Вы нам писали ?

01/09/2008 - 15:09
Читать u-f.ru на

Вопрос:
Мой ребёнок – умственно отсталый. Факт, который я вынуждена была принять и смириться. Я не решилась отдать его в интернат для глубоко умственно отсталых детей, поскольку он бы рос вдали от меня, а он, как и все дети, нуждается в любви, дружбе, заботе близких людей, и лишить его материнской ласки и заботы, на мой взгляд, было бы не правомерно и жестоко. Я создала ему все условия для жизни: кормлю, одеваю, вожу на прогулки, стараюсь доставить ему как можно больше радости. Но всё больше тревожит меня, что мой ребёнок совершенно беспомощен, и нуждается в общении. Если меня не будет рядом, кто тогда защитит его интересы? Что можно сделать для таких детей, как мой ребёнок? Есть ли надежда, что он будет в состоянии выполнять требования общества и не навлекать на себя излишнее внимание людей из-за своей беспомощности? У меня самой много проблем из-за того, что я не знаю как вести себя с людьми и как защитить моего малыша, ведь я так его люблю!

Ответ:
Учите его жить, не ограждайте от повседневных обязанностей.
«Вероятно, что человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически» /Л. С. Выготский /
«Социальное воспитание победит дефективность» - так говорил Лев Семёнович Выготский, выдающийся учёный, гуманист. Вся моя практическая деятельность, направленная на поиск социальной направленности в реабилитации детей с особенностями в развитии подтвердила, что его теория и акцент на преодоление дефекта через социализацию до сих пор актуальны в наше время и находят своё подтверждение в практической деятельности.
Лев Семенович в своих трудах подчеркивал, что задача специалиста не в том, чтобы изолировать ребёнка с его ограничениями от социума, а наоборот, как можно раньше и теснее вводить его в жизнь, сегодня мы говорим интегрировать ребёнка в общество.
«Умственно отсталый ребёнок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребёнка». /Выготский Л. С./
Практический опыт, накопленный мной в реабилитационной деятельности с умственно отсталыми детьми, убедил меня в том, что необходимо менять существующие подходы в реабилитации детей с ментальными и психическими особенностями. Необходимо строить социально-коррекционные модели реабилитации, поскольку социальная реабилитация является наиважнейшим фактором помощи детям и подросткам с особенностями в развитии и без неё невозможно строить коррекционные мероприятия.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается ещё в младенчестве, а в дальнейшем становится всё боле сложным и разносторонним.
Анализ существующей ситуации в отношении детей с умственными и психическими особенностями даёт возможность предположить плавный, безболезненный переход к социальным моделям реабилитации и в нашей Республике.
Реалии сегодняшнего дня диктуют нам новые условия для развития социальной политики и для создания инновационных и альтернативных социально значимых программ для различных групп риска в нашей стране. Переход к социальной модели реабилитации поможет людям с особенностями в развитии решать жизненно важные вопросы интеграции в общественную среду, социализации, что поднимет их общественную значимость и нужность обществу. Каждому человеку важно знать, что он кому-либо нужен, что он востребован, и не менее важно человеку чувствовать заботу о себе не только со стороны семьи, но и со стороны общества. Социальная модель – это как раз та модель, которая позволит в большей степени проявить заботу о каждом гражданине и, по мере необходимости, создавать условия для полноценного проживания, не зависимо от диагнозов и состояний, то есть по потребностям и нуждам.
Существовало и существует до сих пор две формы воспитания детей: биологическая и социальная. Дети с нормальным развитием получают и биологическую форму и социальную. Дети с особенностями в ментальном развитии до сих пор отстранены от социальной формы воспитания и это не даёт им возможности реализовать себя и быть социально адаптированными в общество.
Трудность понимания развития особого ребёнка возникает из-за того, что особенность ребёнка бралась как вещь, а не как процесс и тем самым закрывалась проблема развития особого ребёнка.
В развитии особого ребёнка, так и в развитии любого другого ребёнка, «…существуют процессы, которые возникают из того, что организм и личность ребёнка реагируют на собственную недостаточность и в процессе развития, в процессе активного приспособления к среде вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки» (Л. С. Выготский).
