Транзит в Европу раскупорен.

19/01/2009 - 10:30
Читать u-f.ru на

Транзит российского газа через Украину может восстановиться уже сегодня. Так договорились в ночь с субботы на воскресенье премьер-министры России и Украины Владимир Путин и Юлия Тимошенко. Поставки будут возобновлены сразу же после подписания контрактов «Газпромом» и «Нафтогазом».

Но это далеко не единственный итог газового конфликта. Изменилась и существовавшая до сих пор схема поставок газа из России в Евросоюз через Украину. Во-первых, отныне «Газпром» и «Нафтогаз» заключают контракты напрямую, посредник исключен. Во-вторых, заявлено, что за основу цен поставок газа на Украину будет взята так называемая европейская формула. Все это означает, что Россия активно формирует новый, гораздо более прозрачный облик европейского газового рынка.

Как сообщил официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, все детали достигнутых договоренностей будут обнародованы только после подписания всех необходимых документов (ожидается, что это произойдет уже сегодня). Однако некоторые пункты соглашения были озвучены уже вчера.

Красная цена

Как заявил Владимир Путин, впредь газовые отношения между двумя странами будут строиться исключительно на рыночных принципах. Это станет основой не только для определения стоимости газа для потребителей Украины, но и для тарифов на транзит российского газа по территории республики.

Правда, в полном объеме эти принципы заработают в 2010 году, а на текущий год Украине будет предоставлена 20-процентная скидка. То есть если отталкиваться от заявленной ранее суммы $450 за тысячу кубометров, цена для Украины на текущий год может составить $360.
Транзит российского газа через Украину может восстановиться уже сегодня. Так договорились в ночь с субботы на воскресенье премьер-министры России и Украины Владимир Путин и Юлия Тимошенко. Поставки будут возобновлены сразу же после подписания контрактов «Газпромом» и «Нафтогазом».

Но это далеко не единственный итог газового конфликта. Изменилась и существовавшая до сих пор схема поставок газа из России в Евросоюз через Украину. Во-первых, отныне «Газпром» и «Нафтогаз» заключают контракты напрямую, посредник исключен. Во-вторых, заявлено, что за основу цен поставок газа на Украину будет взята так называемая европейская формула. Все это означает, что Россия активно формирует новый, гораздо более прозрачный облик европейского газового рынка.

В свою очередь Россия получит гарантии сохранения льготного тарифа прокачки российского газа для европейских потребителей на уровне предыдущего года ($1,6 за тысячу кубометров на 100 км).

Смерть посредника

Еще одним важным пунктом соглашения стало исключение из схемы поставок газа на Украину швейцарского газового трейдера RosUkrEnergo (RUE). Об этом вчера «Интерфаксу» сообщил источник в правительстве РФ. По его словам, Москва приветствует такое решение.

Переход «Газпрома» на прямые контракты с «Нафтогазом» в тандеме с европейской формулой цены по сути фиксирует прозрачность, предсказуемость и рыночный характер взаимоотношений Украины и России в газовой сфере, заявил источник. Немаловажно, что в данном случае «речь идет о долгосрочном характере контракта на поставки российского газа на Украину на годы вперед».

В RUE эту информацию пока не комментируют. При этом собственно с украинского рынка полностью вытеснить этого трейдера вряд ли удастся: у RUE есть действующие контракты на поставку газа в страны Центральной и Восточной Европы (Германия, Венгрия, Эстония и Польша), поэтому транзит через Украину компания так или иначе будет осуществлять. Нужно учесть, что, по словам одного из собственников RUE Дмитрия Фирташа (владеет 45% трейдера), компания давно приобрела контрольные пакеты облгазов на Украине и контролирует около 75% всего продаваемого газа в стране (почти 50 млрд кубометров газа в год).

