих поручений Р. Нургалиева были предприняты определенные меры по разрешению проблемы. Положение тогда заметно улучшилось, но ненадолго – через некоторое время всё вернулось на круги своя. Новое обращение к Нургалиеву по поводу систематических поборов и вымогательства со стороны представителей силовых структур Дагестана по отношению к жителям Чеченской Республики было направлено на рассмотрение в МВД по Республике Дагестан. В итоге мы получили ответ из управления собственной безопасности МВД по Республике Дагестан, в котором говорилось, что «установить конкретных сотрудников ДПС и ОВД, занимающихся неправомерными действиями в отношении водителей автотранспорта, не представилось возможным».
К сожалению, должен констатировать, что на сегодняшний день злоупотребления сотрудников ГИБДД на федеральной трассе, проходящей через территорию Республики Дагестан, все еще имеют место. В ответ на наши обращения идут формальные отписки.
– Ваше последнее обращение, как нам известно, было адресовано президенту Республики Дагестан М. Алиеву и касалось ликвидации дублирующего контрольно-заградительного поста «Рубин». Удалось ли решить этот вопрос положительно?
– Это было не первое мое обращение по поводу ликвидации данного поста. На предыдущее обращение к руководству Дагестана был получен ответ, согласно которому указанный контрольно-заградительный пост создан на основании приказа МВД по РД «в связи со сложной оперативной обстановкой в приграничной зоне». Но мои неоднократные обращения были продиктованы не сомнением в законности его создания и функционирования. Дело в том, что КЗП «Рубин» создан на 726-м километре ФАД «Кавказ» в непосредственной близости от федерального контрольно-пропускного пункта на границе с Чеченской Республикой, где контрольно-заградительные мероприятия, тщательный досмотр транспорта и проверка документов пассажиров проводятся силами Внутренних войск и сотрудников МВД РФ. Незначительный промежуток дороги между этими постами, не пересекающийся с дорогами, ведущими в Чеченскую Республику, свидетельствуют о явной нецелесообразности его создания.
Никакой критики не выдерживает и ссылка на сложную оперативную обстановку в приграничной зоне в момент издания вышеуказанного приказа МВД по РД, а именно в августе 2007 года. Если следовать этой логике, то впору, в связи со сложной оперативной обстановке в Республике Дагестан, создавать контрольно-заградительный пост в приграничной зоне на территории Чеченской Республики.
– Почему, на ваш взгляд, не удается найти взаимопонимание в этом вопросе с руководством Республики Дагестан?
– Думаю, дело в том, что определенные силы лоббируют интересы коррумпированных чиновников.
На встрече с правозащитниками у министра внутренних дел по ЧР в январе 2008 года в беседе со мной заместитель министра внутренних дел по Республике Дагестан Исмаилов заявил, что на благоустройство КЗП «Рубин» потрачено свыше 18 миллионов рублей. Напрашивается вопрос: зачем на благоустройство поста, тем более дублирующего федеральный КЗП, тратить такие огромные средства?
По нашим данным, через этот пост за сутки проходит от трех до пяти тысяч единиц автотранспорта, перевозящего пассажиры и грузы. При минимальном размере поборов с каждой автомашины их суточная «норма» может находиться в пределах от 600 до 800 тысяч рублей, а ежемесячная – от 18 до 20 миллионов рублей. Это внушительная сумма. Именно этот фактор играет немаловажную роль в создании условий безнаказанности и вседозволенности нечистоплотным сотрудникам милиции.
К сожалению, мои неоднократные обращения, касающиеся этой проблемы, в нарушение федерального закона «О порядке рассмотрения жалоб и обращений граждан Российской Федерации», были направлены для проверки в МВД по Республике Дагестан, то есть в тот орган, противоправные действия сотрудников которого были обжалованы.
– И что выявили эти проверки?
