В Госдуме готов проект "виртуализации" чиновников

29/10/2009 - 09:12
Читать u-f.ru на

Вслед за премьер-министром Владимиром Путиным, утвердившим во вторник план перехода всех государственных услуг в электронный вид, спикер нижней палаты Борис Грызлов сообщил сегодня, что в Госдуме также готов законопроект на эту тему, отвечающий самым смелым мечтам российских юзеров.

Законопроект предполагает, что с помощью системы электронного "одного окна" можно будет не только оформить налоговые и таможенные документы, но и зарегистрировать фирму, поставить на учет автомобиль и даже получить паспорт.

Авторами документа «Об общих принципах организации предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных муниципальных функций» стали «единороссы» Владимир Плигин, Николай Панков, Валерий Рязанский, Вячеслав Тимченко и либерал-демократ Татьяна Воложинская. Депутаты описали всю процедуру предоставления информации гражданам в условиях работы "электронного правительства", обратиться в который грждане смоугт либо виртуально через интренет, либо посетив многофункциональные информационные центры. Такие своего рода чиновничьи дома, объединяющие под одной крышей множество госорганов уже появляются во многих регионах и городах. В соответствии с планом правительства, чиновники, объединенные под одной крышей многофункционального центра должны будет предоставлять всем желающим 74 вида услуг.

Сегодня же стало известно, что собственный переход к формату "электронного правительства" начали и отдельные российские ведомства, – например, Министерство обороны и ЦИК.
Чиновники станут виртуальнее

«Мы обеспокоены тем, что услуги, которые населению должны предоставляться бесплатно государственными, муниципальными и иными органами власти, сейчас совершаются через посредников и за большие деньги», – объяснил соавтор законопроекта, председатель думского комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко. Он отметил, что чиновники зачастую сами направляют человека, который пришел получить справку или лицензию к посредникам. "Становится непонятно, за что такие чиновники получают немаленькие зарплаты, если их функции выполняют третьи лица", – возмущается депутат.

С принятием закона чиновники будут должны самостоятельно делать запросы в другие органы власти и обмениваться справками, не отправляя граждан в походы из инстанции в инстанцию. Также любой заявитель сможет рассчитывать на получение справки, не только обратившись напрямую в той или иной орган, но даже и отправив заявку по интернету. При этом плата за предоставление документов многофункциональным центром не будет отличаться от нынешней стоимости услуг. Исключение обещано для клиентов, требующих быстрого обслуживания. Перечни всех платных услуг должны публиковаться на официальных сайтах госорганизаций.
Электронный паспорт

В законопроекте даже предлагается выдать всем россиянам электронную идентификационную карту, своего рода электронный паспорт, с помощью которого гражданин сможет в он-лайн режиме подать заявку, написать заявление или заполнить декларацию, подписавшись электронной подписью. По замыслу депутатов, эта процедура не только упростит бумажную волокиту, но и повысит защиту баз от взлома, поскольку легче будет отслеживать, что за человек появлялся на сайте.

«Для перехода на электронный документооборот необходимо решить ряд нормативных вопросов – кодировки информации, электронной печати, но разработка нормативных актов – также задача правительства. Оно давно и активно занимается этим вопросом. Нормативная база под законопроект может быть готова к 1 января 2011 года», – заверил Тимченко.

Грызлов также подчеркнул, что переход к электронному документообороту «выбьет почву из-под ног коррупции, позволит повысить качество управления, а значит, и производительность труда в госаппарате». По его словам, Госдума уже активно переходит на электронный документооборот. Уже сейчас граждане могут найти в интернете все законопроекты и постановления, увидеть пленарные заседания – правда, частично в трансляции на сайте нижней палаты.
Сайт-повинность

С принятием законопроекта о предоставлении госуслуг усовершенствовать свои страницы в сети придется всем органам власти, даже муниципального уровня. Уже через год каждый интернет-пользователь сможет, не выходя их дома, не только подать заявление, но и проследить в режиме реального времени, кто и как долго рассматривает его заявку. Сейчас же, отмечают депутаты, многие сайты лишь информируют посетителей о названии органа власти и о его структуре. Большинство сайтов не только не обновляются, но и не размещают нормативных документов или бланков заявлений.