Последний долг

Официально пока не озвучены пути решения долгового вопроса, поэтому неясно, отдаст ли в конце концов «Нафтогаз» долг «Газпрому» в размере более $600 млн. До сих пор Киев следовал такой линии поведения: сначала до последнего выбивать льготные цены, а затем задерживать платежи. По оценке Владимира Путина, только за период с 2005 по 2009 год украинская экономика была безвозмездно поддержана «Газпромом» на сумму $47 млрд.

В декабре «Нафтогаз» рекордными темпами погасил большую часть задолженности. Но что касается непоступления $600 млн, в Киеве пожимают плечами: якобы весь долг оплачен, но деньги, возможно, застряли у посредника RUE. Руководство последнего в свою очередь утверждает, что никаких $600 млн не получало. Круг замкнулся.

Вчера в «Газпроме» и «Нафтогазе» долговую тему комментировать отказались, ссылаясь на коммерческую тайну. Возможно, этот вопрос будет прояснен сегодня в ходе подписания контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом».

Еще большую сумму - $1,2 млрд по состоянию на 15 января - оценивают потери «Газпрома» от кражи газа на Украине и от непоставок топлива в страны Евросоюза. В лучшем случае экспорт газа в Европу возобновится в промышленных объемах не ранее 20-21 января, а значит, убытки возрастут минимум на $400 млн.

Но и это еще не все. Вице-премьер Игорь Сечин в конце прошлой недели признал, что «Газпрому» с момента прекращения поставок в Европу (7 января) пришлось остановить работу более 100 скважин в Западной Сибири. Вновь запустить их в условиях суровой сибирской зимы будет нелегко как с технической, так и с финансовой точек зрения. Так что общая сумма убытков «Газпрома» вполне может перекрыть порог в $2 млрд.

Заметим, что Тимошенко неоднократно публично заявляла (и даже отметила это в специальной декларации к первоначальному тексту протокола об учреждении группы международных наблюдателей), что Киев погасил все газовые долги.

В отсутствие по состоянию на вчерашний день официальных заявлений появляется версия, что «Газпром» получит свои украинские недоимки, но, вероятно, именно через повышение цены. Показатель: Тимошенко еще совсем недавно не соглашалась даже на $250 за тысячу кубов за поставляемый на Украину газ.

Более того, Владимир Путин, как он сам рассказал главным редакторам ведущих СМИ Германии на ночной (с пятницы на субботу) встрече в Дрездене, предложил Тимошенко еще и возможность для «Нафтогаза» перепродать часть российского газа европейским потребителям. Маржа неплохая: минимальная евроцена в первом квартале 2009 года - $450, но и тогда Тимошенко отказалась. А тут согласилась покупать газ сразу на $100 дороже.

Поршень ждет усилия

Стоит в ближайшее время ожидать и детализации в решении вопроса об оплате поставок так называемого технологического газа для украинской газотранспортной системы. По оценкам и «Нафтогаза», и «Газпрома», четырем украинским экспортным газопроводам необходимо одномоментно 140 млн кубометров газа. Это, по образному выражению Владимира Путина, своего рода поршень, который должен проталкивать российский экспортный газ на Запад.

Но по мировым транзитным стандартам необходимые объемы технологического газа должен обеспечивать транзитер, а не поставщик (для таких операций, собственно, транзитер и взимает с поставщика плату за транзит).

Еще больше газа нужно для турбин украинских газоперекачивающих станций. По расчетам «Нафтогаза» (соответствующее письмо было передано «Газпрому» на прошлой неделе), в сутки необходимо 21 млн кубометров. Украинцы фактически выставили «Газпрому» счет: 360 млн кубометров газа в январе и по 600 млн в феврале и марте. Итого: 1,56 млрд кубометров газа в первом квартале 2009-го. Цена - $1,7 млрд. При этом никто не гарантировал, что газ не будет вновь украден, а до западных потребителей так ничего и не дойдет.

Поэтому Владимир Путин предложил западноевропейским компаниям - потребителям газа создать международный консорциум, который разделил бы с «Газпромом» риски поставок.