– Из ответов, которые мы получили из МВД по РД, следует, что в ходе служебных проверок факты вымогательства и поборов сотрудниками на КЗП «Рубин» не подтвердились. Как нам сообщили, в ходе проведенных мероприятий проводились встречи с водителями пассажирских транспортных средств из Чеченской Республики на автостанциях г. Хасавюрта. Было заявлено, «что никто из них не обращался с жалобами к правозащитникам», и, как ни странно, они понятия не имеют о фактах вымогательства на постах. Между тем, согласно тем же официальным ответам, «с момента образования КЗП «Рубин» на действия его сотрудников поступили всего лишь две жалобы от жителей Чеченской Республики. По результатам их проверок органами прокуратуры было отказано в возбуждении уголовных дел «ввиду отсутствия события преступления». В то же время, за период существования КЗП «Рубин» его «сотрудниками в ходе контрольно-досмотровых мероприятий было выявлено 471 правонарушение, содержащее признаки преступления».
Странно, что многочисленные служебные проверки по нашим обращениям «не выявили» фактов злоупотреблений со стороны милиционеров на приграничных постах. Зато в ходе контрольно-досмотровых мероприятий на данном посту выявлена масса правонарушений со стороны граждан, что является «веским основанием» для функционирования дублирующего поста.
Руководство МВД по Республике Дагестан рекомендует нам назвать «конкретные фамилии, звания и другие установочные данные сотрудников ОВД, занимающихся неправомерными действиями против водителей транспортных средств. Установить факты неправомерных действий сотрудников МВД по РД не представляется возможным. Но почему-то даже конкретные примеры откровенного вымогательства, с указанием даты, времени, конкретного поста, фамилий некоторых сотрудников, о которых мы писали в ранних своих обращениях, не получили должной правовой оценки. «Не нашли» ничего неправомерного органы прокуратуры и в действиях конкретных сотрудников милиции, с жалобой на которых обратились жители Чеченской Республики уже непосредственно в соответствующие ведомства Дагестана.
Одна из главных, на мой взгляд, причин неразрешенности поднимаемой нами на протяжении нескольких лет проблемы – в коррумпированности определенных структур и конкретных чиновников. Кстати, самой коррумпированной в нашей стране считается милиция регионов Северного Кавказа. Должен сказать, что определенная вина в этом лежит и непосредственно на гражданах. Когда мы боролись за права наших водителей такси и маршруток, чтобы с них не брали мзду на приграничных с Республикой Дагестан постах, я столкнулся с интересной ситуацией. Водители автотранспорта, стоящие в очереди на пропускном посту, несмотря на мои неоднократные просьбы, давали милиционерам деньги, лишь бы их пропустили поскорее, без очереди.
Очень часто гражданин, жалующийся на противоправные действия представителей власти, не желает написать письменное заявление или дать конкретную информацию о чиновнике, который вымогает у него деньги. Люди уже не верят, что «вымогатели в погонах» будут наказаны, поэтому и не хотят обращаться с заявлениями в официальные структуры. Им предстоит еще неоднократно проезжать через эти посты, и они боятся усложнять отношения с сотрудниками ГИБДД. Поэтому ответственность за коррумпированность чиновников несут в не меньшей степени и сами граждане, гражданское общество в целом.
– Есть ли надежда на то, что проблема мздоимства на приграничных постах на территории Республики Дагестан будет решена?
– Эта проблема наносит огромный вред добрососедским отношениям между братскими республиками. Ежедневные конфликты на милицейских постах с жителями Чеченской Республики могут дойти до критической точки. В условиях экономического кризиса министерство внутренних дел страны прогнозирует рост преступлений. Незаконные действия представителей органов власти в этих условиях чреваты опасными последствиями. Подобная ситуация на руку деструктивным силам, пытающимся дестабилизировать обстановку на Северном Кавказе и в России в целом. Это самый важный аргумент, свидетельствующий о необходимости безотлагательного решения данной проблемы. Поэтому мы будем добиваться ее решения на самом высоком уровне. Если руководство Дагестана не примет соответствующих мер, мы будем вынуждены обратиться по этому поводу к Президенту страны Дмитрию Медведеву.
Кстати, в качестве одной из мер решения проблемы еще несколько лет назад я предлагал ввести регистрационные номерные знаки единого федерального образца. Потому что существование своих регистрационных номерных знаков на транспортные средства в каждом субъекте РФ в настоящее время напрямую способствует нарушению прав граждан на передвижение, сдерживает интеграционные процессы. А самое главное – препятствуют укреплению России как федеративного государства. Процесс по введению единых номерных знаков я предлагал начать с Северного Кавказа, где проблемы с передвижением стоят наиболее остро.

Автор: Сергей САХАРКОВ