Финансироваться создание "электронного правительства" будет как из средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках целевой программы «Электронное правительство». По словам министра связи РФ Игоря Щеголева, «уже сейчас ведомства передают информацию о своих услугах в реестр госуслуг, который интегрирован с порталом государственных услуг, который планируется запустить в декабре». Министр надеется, что до конца этого года информация о сотнях услуг в электронном виде уже появится на этом портале, а весной услуги в электронном виде начнут предоставляться в тестовом режиме.
Военный "Жетон" охватит 880 тыс. личного состава

В Минобороны в начале этой недели заработала электронная система учета личного состава, призванная существенно облегчить военным получение информации о количестве и качестве военнослужащих. Как сообщили GZT.RU в главном управлении кадров Миноброны, система "Жетон" учитывает около 65 различных параметров буквально по каждому военному, позволяя в режиме реального времени отслеживать, сколько в армии полковников, сколько майоров, в какой части не хватает связистов, а в какой – артиллеристов. "Эта информация позволяет оперативно реагировать на кадровые изменения и принимать соответствующие решения, например, перебрасывать специалистов из тех частей, где они в избытке, туда, где их не хватает", – рассказал собеседник издания.

Вместе с тем источник отметил, что система находится только в начале эсплуатации, поэтому кадровикам предстоит постпенно перевести в электронный вид около 800 тыс. личных дел военнослужащих. Сюда входят документы на действующих военных, а также на уволенных в запас или проходящих процедуру увольнения.

В то же время в Генштабе ВС РФ сообщили, что "Жетон" была написана по собственным меркам разрабочиков и ее данные будут недоступны другим структурам Минобороны, имеющим электронный документ.

"Никаких стандартов по набору данных и совместимости их с другими системами сейчас нет, разработчики создавали систему в собственной среде, и, чтобы прочитать эти данные в других програмных комплексах, потребуется их конвертация", – отметил представитель Генштаба. Он добавил, что, скорее всего, данные из системы "Жетон" не будут читаться в гражданской системе электронного документооборота, о создании которого объявило накануне правительство. На практике это означает, что военным пенсионерам пока придется по-прежнему ходить за бумажными справками к военным кадровикам. Пока прямого доступа к системе не будет даже у министра обороны, а значит, проверить военных кадровиков тоже будет непросто.

Система "Жетон" начала создаваться в 2005 году концерном "Системпром" по заказу тогдашнего министра обороны Сергея Иванова. Стоимость проекта оценивается в несколько десятков миллионов рублей.
ЦИК растил свой Реестр четыре года

В недрах ЦИК России с 2005 года формировался и уже в этом году должен быть окончательно введен в действие электронный Регистр избирателей и участников референдума, который до сих пор создавался лишь как подсистема государственной автоматической системы (ГАС) "Выборы". Занимается этим Федеральный центр информатизации (ФЦИ) при ЦИК России и информационные центры избирательных комиссий субъектов РФ. Сведения об избирателе также вводятся в базу данных комплексной системы автоматизации (КСА) ГАС «Выборы» территориальными избиркомами и исключаются оттуда в связи с получением сообщения о регистрации смерти гражданина. В базе данных указаны сведения: о регистрации гражданина, имеющего паспорт по месту жительства, в отношении вынужденных переселенцев – по месту пребывания в данном регионе; о выдаче паспорта гражданину, не достигшему возраста 18 лет, имеющему место жительства на этой территории.

Раз в год данные должны обновляться, в них будут вноситься поправки, если таковые произошли: скажем, избирателя призвали в армию, сменил место жительства, получил инвалидность, оказался в местах лишения свободы. По замыслу разработчиков, это будет единый постоянно действующий "живой" список.

Стоит отметить, что уже сейчас списки избирателей на местах готовятся с применением этого Регистра, но порой они существенно отличаются друг от друга по формату. Кроме того, создатели единого Регистра считают, что их детище позволит партиям и избирателям повысить прозрачность выборов. Любой желающий сможет сверить итоги голосования в местных УИКах с тем, что опубликовано на следующем этапе – на сайтах ТИКов.

Регистр избирателей существует во многих странах мира, в том числе и в СНГ. Например, в Белоруссии и Армении они обнародованы на сайтах ЦИК этих стран. Помимо всего прочего, именно создание Регистра позволит вскоре установить точную цифру жителей России – в условиях, когда правительство решило из-за кризиса отложить проведение всероссийкой переписи. Отсутствие четких данных, по мнению экспертов, создает дополнительную почву для коррупции или иных нарушений.

Автор: Сергей САХАРКОВ