Впервые эта идея прозвучала 15 января на встрече Владимира Путина с Паоло Скарони, главным исполнительным директором итальянской компании ENI. Итальянец полностью поддержал инициативу.

На следующий день, уже в Берлине, Путин провел переговоры не только с Паоло Скарони, но и с представителями двух других ведущих европейских энергокомпаний - председателем правления E.ON Бернхардом Ройтерсбергом и исполнительным вице-президентом Gaz de France-Suez Жан-Мари Доже.

Вначале европейцы настаивали, что всю сумму, предоставляемую для решения вопроса с технологическим газом, они впоследствии истребуют с «Газпрома». Но затем согласились взять на себя финансовые риски, поставив сразу 140 млн кубометров технологического газа, а топочный газ поставлять суточными объемами с последующим мониторингом транзита российского газа через Украину.

Между тем в субботу президент Дмитрий Медведев на газовом саммите в Кремле предложил взамен международного газофинансового консорциума просто открыть в первоклассном европейском банке безотзывный аккредитив в $1 млрд.

Наконец, Владимир Путин в Берлине предложил федеральному канцлеру Ангеле Меркель учредить еще одну международную контрольную миссию. Чтобы заставить Украину соблюдать обязанности страны-транзитера, эта организация должна детально проанализировать возможности ее трубопроводной системы и отыскать те ее участки, через которые можно было бы, несмотря на реверсный режим (газ на Украине пока качают с западных газохранилищ на Восток), все-таки протолкнуть газ на Запад. По словам Путина, Меркель эту идею не отвергла.

После ночного соглашения Путина и Тимошенко эта сложная схема остается невостребованной, поскольку украинская газотранспортная система и так вскоре должна полностью заполниться российским газом.

По словам источника в российском правительстве, приведенным агентством «Интерфакс», не понадобится контроль за техническим состоянием газотранспортной системы Украины. Также не потребуется «создание международного консорциума для выкупа технического газа для Украины». Источник пояснил, что после подписания контракта «стороны смогут самостоятельно и прозрачно контролировать все эти вопросы».

Можно предположить, что свою роль вышеупомянутые наработки российских лидеров сыграли, обеспечив уступки со стороны Тимошенко.

Чистилище под газом

Несмотря на существенные финансовые потери, понесенные, без сомнения, всеми участниками и заложниками сложившейся ситуации, газовый кризис явился детонатором для многочисленных инициатив России по реформированию существующих правил взаимодействия на мировом газовом рынке. Прежде всего речь идет об активизации разработки альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу - газопроводов Nord Stream и South Stream. Разразившийся коллапс лишь укрепил эту мысль в головах лидеров замерзающей в эти дни Европы. И несмотря на то что дискуссия об энергозависимости от России звучала в эти дни в Брюсселе с новой силой, это не отменило целого ряда политических заявлений о поддержке новых российских газовых проектов. Об этом, в частности, на совместной пресс-конференции с Владимиром Путиным заявила Ангела Меркель.

Аналогичное заявление прозвучало в конце минувшей недели и из уст президента Словении Данило Тюрка. В ответ глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что компания готова рассмотреть предложения об увеличении мощностей проекта South Stream, если таковые поступят от европейских партнеров.

Одним из мотивов, определявших поведение Киева в ходе конфликта, могло бы следование рекомендациям из-за океана.

«Весь этот мюзикл, который происходит на Украине, дирижируется совсем из другой страны, - поделился на днях своим мнением с журналистами зампред правления «Газпрома» Александр Медведев. - Все выглядит так, будто они танцуют под музыку, которая исполняется не Украиной».

В субботу в интервью «Вестям» вице-премьер РФ Игорь Сечин частично также затронул эту тему, обратив внимание на Хартию о стратегическом партнерстве. Этот документ касается в том числе и спонсирования модернизации украинской газотранспортной системы. А подписана Украиной и США хартия была в декабре минувшего года, как раз в период, когда раз за разом срывались переговоры о погашении украинских долгов и будущем сотрудничестве.