Личность как целое имеет способность выравниваться, перестраиваться, компенсироваться процессами развития. Учитывая данные компенсаторные возможности особого ребёнка для его реабилитации необходимо создавать различные формы комплексной, социальной реабилитации. «Умственно отсталый ребёнок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается», так писал Лев Семёнович Выготский.
«Эта величайшая ошибка – воззрение на детскую ненормальность только как на болезнь – и привела нашу теорию и практику к опаснейшим заблуждениям. Мы тщательно изучаем крупицы дефекта, те золотники болезни, которые встречаются у ненормальных детей, - и не замечаем тех пудов здоровья, которые заложены в каждом детском организме, каким бы дефектом он ни страдал» (Выготский)
«… величайшая ошибка в том, что «в ненормальных детях видят только болезнь, забывая, что в них кроме болезни, есть ещё нормальная психическая жизнь, которая – в силу особых условий – получает такой примитивный, простой и понятный вид, которого мы не встретим у нормальных детей» (Трошин П. Я.)
При реализации медицинской модели реабилитации не ставится задача вникнуть в вопросы детского развития, так как умственная отсталость у детей относится к таким клиническим формам, которые туго поддаются лечебному воздействию. Но, совершенно естественен тот факт, что нельзя исключать медицинскую форму реабилитации. Необходимо эту форму совершенствовать и добавлять инновационные программы реабилитации с социальной направленностью. При введении новых понятий в медицине, таких как, социальный педиатр, социальный терапевт и при обучении новым технологиям социальных работников от медицины качественно изменится социальный статус семей, соприкоснувшихся с какими-либо проблемами, появится шанс не только получить бесплатное лечение, но и быть адаптированными в социальной среде нашего общества.
Как бы разнообразны ни были причины, порождающие различные отклонения в поведении детей, в основе всех их лежит одна особенность: нарушается равновесие между ребенком и средой.
При нарушении психического равновесия и при ограниченных способностях ребенок не в состоянии включиться в общественную жизнь. При наличии тяжелых нарушений он становится обузой для родных и всего общества. При более легких случаях, он не может удовлетворительно справляться со своими обязанностями в семейной, профессиональной и общественной жизни, У детей это выражается в неуспеваемости в учебе и отсутствии результатов воспитательного воздействия и развития. Развитие детей и подростков является неполноценным, когда оно не обеспечивает им необходимую подготовку к жизни, то есть не обеспечивает им высокий уровень социализации. Очень наглядным, на мой взгляд, является пример, когда родители из-за собственных амбиций и некомпетентности забирают на длительный период ребёнка из нашего Центра. Достаточно одного года, чтобы ребёнок пришёл к нулевой точке развития и потерял приобретённые им ранее навыки и умения. Таких примеров, к сожалению, много. Ещё ни одна семья не смогла дать высокий уровень социализации и правильно воспитать ребёнка с особенностями в развитии самостоятельно, без компетентной помощи специалистов.
При создании модели социальной реабилитации нужно учитывать, что фондом компенсации ребёнка является социально-коллективная жизнь ребёнка, коллективность его поведения, в которых он находит материал для построения внутренних функций, возникающих в процессе компенсаторного развития. Богатство или бедность внутреннего фонда ребёнка, например, степень умственной отсталости, является существенным и первичным моментом, определяющим насколько ребёнок способен воспользоваться предложенным материалом. И, естественно, степень умственной отсталости существенно различает их внутреннее состояние. Но это не является определяющим уровень развития ребёнка. Определяющим в развитии ребёнка является социальная среда, которая имеет на него воздействие. Необходимо помнить, что законы развития нормального и «особого» ребёнка раскрываются как единый закон. «По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие – люди, те и другие, - дети, у тех и других развитие идёт по одним законам. Разница лишь в способе развития» (Трошин П. Я. 1915 год) Надо всегда помнить, что чувства и нужды не находятся под влиянием умственных способностей людей!

Автор модели комплексной социализации детей с особенностями в развитии,
Генеральный директор Центра комплексной реабилитации
Сулеева Майра Магауяновна.

Автор: Сергей САХАРКОВ