Свет в конце трубы

В сложившейся ситуации Россия выступает в роли инициатора новых методов взаимодействия на рынке. Так, вслед за созданием «большой газовой тройки» и Форума стран - экспортеров газа, призванных координировать действия производителей голубого топлива на мировом рынке (объемы добычи, вопросы транспортировки и т.д.), Москва выступила с инициативой пересмотреть действующую юридическую основу такого взаимодействия.

«Сложившаяся ситуация - это не повод для того, чтобы просто продолжать обмениваться упреками, но это повод для того, чтобы создать эффективный механизм защиты от таких ситуаций», - заявил Дмитрий Медведев в своем выступлении по итогам саммита руководителей стран - потребителей российского газа, состоявшегося 17 января в Москве.

«При открытии нашей сегодняшней встречи я сказал, что существующие международные документы нас не вполне удовлетворяют, в том числе упомянул и известную Энергетическую хартию. Поэтому нам нужно думать над тем, каким образом нам создать добротную, правовую основу», - сказал он.

По словам президента, некоторые предложения на эту тему уже были озвучены в ходе состоявшейся встречи, однако глобально этот вопрос будет поднят на ближайших саммитах G20 (состоится 2 апреля в Великобритании) и G8 (8-10 июля в Италии).

Если эти инициативы удастся реализовать, Россия имеет шанс на многие десятилетия занять место ведущего координатора мирового газового рынка и положить начало новой главе в истории мирового газового рынка.

Точка в газовом конфликте поставлена?

АНДРЕЙ КЛИМОВ, зампред комитета Госдумы по международным делам (фракция «Единая Россия»):

- Это выяснится в понедельник после обеда. Украина не впервые заявляет, что вопрос решен. Ведь Юлия Тимошенко осенью уже была у нас, наши страны вроде бы обо всем договорились и подписали меморандум. Тогда и заявления «Газпрома» о том, что на 90% все будет хорошо, были вполне искренними. Но за неделю до Нового года ситуация стала, как говорится, 50 на 50, а уж потом...

Мы не преувеличиваем, когда говорим, что внутренние проблемы Украины наслаиваются на все вокруг. Скажем, приедет сейчас Юлия Владимировна домой, но ведь там еще и помимо нее есть деятели, и у каждого из них свой шкурный и политический интерес в этом вопросе. Так что если она привезла консолидированное согласие своих земляков, тогда все будет нормально. Но если там в отношении этой позиции по-прежнему нет консолидации, тогда будет сложно. Хотя премьер Украины заявила, что консолидированная позиция вроде бы есть.

И все же подобная ситуация не может длиться вечно, потому что у Украины есть собственный лимит газа, который они прожигают каждый день. Но если у Украины газа осталось максимум на два месяца, то у Балкан счет вообще идет на дни. Этим и пользовались наши украинские партнеры, когда шантажировали всех подряд. То есть если бы они продержались в переговорном процессе до марта, тогда и цены на газ покатились бы вниз, а потом они и хотели расплатиться с нами за то, что уже потребили, по фиксированной цене.

Их простая идея была именно в этом, но таким образом они очень капитально экономили. Там сидят далеко не такие простые ребята, как кажется, но и у них мало что получилось. Я общаюсь и с такими зарубежными коллегами, которые не то что нас любят или не любят, но просто относятся к нам объективно. Так вот они очень злы на наших украинских партнеров. Я уж не говорю о представителях Румынии или Болгарии, которые настроены очень антиукраински, и у них нет никаких иллюзий относительно того, откуда все это проистекает.

А господа из Брюсселя, имея в виду и Россию, и Украину, говорят, мол, обе страны хороши. Но они и не могут сказать иначе, потому что на Украине - их воспитанники.

На недавних теледебатах я напомнил постоянному представителю Еврокомиссии в России Марку Франко, что еще три года назад предостерегал их о том, что все их примиренчество этим и кончится и они взрастят для себя серьезные проблемы. Они тогда только хихикали (тоже работают в соответствии с инструкциями), но ведь все так и получилось.

Примечательно, что публично они говорят одно, а когда находятся не на публике - совсем другое. Они прекрасно понимают, что происходит. Не будем забывать, что и Вашингтон капитально подзуживает Киев, постоянно давая инструкции о том, что нужно делать.

МАРАТ ГЕЛЬМАН, галерист:

- Нет, не поставлена. Получается, что, давая добро на транзит газа в Европу, Украина каким-то образом должна будет сама у себя отбирать его. Причем даже если ранее он был у нас сворован.

Да, газ сейчас пойдет, но вскоре найдутся политики, которые воспользуются этим для того, чтобы попытаться спихнуть Юлию Тимошенко, и все начнется заново.

Точка может быть поставлена тогда, когда будет понятно, откуда Украина может взять деньги для того, чтобы покупать газ. К тому же все это очень напоминает театр абсурда, а такой жанр предполагает бесконечные повторения.

НИКОЛАЙ РЫЖКОВ, председатель комиссии Совета федерации по естественным монополиям, бывший председатель Совета министров СССР:

- По-моему, все-таки наступает конец всему этому безумству. А вообще, черт его знает!.. Ведь господин Ющенко - человек непредсказуемый. Хотя вряд ли он сам затеял все это. Для того чтобы столкнуть Россию, Украину и ЕС, ему и идут подсказки из-за океана.

Невозможно даже представить, чтобы адекватный политический деятель дал добро на то, чтобы закрыть все заслонки на Европу! Вся эта многоходовка была направлена на то, чтобы из нас сделать дураков, однако американским кукловодам это не удалось.

СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ, научный руководитель Национального института развития, академик РАН, доктор экономических наук:

- Точка будет поставлена тогда, когда Россия войдет в газово-транспортный консорциум и совместной (российско-украинской) станет газотранспортная сеть Украины. Но это решение возможно, когда на Украине будет разумная и ответственная власть. А пока этого нет, все очень ненадежно.
Формула любви

В 2006-2008 годах при расчетах стоимости газа для Украины применялась формула «цена = среднее арифметическое от стоимости и транспортировки до Украины газа, закупленного в республиках Центральной Азии: Узбекистане, Казахстане и Туркмении».

Единой общепринятой формулы цены на газ в Европе нет, поскольку нет единого газового рынка. Конкретные уравнения, применяемые для определения стоимости газа в каждом отдельно взятом контракте, являются закрытой коммерческой информацией.

Вместе с тем в настоящее время применяется два наиболее распространенных подхода к формированию цены.

Первый подход основан на увязке газовых цен с ценой корзины альтернативных энергоносителей - угля, мазута, нефти (в зависимости от страны). Как правило, такие альтернативные виды энергоносителей имеют рыночную цену (являются биржевыми товарами), что делает возможным определение опосредствованно и цены газа.

Во втором подходе цена газа устанавливается в привязке к стоимости «корзины нефтепродуктов» (сырая нефть марки Brent, газойль и тяжелый топочный мазут) на бирже в Роттердаме с временным лагом в девять месяцев. Выбор именно Роттердамской биржи связан с тем, что этот город является крупнейшим нефтеналивным портом, центром нефтепереработки и местом, где сконцентрирована спотовая торговля нефтепродуктами в Европе.

Зачастую конечная формула цены на газ может содержать лишь частичную привязку к альтернативным видам топлива или «корзине нефтепродуктов». Такая привязка может быть зафиксирована на любом уровне (от 30 до 90%). Оставшаяся часть ценовой формулы устанавливается разными странами по-разному: она может быть привязана к инфляции, углю, сырой нефти или быть фиксированной.

Автор: Сергей САХАРКОВ